• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Жизнь после PhD. Часть 1: История Анны Быховской


Начинаем серию материалов о выпускниках программы MAE, получивших степень PhD. О чем были их исследования? Как устроена учеба в ведущих мировых университетах? Как ученые ищут работу? В первой части своим опытом и практическими советами делится Анна Быховская (MAE’13), PhD in Economics from Yale University (2019).

 

Предопределенный путь

То, что я пойду по академическому профессиональному пути, в каком-то смысле было предопределено: многие члены моей семьи имеют степени кандидатов или докторов наук. Поэтому стать ученой было для меня чем-то естественным, понятным с детства.

На пятом курсе учебы на специалитете МГУ я поступила на программу MAE в РЭШ. На мехмате я уже начала заниматься научными исследованиями в области динамических систем и эргодической теории, но мне хотелось посмотреть по сторонам, какие еще есть варианты дальнейшего развития. РЭШ была на слуху, за ней закрепилась достойная репутация. Я не была уверена, стоит ли оставаться в РЭШ, но курс Микро-1 от Андрея Бремзена помог мне определиться. 

Почему PhD?

Как я уже сказала, для меня было логичным после высшего образования поступить в аспирантуру. Возможно, если бы сфера моих научных интересов все еще касалась только математики, я бы осталась в России. Но за качественной аспирантурой в области экономики следовало отправляться за рубеж.

РЭШ оказывала огромную поддержку во время подготовки к PhD (почитать подробнее об этапах поступления на PhD можно в гайде РЭШ – прим. ред.). Я начала думать над научным проектом еще летом после первого курса, это сильно помогло в дальнейшем. В течение лета и осени я регулярно обсуждала свои идеи с моим руководителем, Сергеем Измалковым. Это помогло получить рекомендации от ведущих профессоров РЭШ, что является ключевым в процессе поступления в аспирантуру. Было несколько университетов, которые прислали мне оффер. Из них я выбрала Йельский университет – у него было удобное для меня расположение, высокий рейтинг и много профессоров, с которыми можно разрабатывать интересную для меня тему.

Как учатся ученые

Получение степени PhD занимает пять или шесть лет. Первые два года были похожи на магистратуру в РЭШ. Были обязательные курсы (например, микро- и макроэкономика), курсы по выбору. Они меняются от университета к университету, в зависимости от специализации и профессоров. Например, у нас был курс от Питера Филлипса по эконометрике временных рядов – сдать этот курс считалось чем-то очень престижным, Питер – гуру в своей области. Впоследствии с этим профессором мы вместе работали над научными проектами и написали две совместные статьи.

После первого и второго курса были предусмотрены письменные и устные экзамены по пройденным дисциплинам. Для устного экзамена нужно было прочитать несколько научных статей, а потом профессора задавали по ним вопросы. Идея была в том, что эти статьи могут навести на мысли и какие-то новые идеи для собственных исследований. Потому что дальше предстояло заниматься своим проектом.  

На третьем году обучения нужно придумать себе научную задачу. Ты читаешь статьи, советуешься с профессорами, придумываешь тему, а потом оказывается, что она уже кем-то разработана и приходится все начинать сначала. Хорошо, если параллельно со своей научной разработкой ты сможешь набраться опыта в каком-то смежном проекте в рамках Research assistantship. Так можно получить больше опыта и добавить разнообразия в деятельность, не тратить все время на одно и то же.

Весь третий курс я работала с Питером Филлипсом и параллельно придумывала тему для своих исследований по микроэкономике и эконометрике (это достаточно редкое сочетание областей, и с карьерной точки зрения я не советую сочетать настолько разные темы). В конце третьего курса нужно было защитить prospectus – план исследования со своими идеями и гипотезами. Затем весь четвертый и пятый курс я над ним трудилась, продолжала публиковать совместные с Питером статьи по временным рядам. Весь шестой курс заняли подготовка к job market и трудоустройство.

Мэтчинг с темой мэтчинга

Я всегда считала, что научные работы по экономике должны сочетать теоретические идеи с приложениями. Моим кумиром в этом отношении всегда был Элвин Рот, который получил Нобелевскую премию по экономике в 2012 году. Его алгоритмы применялись в распределении донорских органов, а это давало шанс на жизнь большему количеству людей. Это очень меня вдохновляет.

Во время учебы в РЭШ я занялась темой мэтчинга, задаче из этой же области был посвящен один из моих личных проектов на PhD, недавно его опубликовали в Games and Economic Behavior.

Проект касался распределения школьников по школам. Даже самые лучшие учебные заведения не могут принять сразу всех желающих, у них есть ограничения. Для распределения учеников по школам можно воспользоваться, например, алгоритмом Гейла-Шепли. Часто важен не только статус школы, но и коллектив, в котором предстоит учиться. Вот тут и начинается мой проект. Я хотела понять, можно ли отразить в модели получение положительного эффекта от коллектива, можно ли в итоге получить качественное распределение школьников по учебным заведениям. Какие нужны условия для этого?

В моей модели одной из важных составляющих было разбиение на рынки. Бывают религиозные школы, которые принимают в ученики только представителей определенной конфессии. Бывают школы, в которые могут пойти только дети, живущие в определенном районе. Ключевую роль играет некоторый граф, который можно нарисовать по рынкам. Важно, чтобы он не имел циклов. Если их нет, то можно создать алгоритм, который построит устойчивое распределение школьников по школам, никто не захочет перейти в другую. А если в графе есть циклы, то равновесия может и не быть.

50 заявок – это еще мало. Как устроен рынок труда

В Йеле подготовка к выходу на job market началась примерно в августе перед шестым учебным годом. Мы готовили презентации по своим проектам, профессора давали обратную связь. Затем нечто похожее происходило на осеннем ланч-семинаре, на нем мне дали очень полезный фидбек, благодаря которому я смогла качественно дополнить свою работу.

Все это время я продолжала работать над своей job market-статьей. Одним из важных этапов подготовки была презентация без слайдов на 10-15 минут про свою работу, нужно было на понятном языке суметь донести до неспециалистов суть своего исследования. Мы тренировались в течение семестра, проходили тестовые интервью.

В ноябре началась рассылка CV. Есть несколько сайтов – Econ job market и American Economic Association, там публикуются вакансии. Чтобы откликнуться, нужно загрузить свое CV, рекомендательные письма, статью и иногда дополнительные материалы (например, отзывы на классы, которые преподавал, эссе о своем видении преподавания, эссе о помощи меньшинствам в профессии и т.д.). Обычно аспирант подается в среднем в 150 мест, но у меня были достаточно сильные предпочтения, я разослала всего около 50 заявок.

Затем приходят приглашения на интервью. В доковидные времена интервью проходили на общей централизованной конференции в начале января. Для нее снимали несколько рядом находящихся гостиниц, нужно было ходить по ним и проходить короткие 30-минутные собеседования. Самый напряженный день был, когда у меня было назначено пять интервью в разных местах.

После приходили приглашения сделать доклад и посетить кампус университета (fly-out). Я выбрала университет Мэдисон и два года работаю здесь постдоком – провожу исследования и преподаю. Этот период уже заканчивается, так что сейчас я снова в поиске работы: прохожу собеседования и делаю доклады, но теперь по Zoom..

Что нравится в науке

В науке тебе постоянно нужно решать какие-то нетривиальные задачи. В индустрии для того, чтобы продать продукт, достаточно использовать базовые знания, вновь и вновь идти по одному и тому же алгоритму. В науке же есть искусство. Ищешь задачу – выбираешь какой-то пейзаж, который хочешь нарисовать. Начинаешь задачу решать – постепенно рисуешь картину, подбираешь стиль, краски. Здесь всегда есть поиск, мозг никогда не простаивает.

Из минусов можно назвать отсутствие дедлайнов и периоды монотонной работы, когда основной результат уже получен, но надо улучшать и улучшать текст. Минимизировать минусы помогает соавторство, а также привычка разрабатывать сразу несколько проектов и переключаться между ними.

Самый главный совет для тех, кто решил пойти по академическому пути – заботиться о своем эмоциональном и психическом здоровье. Невозможно не волноваться и не стрессовать, но нужно уметь отвлекаться и заботиться о себе.

Вторая часть сюжета с интервью Алины Малковой здесь.

Чт, 13 января 2022
МАЕ, Абитуриентам, PhD
4766 человек прочитали эту новость, 36 отметили, что она им понравилась. А вам интересна эта новость?