• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Можно ли найти работу в кризис? Опыт первокурсников MAF: часть 2


Продолжаем делиться историями студентов первого курса магистратуры «Финансы, инвестиции, банки» (MAF) РЭШ о том, как они ищут работу в нынешнее время. В этом материале о своем опыте рассказали Антон Ермак, Евгений Кожевников и Александр Новоселов. Посмотреть первую часть можно здесь.

– Какое у вас первое образование? Как вы пришли в РЭШ?

Антон: После окончания программы Государственное и муниципальное управление в НИУ ВШЭ я планировал продолжать обучение в финансовой магистратуре. Из всех вариантов финансового образования в России я выбирал между ВШЭ и РЭШ и выбрал последнюю. На тот момент у меня уже были сданы все международные сертификаты, которые можно зачесть при поступлении вместо экзаменов, поэтому процесс поступления был несложным.

Евгений: Первое образование я получил в Финансовом университете по направлению «Международные финансы» и пошел в РЭШ, чтобы получить более современные знания. В какой-то степени магистратура РЭШ продолжает мое бакалаврское направление, но здесь больше количественных предметов: эконометрики, машинного обучения, математики.

Александр: Я пришел в РЭШ после бакалавриата МГУ, где учился на физфаке. Попал в Школу благодаря другу, который окончил бакалавриат МФТИ, а затем и программу «Экономика энергетики и природных ресурсов» (прим.: сейчас это одна из специализаций магистратуры «Финансы, инвестиции, банки»). Он тепло отзывался о РЭШ и перспективах, которые появляются у студентов после выпуска. Не скажу, что я изначально думал о РЭШ, но, когда встал вопрос о выборе магистратуры, оказалось, что это подходящий вариант.

– Вы ищете работу в сфере первого образования или фокусируетесь на экономике и финансах?

Антон: Изначально я фокусировался на «большой тройке» (три крупнейших международных консалтинговых компаний: McKinsey, BCG и Bain) и готовился к первому раунду интервью в McKinsey, который должен был быть в марте. Но после февраля компания отложила отборочные этапы на неопределенный срок, а затем и вовсе покинула Россию. В итоге, когда большинство зарубежных компаний поступили похожим образом, планы многих студентов сорвались, и все начали думать, что делать дальше.

Так как во время учебы в бакалавриате я окончил дополнительный профиль по Data Science, а на первом курсе магистратуры писал много кода для учебы, я стал искать возможности в отраслях, связанных с обработкой и анализом данных. Это были или Data Science, или продуктовая аналитика, или анализ данных. Такую работу сегодня предлагают IT-компании (Яндекс, VK/Mail.ru), маркетплейсы (Ozon, Avito) и банки (Сбер, Тинькофф, Альфа).

Евгений: Я получил оффер в фонд Fordewind с возможностью переезда в Дубай, а еще прохожу собеседование на аналитика данных в Сбер. Пока хочу дождаться итогов отбора, а потом решать, что делать дальше.

Александр: Я уже не ищу работу в сфере первого образования, потому что оно фундаментальное. Если бы я искал работу в физике, то это означало бы продолжать учебу и заниматься наукой. Я погружаюсь в финансы, однако рассматриваю не только финансовые варианты, но и аналитику с консалтингом.

Сейчас я дошел до финального раунда на позицию продуктового аналитика в Тинькофф, прошел первый раунд в SBS Consulting, в остальных – пока в ожидании первого раунда. Но уже закинул CV в Ozon и в отсоединившиеся российские дочки McKinsey и «Arthur. D. Little».

– Какие шаги вы предпринимаете, чтобы получить оффер?

Антон: Прежде всего вкладываю время и силы в улучшение своих технических навыков: Python и работа с базами данных, машинное обучение, эконометрика, алгоритмы и структуры данных. Также я расширяю свой круг общения и завожу знакомства с теми, кто работает в релевантных отраслях. Обычно я интересуюсь у них наличием вакансий и спрашиваю, что нужно делать, чтобы найти работу в данной сфере.

Евгений: В марте я взял курс по Data Science от Stepik и курсы по теории вероятностей и математическому анализу от Computer Science Center, чтобы освежить и расширить прошлые знания. Для поиска вакансий я пользуюсь рассылкой РЭШ, состою во множестве телеграм-каналов, слежу за тем, что скидывают другие ребята. Также я участвовал в днях карьеры и событиях Кейс-клуба РЭШ.

Александр: Поступив в РЭШ, я понял, что мне интересно брать больше курсов, ходить на мероприятия Центра карьеры и Кейс-клуба. Это расширило мое представление о перспективах, которые появляются после магистратуры. В попытках разобраться, в какой сфере лучше работать, я много общался с другом, который советовал поступить в РЭШ. Он верит в то, что Data Science и финансовые приложения – очень перспективные области. Поэтому в этом модуле я взял курс машинного обучения, а в следующем возьму его продолжение, чтобы нарабатывать портфолио на Kaggle (это интернет-сообщество специалистов по Data Science).

Также ценно и сообщество РЭШ: общаясь с однокурсниками, вторым курсом, выпускниками и преподавателями, получаешь целостную картину перспектив в различных областях. Нахождение в среде, где каждый старается получить знания, несмотря на непростую ситуацию на рынке, заряжает на упорную работу.

– Как вам помогают навыки, полученные на курсах MAF?

Антон: На Микроэконометрике профессор Ольга Кузьмина нам рассказала про предпосылки и методы, позволяющие выявлять настоящую причинно-следственную связь, а не шум или смещение в данных. После такого курса на собеседовании, например, на позицию продуктового аналитика в Тинькофф, вам не составит труда провести эксперимент и рассказать про A/B тесты.

На собеседовании в Сбер мне предложили решить задачу предсказания логарифма с последующим преобразованием к абсолютной величине. Это были ровно те вопросы, которые мы обсуждали с Сергеем Голованем на Эконометрике.

По сравнению со студентами других университетов, мы находимся в более выигрышной позиции. Во-первых, из-за уровня подготовки и навыков, которые дает РЭШ. Во-вторых, из-за полезных профессиональных связей, которые дает сообщество РЭШ. В чатах большой уровень поддержки, туда часто выкладывают вакансии. Нам с другом пришли рекомендации из Google от выпускницы РЭШ. Такой уровень поддержки в непростые времена вселяет уверенность и дает силы продолжать работать дальше. В-третьих, у нас есть курсы, которые ведут практики из разных индустрий – банковской сферы, консалтинга, венчурных инвестиций. Благодаря этому мы понимаем, какие сейчас тренды на рынке и какие могут быть варианты работы. Все перечисленное помогает целенаправленно выстраивать карьерный путь.

Евгений: Недавно я проходил интервью на аналитика данных. Все, что там спрашивали, мы изучали на курсах машинного обучения, эконометрики, оценки активов в РЭШ. Если бы не это, то я вряд ли бы прошел собеседование.

– Изменился ли рынок труда? Есть ли страх того, что работу не получится найти?

Антон: Раньше рынок труда принадлежал работникам, они диктовали свои условия, выбирали между высокими зарплатами в IT, консалтинге и финансах. Было много позиций, потому что компании, находясь в состоянии отложенного после пандемии роста, активно нанимали сотрудников для новых проектов. Теперь же – рынок труда работодателя: количество вакансий в российских компаниях сократилось в несколько раз, размер инвестиций иностранных компаний тоже уменьшился. Фокус с найма на начальные позиции сменился на отбор более опытных специалистов.

Печальная картина, когда компании совсем остановили набор, была примерно до апреля. Теперь в Яндексе и Сбере снова появляются вакансии, и ребята отправляют резюме. Многие уже идут на стажировки в ВТБ, Альфа-Банк, Московский кредитный банк, Сбер и другие крупные компании. Если искать работу, то найти ее можно. Хотя, часто, это может быть и не те возможности, на которые мы рассчитывали в начале учебного года, занять конкурентные позиции на российском рынке студенты РЭШ могут вполне.

Евгений: Если смотреть на то, насколько люди готовы идти в российский консалтинг, то, судя по окружению, ребята скорее выбирают путь отказа от работы в консалтинге в пользу работы в анализе данных. И это понятное рассуждение. Люди думают о том, как строить жизнь в новых условиях. Во время поиска работы стоит продумать все детали: даже то, как вы пишете название своего вуза и компании в резюме может иметь значение, ведь не все российские компании известны на международном рынке и приходится объяснять, чем они хороши.

Однако, я оптимистично настроен, потому что уже на ближайшее время у меня назначено четыре собеседования. По моим наблюдениям, сейчас вакансий в сферах анализа данных и аналитики достаточно много. Достаточно посвящать этому много времени, хорошо учиться, и все получится.

Александр: Варианты работы, несмотря ни на что, сейчас остались: это и российский консалтинг, и ВТБ и многие другие. Но люди думают о том, как работа в российских компаниях будет смотреться в их резюме в дальнейшем. Этот момент ограничивает выбор, многие ищут международную компанию. Можно было бы пойти работать в стартап, но здесь ситуация сложнее. Как человек из другой области, я могу не обладать должной экспертизой, чтобы привнести что-то полезное в только зарождающийся проект. Думаю, что в стартап стоит идти, если у тебя уже был опыт в крупной компании.

Страха, что работу найти не получится, у меня нет. Во-первых, в запасе есть еще один год в магистратуре. И даже, если сейчас не найду работу, можно с пользой потратить больше времени на учебу. Во-вторых, варианты все-таки остались, пусть и не такие привлекательные. В SBS Consulting и других российских компаниях так или иначе можно получить релевантный опыт. Сейчас в первую очередь я рассматриваю частные российские индустриальные компании. И у меня остается надежда, что в какую-то из международных компаний все-таки получится попасть.

– Разговариваете ли вы с однокурсниками о работе? Есть ли те, кто уже работает или имеет четкую стратегию получения оффера?

Антон: Те, кто изначально хотел работать в российских компаниях, уже работают. Остальные, кому пришлось внести коррективы в свои планы, как мне кажется, тоже знают, как найти работу и идут к этому. Я не знаю никого, кто впал бы в апатию и опустил руки, все ищут и что-то находят. Здесь многое зависит от цели: чем больше у тебя требований к работодателю, компании и задачам, тем дольше ты будешь искать подходящую вакансию.

Евгений: Все стараются быстро переквалифицироваться, посмотреть дополнительные курсы, выучить машинное обучение. Некоторые проходят собеседования в российских банках, а некоторые работают удаленно, например, в криптовалютных биржах.

Александр: Есть ребята, которые уже вышли в Тинькофф и ВТБ, есть однокурсники, которые пришли из Data Science и могут вернуться в свою сферу, если с вакансиями в финансах будет тяжело. Есть ребята из Казахстана, которые просто имеют возможность улететь домой и найти интересную компанию там.

– Какие советы вы дадите тем, кто ищет работу в экономике и финансах?

Антон: Стоит развивать несколько навыков сразу. Потому что если не получится в одной отрасли, то всегда можно будет пойти в другую. Есть концепция T-shaped¹ специалиста, когда у тебя есть экспертная область, но при этом широкий набор скиллов, которые можно применить в различных индустриях. Я бы советовал стремиться к такому пути развития.

Евгений: Я советую смотреть на все с оптимизмом и видеть только плюсы. Например, я вижу для себя плюс в том, что начал больше времени посвящать учебе. Я уверен, что при таком подходе все получится, а усилия окупятся.

Александр: Никакая ситуация не длится вечно, а человеческий капитал никуда не денется. Нужно делать ставку на наработку навыков и опыта. Наконец, стоит смотреть на экономику и финансы шире. Актуальные вакансии находятся не только в финансовой области, но и на стыке финансов с чем-то еще. Если быть более гибким, не ограничивать себя по сфере деятельности или географически, то шанс найти подходящую вакансию повысится.

Узнать подробнее о программе «Финансы, инвестиции, банки» (MAF) и подать документы можно здесь.

_______________

¹T-shaped специалист – человек, который является экспертом как минимум в одной области, но при этом разбирается во многих других и может свободно поддерживать общение с другими специалистами на базовом уровне.

Пт, 1 июля 2022
MAF, ФИБ, карьера, студенты
1930 человек прочитали эту новость, 8 отметили, что она им понравилась. А вам интересна эта новость?