• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Рубен Ениколопов об итогах первого года работы, планах на будущее и образовании XXI века: интервью


«Будем и дальше подтачивать наши образовательные программы»

— Год назад, став ректором, вы говорили, что выделяете три главных стратегических задачи не терять фокуса РЭШ на академическую составляющую, обеспечить финансовую стабильность школы и увеличить роль выпускников в жизни вуза. Что удалось реализовать?

— Работа шла по всем направлениям с разной степенью успешности. Самые большие изменения произошли в работе с выпускниками. Точно можно сказать, что удалось увеличить их вовлеченность в жизнь школы, и это только первые шаги.

По академическому направлению все тоже достаточно хорошо. С сентября 2018 года в РЭШ работают три новых профессора (Дарья Дзябура, Константин Егоров и Герхард Тевс), а весной мы наняли еще одного профессора финансов – выпускника Школы Сергея Ковбасюка (MAE'2006). Особенно было радостно, что профессор Дзябура приняла окончательное решение перейти к нам из Школы бизнеса имени Леонарда Стерна при Университете Нью-Йорка. В частности, ради того, чтобы возглавить новую совместную с Яндексом программу «Экономика и анализ данных».

С точки зрения финансов результаты удовлетворительные. Операционные расходы школы покрываются, нет проблем с поддержанием статус-кво. Однако пока не удалось что-то кардинально поменять – нарастить Фонд целевого капитала (эндаумент) или найти деньги на развитие новых крупных направлений. 

— К каким проектам удалось привлечь выпускников?

— Во-первых, в декабре прошлого года был выбран Совет выпускников при ректоре РЭШ. В него вошли девять человек. С тех пор этот орган достаточно активно работает – приведу примеры.

Наш выпускник Илья Жаров  (MiF’2011) в январе стал директором по развитию РЭШ.

В мае РЭШ организовала поездку в Стэнфорд и Кремниевую долину для выпускников, активизировав, таким образом, предпринимательскую тематику внутри сообщества. Благодаря Совету и тем людям, которые участвовали в поездке, зародился новый венчурный клуб. Это очень интересное явление: объединение выпускников-потенциальных инвесторов и выпускников-стартаперов, которым необходимы вложения. Скоро надеюсь рассказать об этом поподробнее.

С академической точки зрения выпускники в этом году помогли сделать внешний аудит одной из образовательных программ – «Финансы, инвестиции, банки». У них очень интересный и полезный взгляд со стороны. Кроме того, выпускники помогают развивать направление корпоративного обучения, участвуют в формулировании стратегии Фонда целевого капитала РЭШ. В общем, по многим фронтам уже видно продуктивное взаимодействие, помощь со стороны выпускников. Надеемся, что будет еще больше объединений выпускников и их друзей, и венчурный клуб – это только начало. 

Выпускники программы "Магистр экономики" - 2019

— Цели на этот учебный год меняются?

— В целом все остается. Мы продолжаем искать партнеров и финансирование на новые проекты, в том числе, на новые исследовательские центры. С точки зрения образования, безусловно, мы будем постепенно «подтачивать» наши программы, чтобы они оставались современными и на уровне мировых лидеров. Планируется, что в 2019-2020 учебном году пройдет аудит нашей флагманской программы «Магистр экономики». И много внимания будет уделено развитию новой программы «Экономика и анализ данных».

Планируем продолжать работать и с cообществом РЭШ. Например, 28-29 сентября в Лондоне пройдет масштабная встреча для выпускников, которые живут за пределами России. На мероприятии будут выступления друзей и выпускников РЭШ как из академии (Сергея Гуриева из Института политических исследований (Sciences Po), Анны Павловой из Лондонской школы бизнеса), так и из бизнеса (например, Ольги Коцур, Mercaux, член совет директоров Школы Петр Авен). Основной смысл встречи – не только увидеться со своими бывшими однокурсниками, но и познакомиться с друзьями РЭШ из разных сфер. 

— Вы упомянули новую программу «Экономика и анализ данных». Как прошел набор в этом году и как в дальнейшем планируется ее развитие?

— На программу приняли всего трех человек – как и планировалось, это небольшой пилотный набор с очень строгими вступительными экзаменами. Этим студентам пришлось сдать и экзамены РЭШ, и экзамены ШАД, так что в итоге конкурс на одно место был гораздо больше, чем на других магистерских программах. При этом этих людей удалось привлечь без какого-либо продвижения и рекламы. Но у нас большие планы на развитие программы, количество обучающихся, безусловно, увеличится в несколько раз. 

В первый год работы «Экономики и анализа данных» мы будем смотреть на оптимальное сочетание уже существующих курсов РЭШ и Школы анализа данных Яндекса. Ко второму году надо будет больше готовиться, на нем будут и новые курсы, и, главное, проектные работы, которые позволят студентам реализовать на практике навыки анализа данных и постановки экономических вопросов. 

Новый набор на «Экономику и анализ данных» будет «полупилотным», потому что второй год еще не пройден первой группой. Будет ли обучение платным или нет – еще не решено. Через два года программа точно станет платной, но мы надеемся привлечь новых партнеров, которые могли бы предоставить студентам гранты на обучение.

— В этом году появился Центр исследования финансовых технологий и цифровой экономики Сколково-РЭШ. Чем он будет заниматься? Будут ли созданы еще исследовательские центры?

— Финансовый центр Сколково-РЭШ, руководителем которого является профессор РЭШ Олег Шибанов, будет заниматься прежде всего прикладными исследованиями, которые отвечают на вопросы, интересные бизнесу, связанные с цифровой экономикой, финтехом и другой смежной тематикой. При этом при проведении этих исследований будут использоваться серьезные академические подходы.

Мы планируем создавать аналогичные центры – у нас есть несколько потенциальных проектов в уме, как более прикладного, так и чисто академического характера. Например, анализ данных в связке с новой программой с Яндексом. Но реализация этих проектов будет зависеть от того, сможем ли мы найти партнеров, которые поддержат создание таких центров.

 

«Не в компетенции нашего вуза давать оценку общественной деятельности студентов»

— Как вы оцениваете итоги приема в РЭШ в этом году? 

— Очень положительно. На магистерские программы нам удалось набрать почти на 20% больше студентов, не снижая планку при отборе. На бакалаврскую программу поступили немного больше студентов, несмотря на усилившуюся конкуренцию. Так что положительный тренд налицо.

— Этим летом несколько университетов оказались под ударом критики из-за того, что их администрация призывала отчислять студентов, которые участвуют в массовых протестных акциях. Какова позиция администрации РЭШ?

— Наши студенты являются самостоятельными индивидуумами со свободой воли и способностью принимать осознанные решения. Не в компетенции нашего учебного заведения каким-то образом давать оценку их общественной деятельности. Мы отчисляем людей по двум причинам: за неуспеваемость и нарушение академической этики внутри РЭШ. 

— В прошлом году РЭШ запустила открытый Экономический лекторий. Планирует ли Школа продолжение проекта?

— Да, мы оцениваем проект Экономического лектория РЭШ как успешный, он вызывает большой интерес у публики. Порой мы даже не можем вместить всех желающих в аудиторию. На эту осень уже запланировано две серии лектория. Первая о том, что такое экономическая наука и какие карьерные возможности есть у специалистов с соответствующим образованием в академической сфере,  предпринимательстве и крупных корпорациях. Второй курс будет посвящен тому, как экономисты смотрят на проблемы гендерного неравенства. Весной мы продолжим лекторий, но с тематикой окончательно еще не определились.

 

«Ректор вуза должен оставаться активным ученым»

У вас получается совмещать административную работу и научную деятельность?

— Да, на удивление получается. Нужно все время стараться искать небольшие промежутки времени, когда есть возможность поработать над исследованиями, искать баланс. Я убежден: чтобы быть ректором вуза, который является лидером именно в научной области, нужно самому продолжать оставаться активным ученым. Иначе легко потерять представление о наиболее актуальных направлениях и оказаться сапожником без сапог.

— И что у вас за научные проекты? 

— Для меня самая важная тема сейчас – влияние социальных сетей на различные аспекты жизни. Одна новая статья должна вот-вот появиться, другая, как я надеюсь, близка к публикации, еще один интересный проект находится на этапе анализа результатов. Также сейчас мы заканчиваем обзорную статью про влияние интернета и социальных сетей на политику с моими постоянными соавторами Марией Петровой и Екатериной Журавской. Есть проекты и другой тематики – например, мы с моим однокурсником по РЭШ Сергеем Митяковым изучаем, как политические связи с московским правительстве в начале 2000-х годов помогали уходить от налогов.

«Старая модель образования практически умирает» 

— Расскажите, пожалуйста, о своих взглядах на вызовы, которые стоят перед высшим образованием. Как вы оцениваете, насколько активно идет процесс внедрения новых технологий и как это влияет на рынок труда? 

— За рубежом процесс вытеснения людей на работах, которые требуют рутинных механических операций (как ручных, так и интеллектуальных), идет очень активно. И скорее всего будет идти еще быстрее в ближайшие годы, когда появится больше систем искусственного интеллекта и роботов, которые способны заменить человека. 

В России процесс идет, к сожалению, гораздо медленнее, чем в других странах. Но не надо испытывать иллюзий: мы пользуемся одними и теми же технологиями. А это значит, что, в конечном итоге, в России замещение людей роботами на некоторых профессиях произойдет хоть и с некоторой задержкой, но абсолютно так же, как и в других странах. 

— Какие профессии будут востребованы в этой связи в будущем?

— Роботы и программы заменяют людей на рутинных операциях, которые повторяются и легко организуются. Соответственно, они по-прежнему будут востребованы на тех работах, которые требуют чего-то нестандартного. Например, креативного мышления, творческого процесса либо того, что позволяет формулировать новые вопросы, а не просто находить на них ответы. Поэтому все, что связано с критическим мышлением и креативностью, по-прежнему будет оставаться за людьми. Кроме того, будет востребовано все, что связано с персональным общением, со специальностями, на которых людям требуется разговаривать друг с другом, и сам процесс коммуникаций является важной частью профессии.

— Может, если нас скоро заменят роботы, вообще не нужно учиться?

— Такими иллюзиями – что машины полностью заменят людей, и человек не будет делать ничего, только наслаждаться жизнью – человечество тешило себя еще в XIX веке. Этого не произошло, хотя люди действительно стали работать меньше по времени. Скорее всего, именно это нас и ожидает в будущем – мы по-прежнему будем работать, но меньше. Но без того, чтобы люди были включены в трудовой процесс, в производство, обойтись будет совершенно невозможно.

— Как меняется роль образования в этой ситуации? Чему должны учить вузы?

— Надо понять, что старая модель образования – когда люди получали некую профессию, выпускались из учебного заведения и дальше всю жизнь работали по этой специальности до выхода на пенсию – практически умирает. Все очень быстро меняется. И почти всем придется осваивать несколько профессий за свою жизнь.

Поэтому общая модель образования также меняется и приходит к тому, что в начале у людей формируется очень базовое, фундаментальное образование, которое учит их учиться и выстраивать индивидуальную карьеру. А дальше люди всю жизнь будут продолжать на более конкретных примерах подстраивать свое образование под нужды той профессии, по которой они работают сейчас, и, может быть, не будут работать уже через несколько лет. 

— Как РЭШ старается следовать этим тенденциям?

— В РЭШ есть разные ступени образования, и все они встроены в новую реальность. Совместный бакалавриат РЭШ и ВШЭ, с нашей точки зрения, является архетипическим подходом к базовому, широкому, фундаментальному образованию. Благодаря большому разнообразию курсов по выбору студенты программы имеют возможность определять для себя индивидуальные траектории развития и реализовывать свои разносторонние интересы, находя себе применение в различных сферах деятельности. Мы сознательно даем разностороннее образование, и это отличает РЭШ от всех других вузов в России. Мы считаем, что в будущем людям будет нужна широкая база, которая открывает возможности для последующего выбора профессии. 

На уровне магистратуры, когда люди более четко представляют себе, чем они хотят заниматься, система образования в РЭШ построена так, чтобы научить людей крайне быстро учиться. У нас интенсивная программа, год разбит на пять модулей с пятью сессиями в год. Бывает, что каникулы длятся один день. Это похоже на то, с чем людям приходится сталкиваться в рабочей жизни. Студенты, которые «выжили» на магистерской программе по экономике в РЭШ, хорошо подготовлены к интенсивной, быстро перестраиваемой работе и обучению в будущем.

Способность к интенсивной учебе – важный мета-навык, который можно применять, например, получая второе профессиональное образование. Эту ступень в РЭШ представляет программа «Мастер финансов». На ней, получив опыт в финансово-экономической сфере, можно поменять траекторию развития и получить еще одно образование. Выбрать другой фокус или совсем изменить специальность – например, в том случае, если ваша предыдущая профессия перестала существовать. 

— Какие категории экономистов особенно востребованы на рынке труда? 

— Две основные тенденции, которые мы наблюдаем на рынке труда, следующие. Первая – очень сильно растет и будет увеличиваться еще больше спрос на экономистов, которые обладают хорошими навыками в анализе данных, в новых методах искусственного интеллекта и так далее. Сейчас на рынке думают в основном о развитии этих методов, соответственно, ценятся чистые специалисты в области компьютерных технологий. Но в ближайшее время появится необходимость набирать людей, которые умеют применять эти новые методы в прикладных задачах. В сфере экономики будут цениться специалисты, которые, с одной стороны, очень хорошо понимают экономические и финансовые вопросы, а с другой, знают новую методологию и понимают, каким образом при помощи нее можно на них отвечать.

Во-вторых, еще более важным становится понимание фундаментальных законов экономики. Именно потому, что узко-специализированные и прикладные знания очень быстро устаревают – так же, как и все остальные. Когда есть хорошая основа, вы быстрее сможете подстроиться под меняющийся мир.

3900 человек прочитали эту новость, 22 отметили, что она им понравилась. А вам интересна эта новость?