• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

«Аспирантура РЭШ готовит исследователей, конкурентоспособных и на российском, и на международном рынках труда», — Дмитрий Дагаев


Продолжаем знакомить вас с аспирантурой РЭШ. В предыдущем материале содиректор аспирантуры, профессор РЭШ Озгур Эврен рассказал о том, какие требования предъявляются к абитуриентам и какие экзамены им предстоит сдать, чтобы поступить на программу. В этом материале мы попросили содиректора аспирантуры, доцента РЭШ Дмитрия Дагаева подробнее рассказать о программе, ее преимуществах и возможностях, которые она открывает перед выпускниками.

Почему абитуриентам следует выбрать аспирантуру РЭШ?

Главное преимущество аспирантуры РЭШ – это конкурентоспособность программы и ее выпускников на российском и международном рынках. Она достигается за счет нескольких принципиальных факторов. Во-первых, аспиранты имеют возможность выбирать в качестве научных руководителей профессоров, которые наняты на международном рынке. Соответственно, уже с первого года обучения в аспирантуре они могут вести исследования по стандартам, принятым на мировом уровне. 

Второй важный момент, который делает аспирантуру по экономике РЭШ особенной, ‒ наши аспиранты получают возможность работать в качестве ассистента исследователя (research assistant) и ассистента преподавателя.(teaching assistant).  Речь идет о полноценном вовлечении обучающегося в сообщество и академическую среду РЭШ. Интеграция включает в себя не только научную работу в рамках учебного плана, но и совместные с ведущими профессорами РЭШ исследования по темам, не входящим в индивидуальный план, а также преподавание в магистратуре РЭШ и на Совместной программе по экономике ВШЭ и РЭШ (Совбак). Этот опыт позволит получить к моменту окончания программы все необходимые для продолжения академической карьеры компетенции.

Третье важное преимущество аспирантуры по экономике РЭШ ‒ это камерность. Как и вся РЭШ, аспирантура по экономике у нас очень маленькая. Здесь каждый обучающийся на виду, каждому уделяется пристальное внимание со стороны научных руководителей, профессоров и администрации Школы. Мы можем быстрее откликаться на возникающие у аспирантов проблемы, помогать им выбирать индивидуальный трек развития и следить за его прогрессом. Мы надеемся, что такой индивидуальный подход позволит обучающимся достигнуть всех ключевых целей, независимо от сложностей, с которыми они могут столкнуться на своем пути. 

Какие преимущества при поступлении в аспирантуру по экономике имеют выпускники РЭШ?

В соответствии с правилами приема в аспирантуру все поступающие конкурируют друг с другом на равных основаниях. Однако у выпускников программы «Магистр экономики» РЭШ есть дополнительная опция. Они могут засчитать в качестве вступительных испытаний оценки, полученные за курсы в ходе обучения в магистратуре. Если абитуриент аспирантуры по экономике РЭШ выбирает в качестве экзамена по специальности макроэкономику, то, будучи выпускником магистратуры РЭШ, он может засчитать в качестве результата вступительного экзамена средний балл за курсы по макроэкономике-1, 2, 3, 4, 5, микроэкономике-1 и эконометрике-1. Если абитуриент выбирает микроэкономику, то он может засчитать средний балл за курсы микроэкономика-1, 2, 3, 4, 5, макроэкономика-1, эконометрика-1 и теория игр. В отношении английского языка действует то же самое правило. 

С точной шкалой перевода средних баллов за курсы на программе «Магистр экономики» в баллы вступительных испытаний в аспирантуру по экономике РЭШ можно ознакомиться в правилах приема. 

В то же время, если абитуриент считает, что может сдать вступительный экзамен лучше, чем в магистратуре РЭШ, он может воспользоваться общим треком поступления в аспирантуру по экономике.

Эти правила не имеют никаких ограничений по году выпуска из магистратуры РЭШ. И мы, конечно, приглашаем абитуриентов, которые закончили программу «Магистр экономики» в предыдущие годы. Главное, чтобы абитуриент четко понимал, зачем ему аспирантура и готов ли он выполнять установленные учебным планом требования. 

Как устроено обучение в аспирантуре по экономике РЭШ?

Ключевая задача образовательной части аспирантуры по экономике РЭШ ‒ дать обучающемуся всю необходимую для проведения исследований на международном уровне базу по микроэкономике, макроэкономике, эконометрике. Если аспирант не изучал экономику в специалитете  или  магистратуре, ему будет предложено в течение первого года прослушать целый ряд базовых курсов по микроэкономике, макроэкономике, теории вероятностей и статистике.

В конце второго модуля (в декабре соответствующего года), когда базовые курсы закончатся, он должен будет выбрать одну из трех возможных специализаций: по микроэкономике, макроэкономике или эконометрике.

Выбравшие специализацию по микроэкономике прослушают курсы микроэкономика 3, микроэкономика 4, теория игр. Выбравшие макроэкономику ‒ курсы макроэкономика 3, макроэкономика 4 и макроэкономика 5, и, наконец, выбравшие эконометрику ‒ курсы эконометрика-2, эконометрика-3 и микроэкономика-1. 

Кроме того, независимо от специализации, все аспиранты должны прослушать пять элективов. Это курсы, которые аспирант выбирает по своему усмотрению после согласования с научным руководителем и руководствуясь необходимостью соответствующего инструментария для проведения собственного исследования. Подчеркну, что такая нагрузка невозможна без полного вовлечения аспиранта в обучение: мы рассчитываем, что аспирант не будет иметь работы за пределами РЭШ.

Тем аспирантам, которые закончили магистратуру РЭШ, не потребуется повторно слушать курсы, которые были у них в магистратуре. Они смогут засчитать полученные в магистратуре оценки в качестве результата обучения. Это позволит им сфокусироваться на исследованиях с самого первого дня на программе. Кроме того, когда аспирант имеет представление о том, чем он хочет заниматься в дальнейшем, он сможет выбрать специализацию и элективы заранее.

Таким образом, к концу первого ‒ началу второго года обучения все необходимые курсы будут прослушаны, и аспирант сможет полностью сконцентрироваться на исследованиях, которые являются его основной обязанностью.

Далее поговорим об исследовательской части обучения. В частности, о научно-исследовательском семинаре. Его главная задача ‒ привить аспирантам навыки проведения собственного научного исследования. Умение ставить исследовательский вопрос, выделять исследовательские гипотезы, навык работы с литературой, выработка авторского стиля – это все прививается аспиранту и научным руководителем, и опытными профессорами РЭШ на исследовательском семинаре. 

В целом, работа над исследованиями устроена следующим образом. Приходя в РЭШ, аспирант обсуждает с научным руководителем примерную тему, которой он хочет заниматься. После этого некоторое время посвящено изучению литературы. Далее происходит фокусировка области его интересов и постановка вопросов в рамках этой области. Как только задача, которой будет заниматься аспирант, фиксируется, происходит постепенное продвижение по процессу решения этой задачи с помощью периодических встреч с научным руководителем. Когда аспирант встречается с какой-то проблемой, он обсуждает её с научным руководителем. По мере продвижения в своих исследованиях аспирант рассказывает о них, выступая с презентацией, либо принося научному руководителю тексты. Научный руководитель верифицирует этот результат и ставит следующие задачи.

На самом деле научная работа – это непрерывная последовательность обсуждений полученных результатов с научным руководителем. Рано или поздно, когда научный руководитель тоже будет считать, что результат является завершенным, начинается процесс подготовки научной публикации.

В аспирантуре РЭШ действуют требования к количеству статей, которые нужно опубликовать к концу обучения, поэтому подготовка публикаций также является неотъемлемым элементом обучения.

Для успешного завершения программы аспирант РЭШ должен опубликовать три научные работы. Это серьезное требование. В западной традиции, например, аспиранты готовят одну работу (job market paper), с которой потом выходят на рынок труда, но это не обязательно публикация в научном журнале. В российской традиции аспирант еще во время обучения должен продемонстрировать свое умение публиковаться в научных журналах.

Мы ожидаем, что аспиранты РЭШ будут публиковаться в ведущих международных (журналы уровня Q1-Q2 в наукометрических базах) или ведущих российских экономических журналах (узкий список из 10 ведущих российских экономических изданий). Требование по публикациям является необходимым условием получения свидетельства об окончании аспирантуры РЭШ. 

Иметь три публикации необходимо к концу обучения. Однако правилами и порядком обучения в аспирантуре по экономике РЭШ предусмотрены и промежуточные этапы. Например, к концу второго года обучения от аспирантов будет ожидаться наличие двух отправленных в журнал статей.

Также необходимым условием для всех аспирантов РЭШ будет участие в научных конференциях. Такая активность будет учитываться в ходе промежуточных и итоговой аттестаций аспиранта. Она позволяет, с одной стороны, понять, как устроена соответствующая научная область, какие задачи сейчас находятся на передовом крае науки, а с другой ‒ заняться нетворкингом, познакомиться с профессионалами, работающими в этой области.

аспирантура по экономике РЭШ, программа аспирантуры

Какие карьерные возможности открываются перед выпускниками аспирантуры по экономике РЭШ? 

Аспирантура по экономике РЭШ ориентирована в первую очередь на тех, кто хочет строить карьеру в академической среде, и будет готовить экономистов, конкурентоспособных на международном и на российском рынках труда. Далее все будет зависеть от предпочтений самого исследователя. Мы рассчитываем, что качество образования в РЭШ позволит аспирантам при должной работе и внимательном отношении к своему исследованию добиваться самых высоких результатов. Выпускник РЭШ будет иметь возможность выйти на международный рынок труда. 

Также вполне вероятно, что кто-то из аспирантов захочет остаться работать в России. Мы рассчитываем, что закончивший аспирантуру по экономике РЭШ аспирант сможет, во-первых, защитить степень кандидата экономических наук в ведущих российских университетах или научных центрах, а с другой ‒ претендовать на позиции доцентов и научных работников в тех же ведущих университетах и научных центрах.

Если человек получил сертификат об окончании аспирантуры РЭШ, будет ли ему оказана помощь в защите, а именно в прикреплении к определенному диссовету?

РЭШ будет помогать аспиранту сориентироваться в том, в каких диссертационных советах его работа может быть защищена с наибольшей вероятностью, для каких диссертационных советов она подходит по профилю. Кроме того, РЭШ будет поддерживать контакт с диссертационными советами, что может позволить определить оптимальную структуру комитета, который будет присутствовать на защите диссертации.

Какая финансовая поддержка и возможности работы предоставляются аспирантам РЭШ? 

Мы рассчитываем на то, что аспиранты не будут работать. При этом мы прекрасно понимаем, что это невозможно без обеспечения финансовых условий, позволяющих аспиранту нормально жить во время обучения. Поэтому для аспирантов, обучающихся фуллтайм, в РЭШ предусмотрена стипендия в размере до 50 тысяч рублей, и еще 25 тысяч рублей будет выделяться на софинансирование аренды жилья. То есть суммарная финансовая поддержка аспиранта РЭШ составит 75 тысяч рублей в месяц. Подчеркну, это предложение касается тех, кто не будет иметь работы за пределами РЭШ. 

Дополнительно заработать можно будет, выполняя некоторые виды работы внутри РЭШ, такие как работа ассистентом исследователя (research assistant) и ассистентом преподавателя (teaching assistant).

«Самое ценное, чему мы можем научить, — это исследования». Читать интервью с содиректором аспирантуры РЭШ профессором Озгуром Эвреном

Предлагаем также посмотреть видеозапись Дня открытых дверей аспирантуры РЭШ, чтобы получить больше актуальной информации о программе и ее возможностях.

1228 человек прочитали эту новость, 6 отметили, что она им понравилась. А вам интересна эта новость?