• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

«Самое ценное, чему мы можем научить, — это исследования». Интервью с содиректором аспирантуры РЭШ профессором Озгуром Эвреном


Стартовала приемная кампания в аспирантуру по экономике РЭШ. До 21 июля включительно выпускники специалитетов и магистратур по экономике, математике, техническому направлению и IT могут подать документы на поступление. Мы поговорили с содиректором аспирантуры «Экономическая теория», профессором РЭШ Озгуром Эвреном и узнали, как появилась идея создания программы, какие требования предъявляются к абитуриентам и какие вступительные испытания ожидают тех, кто собирается поступать в этом году.

Как появилась идея создания аспирантуры в РЭШ? И почему программа открылась только в прошлом году?

РЭШ — один из лучших исследовательских вузов России в области экономики и финансов. Таким образом, создание аспирантуры является для нас естественным выбором.  Ведь самое ценное, чему мы можем научить, — это исследования.

Почему мы не запустили программу раньше? Частично потому, что РЭШ — довольно молодой вуз, и до недавнего времени он был относительно небольшим. Чтобы открыть аспирантуру, университет должен иметь определенное количество постоянных профессоров в различных областях. Мы достигли такой критической массы, когда мы можем открыть аспирантуру по экономике. Сейчас, я думаю, у нас есть правильный баланс с точки зрения спроса и предложения. Мы надеемся, что сможем привлекать от трех до семи сильных аспирантов ежегодно, исследованиями которых будут руководить наши лучшие профессора. Все они прошли обучение на PhD-программах в лучших исследовательских университетах мира. Мы научим аспирантов тому, как проводить хорошие исследования. И это все, что имеет значение для достижения успеха в академических кругах в долгосрочной перспективе.

аспирантура по экономике РЭШ, профессора

Кому вы порекомендуете поступить в аспирантуру РЭШ? Каковы требования к кандидатам?

Я думаю, что абитуриенты прежде всего должны спросить себя, хотят ли они стать исследователями. 

Каждое исследование состоит из ответов на вопросы: «Что происходит?» и «Почему это происходит именно так?». Это два важнейших вопроса для исследователя. Например, в моей области исследований (математика в приложении к социальным наукам) есть теоремы, описывающие, как все происходит, а также доказательства этих теорем, которые объясняют, почему так происходит. Если вы экономист-эмпирик, вы можете попытаться понять, как пара экономических переменных связана друг с другом статистически. Это будет вашим ответом на вопрос «Как?». А затем попытайтесь установить причинно-следственную связь, используя методы анализа данных. Мы используем разные методы в зависимости от выбранной области исследований. Но мы неизменно продолжаем задавать эти два вопроса: «Как?»  и «Почему?», уделяя основное внимание социальным и экономическим явлениям. 

Итак, если абитуриент интересуется социальными и экономическими явлениями, ему нравится задавать вопросы, находить собственные оригинальные ответы на них и разъяснять эти ответы другим людям, то ему может понравиться аспирантура и он сможет добиться успеха.

Во-вторых, абитуриенту должны быть интересны темы, которые мы изучаем. Выбор тем довольно богат, но в конечном итоге речь идет о социальных и экономических вопросах и явлениях. 

Также важное значение имеют образование, технические навыки и опыт. Кроме того, очень важно уметь правильно управлять своим временем. Мы не изучаем простые вопросы, которые никому не интересны, поэтому исследователю нужно суметь ответить на достаточно сложные вопросы за ограниченное время. Он должен понимать, когда стоит отступить, а когда нужно вкладывать больше ресурсов, настаивая на конкретном вопросе. 

Это те характеристики абитуриента, которые трудно измерить. Но я думаю, что абитуриенты должны задать себе некоторые из этих вопросов, потому что кандидатская диссертация – это долгосрочная инвестиция. 

Нам легче измерить уровень технической подготовки и наличие необходимых навыков. Естественно, мы заинтересованы в аспирантах с магистерской подготовкой в ​​области экономики или смежных областях, таких как финансы, например. Мы также будем рады выпускникам магистратур или специалитетов математических или технических направлений, таких как прикладная математика, инженерное дело, физика или информатика. 

При отборе мы будем смотреть на рекомендательные и мотивационные письма, в которых мы ожидаем увидеть хотя бы начальные идеи относительно исследовательских планов кандидата. Кроме того, абитуриентов ожидают собеседование и вступительные экзамены. Транскрипты с оценками расскажут нам многое о поступающих. 

Это то, что мы можем измерить более или менее объективно. 

Какие области исследований могут выбирать аспиранты?

Мы еще поговорим подробнее о структуре программы. Но сейчас хотелось бы сказать, что и в плане диссертации, и в плане освоения основных курсов первый год будет относительно интенсивным. На основных курсах мы будем фокусироваться на теоретических аспектах, и это соответствует нашей официальной специализации по экономической теории, но с точки зрения тем исследований, а также курсов по выбору будет большая гибкость.

Например, вы сможете проводить исследования в сфере финансов или сосредоточиться на исследованиях в сфере политики. Такие исследования потребуют сбора данных или проведения их анализа. Может получиться и так, что аспирант будет проводить чисто теоретические исследования. В этом случае мы будем использовать доказательства теорем математического анализа. Анализ данных и связанные с ним вопросы, а также проведение математического анализа на основе формальной модели — это два основных метода, которые мы используем. Но выбор тем достаточно широкий в различных областях: от политики до микроэкономики, макроэкономики, финансов, теории отраслевой организации и других.

Представление о типе вопросов, которые мы изучаем, могут дать слайды из презентации, которую я демонстрировал на Дне открытых дверей. В них я привел более конкретные примеры исследований, которые мы проводим, но этот список далеко не исчерпывающий (прим. - речь о слайдах 13-15 о сферах исследований профессоров РЭШ). 

спирантура по экономике РЭШ, исследования

В прошлом году в аспирантуру РЭШ было принято трое выпускников программы «Магистр экономики» (MAE). Какие были еще кандидаты? И можно ли поступить, не будучи выпускником MAE? 

В прошлом году было только два внешних кандидата, потому что это был первый год программы. Мы не рекламировали ее и еще не были готовы принимать студентов неэкономических направлений. В прошлом году мы представляли другой тип программы, где есть только исследования. В этом году мы решили включить в программу ряд основных курсов по экономике и курсы по выбору. Будет около 12 основных курсов и как минимум 5 курсов по выбору, каждый из которых будет длиться один модуль. Они будут доступны каждому аспиранту в зависимости от его интересов, что позволяет нам принимать абитуриентов из разных областей.

Мы считаем, что после базовой подготовки по экономике аспиранты смогут успешно проводить исследования. В прошлом году мы рассматривали в основном поступающих с экономическим образованием, которые могли начать проводить исследования без дополнительного обучения в области экономики. В этом году мы также надеемся набрать несколько студентов, изучающих прикладную математику. 

Что нужно для поступления выпускникам экономических направлений и выпускникам, окончившим математические, инженерные и IT-направления? 

Первый шаг — сдать вступительные экзамены, которые включают в себя английский язык (принимаются также баллы международных сертификатов – TOEFL, IELTS и пр.). А также математику, либо один из экзаменов по экономике: микро- или макроэкономику.

На каждом из экзаменов будут вопросы для эссе, основанные на темах курсов, которые мы преподаем на магистерских программах РЭШ. Все необходимые для подготовки материалы, включая учебные программы этих курсов, есть на сайте Школы.

На вступительных экзаменах мы будем задавать базовые вопросы, простые, но фундаментальные. На сайте уже опубликованы программы и список тем для подготовки к экзаменам. Хочу добавить, что для подготовки по одному предмету будет достаточно двух-трех недель.  

На экзамене по экономике мы будем задавать вопросы, которые проверяют в основном общие знания, а не способность решать задачи. Экзамен по математике будет состоять из двух частей. Первая будет содержать вопросы для эссе и основные фундаментальные вопросы по трем математическим курсам, которые мы преподаем в магистратуре РЭШ. Это математика -1 и -2  для экономики и теория вероятностей. Вторая часть — это короткие вопросы, напоминающие те, которые появляются на вступительном экзамене на программу «Магистр экономики» (MAE). Их будет довольно много. Основная цель здесь — проверить общие знания кандидата. На экзаменах мы хотим убедиться, что абитуриент обладает общими знаниями по базовым вещам в соответствующих областях. 

Помимо экзаменов важную роль играет мотивационное письмо. В нем мы хотели бы видеть конкретные идеи для исследований и знание соответствующей литературы, а также, если возможно, первоначальные договоренности с профессорами о планах по исследованию, которые достигнуты еще до того, как абитуриент приходит на собеседование или экзамен. Особенно это касается тех, кто хорошо подготовлен в области экономики. Наличие такого мотивационного письма говорит о том, что абитуриента интересует вопрос исследования, и показывает, готов ли профессор курировать студента. Договоренность с профессором — необязательное условие, но, если она есть и студент соответствует всем остальным критериям, это может увеличить его шансы на поступление.  

Студенты со степенью магистра в области экономики уже должны быть готовы к формированию исследовательских вопросов. В идеале мы хотим, чтобы такой студент начал заниматься исследованиями  сразу. 

   Информацию о профессорах и их исследованиях можно найти на сайте РЭШ  

К мотивационным письмам студентов, которые будут сдавать вступительные экзамены по математике и не имеют сильной подготовки по экономике, мы будем менее требовательны. Мы понимаем, что от них не стоит ожидать зрелых исследовательских вопросов. В этом случае нас будет больше интересовать наличие сильных технических навыков у такого абитуриента. 

Каждый студент будет приходить к нам со своим набором навыков, и мы постараемся отобрать лучших из них.

«Аспирантура РЭШ готовит исследователей, конкурентоспособных и на российском, и на международном рынках труда». Читать интервью с содиректором аспирантуры и доцентом РЭШ Дмитрием Дагаевым. 

Предлагаем также посмотреть видеозапись Дня открытых дверей аспирантуры РЭШ, чтобы получить больше актуальной информации о программе и ее возможностях.

833 человек прочитали эту новость, 11 отметили, что она им понравилась. А вам интересна эта новость?