• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Ксения Юдаева выступила с лекцией, посвященной сооснователю РЭШ Гуру Оферу


21 мая выпускница РЭШ (MAE’1994), первый заместитель председателя Центрального банка РФ Ксения Юдаева выступила с открытым семинаром «Как работает инфляционное таргетирование? Пример России». Свою лекцию она посвятила сооснователю Школы Гуру Оферу.

«РЭШ – это не только вуз, где я училась. Это место, где я впервые на таком же семинаре услышала про стабилизацию инфляции, роль Центрального банка, денежно-кредитную политику. Эту лекцию читал главный отец-основатель Российской экономической школы – профессор Гур Офер, и я бы хотела посвятить эту лекцию ему», – начала семинар Ксения Юдаева.

В ходе лекции она рассказала, что такое деньги в современном понимании, каким образом центральные банки осуществляют денежно-кредитную политику, и как сегодня работает Банк России.

Ксения Юдаева начала с эволюции денежно-кредитной политики: как постепенно от золотого стандарта и товарных денег банковская система пришла к фиатным деньгам, ценность которых обеспечена доверием к политике центрального банка.

Она также рассказала о роли Центрального и коммерческих банков в «создании денег», об основных компонентах политики инфляционного таргетирования и их реализации в России. В их числе: установление цели по инфляции, управление процентной ставкой, плавающий курс, принятие решений на основе прогноза, управление ожиданиями и информационная открытость.

Главной задачей денежно-кредитной политики при инфляционном таргетировании является достижение определенного уровня инфляция и ее стабилизация около этого уровня. В России целевой уровень инфляции определен вблизи  4%. Низкая инфляция является не самоцелью, а условием сбалансированного роста экономики. Механизмы инфляционного таргетирования в разных странах немного разные, ввиду того, что, например, одни страны могут переживать серьезные структурные сдвиги в экономике, а другие - нет. Какие-то страны устанавливают коридор отклонений инфляции от цели, какие-то нет. Для сравнения, коридор инфляции в Бразилии определен на уровне – 4,5% ± 1,5%, в Турции – 5±2%. В Великобритании цель – 2%. Китай на настоящий момент не придерживается политики инфляционного таргетирования.

«Прогноз по инфляции – важный элемент построения политики банка, поэтому Центральный банк постоянно наращивает свои аналитические возможности и возможности по проведению исследований», – говорит Ксения Юдаева. На основе прогноза  сотрудников банка делаются рекомендации по денежно-кредитной политике, которые выносятся на обсуждение органа, принимающего решения. В Банке России – это Совет директоров. Члены Совета при принятии решения опираются и на материалы, подготовленные сотрудниками, и на свои собственные суждения.

Один из важнейших инструментов современной денежно-кредитной политики в рамках инфляционно таргетирования – коммуникационная политика. Ее задача – управление ожиданиями. Стандартным средством коммуникации Центрального банка во многих странах является Доклад о денежно-кредитной политике (по-другому: доклад об инфляции). Иногда вместо или вместе с докладом публикуют так называемые minutes – описание хода дискуссии в Совете директоров (как, например, в США). Банк России как и центральные банки других стран, также проводит пресс-конференции Председателя и выпускает пресс-релиз, который в России во многом играет роль minutes. Также банк организует регулярные разъясняющие встречи с инвесторами и экспертами.

«Так как при инфляционном таргетировании важно управлять ожиданиями, и на саму ситуацию в экономике влияют именно ожидания, вопрос о сигнале о будущей политике банка крайне важен. Но его форма может отличаться: в мировой практике можно встретить и использование достаточно общих словесных  описаний и публикацию детальных прогнозов. Мы в Банке России решили не публиковать прогноз по инфляции. Прогноз это только прогноз, это не обязательство проводить такую политику. Но в нашей стране пока сложно объяснить эту разницу», – рассказывает Ксения Юдаева.

В заключение она рассказала про результаты использования инфляционного таргетирования в России. В частности, было отмечено, что в прошлом году Банк России впервые достиг цели по инфляции, и сейчас она находится на исторически низком по российским меркам уровне.

По ссылке – презентация Ксении Юдаевой со списком полезной литературы по теме.

4094 человек прочитали эту новость, 4 отметили, что она им понравилась. А вам интересна эта новость?