Как и многие другие выпускники программы «Экономика и анализ данных» (ЭАД), Тимур Мударисов совмещал обучение в РЭШ с обучением в математическом специалитете. Это позволило ему выйти на рынок труда более подготовленным и востребованным специалистом. Сейчас Тимур работает над проектом на стыке финансов и искусственного интеллекта с одним из хедж-фондов Швейцарии и занимается исследованиями на программе PhD Университета Люксембурга. Мы поговорили с ним и попросили рассказать о том, как полученное в РЭШ образование помогло ему в карьерном самоопределении и профессиональном развитии, а также о том, что именно делает программу «Экономика и анализ данных» наиболее актуальной и востребованной сегодня.
Почему в свое время ты выбрал программу «Экономика и анализ данных»?
Я учился на механико-математическом факультете МГУ им. М.В. Ломоносова и углубленно изучал математику, когда в какой-то момент мне захотелось заняться чем-то более практическим. Наиболее очевидным выбором были программирование и экономика, однако, учитывая специфику кафедры теории вероятностей, а точнее моей группы, я начал искать такое место, где можно получить качественные знания в области финансов. В России таких мест немного. Мой одногруппник Руслан Мирмоминов, который поступил на первый поток Совместной программы «Экономика и анализ данных» РЭШ и ШАД, мотивировал меня поступить именно на нее.
Не секрет, что на программе довольно высокая нагрузка. Сложно ли было совмещать обучение на ЭАД с обучением в МГУ?
Мне было очень непросто, поскольку вдобавок к обучению сразу на двух программах первые полгода я работал стажером в WorldQuant. Это была моя первая работа. Я был количественным аналитиком (квантом), очень мало спал и, отработав свое, решил, что пока буду учиться и заниматься дипломом.
Дальше стало полегче. Совмещать МГУ и РЭШ было вполне комфортно. Мне в некотором смысле повезло, потому что начался ковид и не надо было присутствовать на занятиях очно. Все можно было слушать онлайн, и это было удобно. Поэтому я сидел дома и просто учился — не откладывал домашки на «потом», поэтому проблем не было.
На программе были очень крутые преподаватели, некоторые из них с мехмата, и они мне очень запомнились. Ребята тоже были толковые, в том смысле, что они точно знали, чем хотят заниматься, не ленились и работали, работали, работали. Когда тебя окружают такие люди, это создает крутую мотивацию делать то же самое. Я думаю, это один из главных плюсов программы «Экономика и анализ данных» — усердно трудящееся сообщество.
Кроме того, в программе каждого предмета есть оцениваемые домашние задания. Это мотивирует заниматься больше, чтобы не оказаться в нижней части рейтинга. Например, у нас были очень крутые пары по английскому языку. Для меня английский — это язык, который знать необходимо, но я не думал, что на программе его будет так много. Когда мы приходили на пары, сразу становилось ясно, кто делал домашние задания, а кто — нет. Нежелание опростоволоситься заставляло делать больше и готовиться лучше.
Твое обучение на программе совпало с карантином из-за ковида. Скажи, пожалуйста, как складывались отношения с одногруппниками?
Помимо встреч на онлайн-занятиях, мы переписывались в специальном ТГ-чате программы. А уже после снятия карантина вместе ходили на волейбол, пересекались с ребятами с программы «Магистр экономики» и т.д. Кроме того, на ЭАД я учился вместе с моим одногруппником по МГУ Витей Антиповым. С ним мы очень тесно общались.
Ты говорил, что уже имел опыт работы квантом. А повлияло ли обучение на программе «Экономика и анализ данных» на выбор дальнейшего пути развития?
Конечно, повлияло. Во время обучения у нас были обязательные общие курсы, которые совпадали с курсами программы «Магистр экономики», а также были курсы по выбору. Я брал в основном финансовые курсы, потому что планировал когда-нибудь связать свою жизнь с профессией кванта (квант – quantitative analyst или количественный аналитик в трейдинге). На этих разнообразных и интересных курсах я почерпнул для себя много новых и полезных знаний. Математика может рассказать что-то очень глубоко, но если ты не будешь понимать, что сверху, то, к сожалению, в жизни не пробьешься.
Расскажи, как развивалась твоя карьера после окончания программы?
В июле 2022 года я окончил все программы и начал искать работу. Я подался в несколько мест и прошел отбор в Сбер и в Райффайзенбанк. Сбер более требователен к сотрудникам в плане формата работы — ты должен каждый день находиться в офисе. Я так не мог.
В Райффайзенбанке было много людей из РЭШ, например, Костя Крайнев (MAE’2020), который преподавал у нас на программе, поэтому мы очень быстро нашли общий язык. Я занимал позицию количественного аналитика. Это такая эконометрическая позиция. У нас были бизнес-задачи, и я должен был проводить анализ данных и общий экономический анализ, а также делать некоторые прогнозы. Со временем мне начали добавлять другие, более специфические задачи, например, калибровка моделей и тому подобное. Но так как у меня был серьезный бэкграунд, для меня выполнение таких задач не составляло труда.
В целом работа мне нравилась, но в какой-то момент я заскучал. Тогда у меня появилась идея пойти в аспирантуру. Я начал искать подходящий вуз и поступил в Университет Люксембурга. Сейчас я учусь на PhD и занимаюсь исследованиями. Через два года планирую защитить докторскую.
Я знаю, что помимо учебы ты сейчас занимаешься каким-то интересным проектом на стыке финансов и искусственного интеллекта. Не мог бы ты рассказать об этом?
Когда я искал работу, я наткнулся на вакансию, буквально каждый пункт которой идеально соответствовал моим запросам, и я решил откликнуться. Оказалось, что данным проектом занимается команда русских ребят, окончивших МГУ. Мы очень быстро нашли общий язык и поняли, что идеально подходим друг другу.
К сожалению, я не могу рассказывать об этом проекте подробно. Могу лишь сообщить, что есть некий хедж-фонд в Швейцарии, для которого я выполняю некоторые работы. Основная моя задача — это прогнозирование рынка в долгосрочной перспективе.
Как ты считаешь, полученное в РЭШ образование помогает тебе развиваться в профессии?
Сто процентов помогает. У РЭШ очень большое сообщество, к которому ты всегда можешь обратиться. Входящие в него ребята очень крутые и занимают высокие должности. У них большой опыт работы и они могут, например, что-то подсказать. В этом плане РЭШ очень сильно помогает. Кроме того, РЭШ дает хорошие профессиональные навыки и позволяет корректировать свой образовательный трек в зависимости от собственных интересов — всегда можно взять какие-то очень полезные с точки зрения профессии курсы. С полученным в РЭШ образованием точно будет легче развиваться в банковской сфере, фондах и т.д. С точки зрения экономики и финансов здесь каждый точно сможет почерпнуть что-то важное для себя и своей профессии.
Назови навыки, которые, на твой взгляд, играют наибольшую роль для карьерного роста.
Думаю, такими навыкам являются тайм-менеджмент и разумное трудолюбие. То есть ты должен много чего делать, тогда и результат не заставит себя ждать. Обычно задачи ставятся такие, которые с разбегу не возьмешь. Поэтому надо уметь разбивать их на подзадачи и планомерно выполнять. В РЭШ этому хорошо обучают — когда у тебя постоянно много домашних заданий, ты учишься эффективно распределять свое время, чтобы все успеть.
Расскажи о своем обучении на PhD.
В Университете Люксембурга действует балльная система, а самого обучения как такового здесь немного. За три года я должен набрать определенное количество баллов по каждому курсу. Однако я могу сделать это в любой удобный для себя момент. Поэтому обучение здесь значительно проще, чем в РЭШ. Большую часть времени я занимаюсь исследовательской деятельностью и работой над собственными статьями (пытаюсь эти статьи применить к задаче, которая уже имеется). Как раз скоро будет опубликовано мое первое исследование.
Это очень интересно, надеюсь, ты поделишься им с нами. Как тебе удается совмещать работу и обучение на PhD? Остается ли время на что-то еще?
Работа над проектом отнимает примерно два полных дня в неделю. Потом я рассказываю коллегам о своих наработках. Они их критикуют — русские ребята любят покритиковать — и я иду работать над улучшениями. Так мы каждый раз обсуждаем что-то новое.
Также я помогаю с проверкой домашних заданий нынешних студентов в ШАДе. Я закончил курс по байесовским методам машинного обучения. Мне он понравился, и потом в какой-то момент мне предложили проверять домашние работы. Я согласился и занимаюсь этим уже два года. Раз в семестр, когда выходит домашка, я за выходные ее проверяю. Я жесткий критик. Если студент пропустил срок сдачи или списал домашку, я легко ее обнуляю. Потому что надо понимать, что так делать нехорошо. Это как отвлечение — вспоминаю молодость.
Также у меня две собаки, я хожу в тренажерный зал, а в свободное время много читаю. Если у меня появляется какая-то идея, я быстро контактирую с людьми, которые могут оценить, насколько она хороша.
Что бы ты посоветовал тем, кто сейчас размышляет над поступлением на программу «Экономика и анализ данных»?
У Совместной программы РЭШ и ШАД есть очевидные преимущества. Во-первых, РЭШ — это лучшее место с точки зрения изучения экономики и финансов, а ШАД — лучшее место в России с точки зрения изучения анализа данных, машинного обучения и тому подобного. Поэтому, если ты понимаешь, что хочешь улучшить свои навыки в этих областях, то определенно стоит поступать именно сюда. Во-вторых, программу оканчивают очень умные люди. Ты сможешь многому научиться и у них. Единственное, что я хотел бы подчеркнуть, — выбирая ЭАД, необходимо быть готовым много учиться. Два года придется работать, работать и работать. Если это тебе не по душе, то надо хорошо подумать, сможешь ли ты выдержать такой темп.
Чтобы узнать больше об особенностях и поступлении на магистерские и дневные мастерские программы РЭШ, приходите на весенний День открытых дверей магистратуры РЭШ. Предрегистрация уже открыта.