Возможность обучения по обмену в лучших вузах мира – одно из основных преимуществ программы Совместного бакалавриата НИУ ВШЭ и РЭШ. Студентка 3-го курса Татьяна Сухорученкова недавно вернулась из Университета Гонконга. Мы поговорили с ней о том, как она попала на программу обмена, почему выбрала именно этот вуз, как прошло ее обучение и какие навыки ей удалось развить за это время.
– Почему вы выбрали Совместную программу по экономике ВШЭ и РЭШ?
– Сначала я собиралась поступать на бизнес-направление. Однако в процессе подготовки увлеклась экономикой. А поскольку в олимпиадном сообществе много говорят про Совместный бакалавриат ВШЭ и РЭШ, я решила, что поступать нужно именно сюда.
Кроме того, в Лицее «Вторая школа», где я училась, все очень мотивированные – что-то постоянно делают, участвуют в олимпиадах. Смотря на них, я тоже хотела что-то делать. Чтобы сохранить эту атмосферу, я выбрала Совбак. Мне казалось, что здесь учатся такие же целеустремленные и активные ребята.
– Совпали ли ваши ожидания от обучения в РЭШ с действительностью?
– Да, я ожидала, что смогу выбирать предметы, которые мне нравятся, и что преподаватели здесь очень классные и крутые. Еще один момент, о котором я не думала, когда поступала, но который меня сильно привлекает сейчас – это возможность получить рекомендацию профессора, если ты собираешься поступать на международные программы.
– На Совбаке подходящая для меня система обучения, когда какую-то часть знаний я получаю на парах, а потом прихожу домой и дальше с этим разбираюсь самостоятельно или совместно с однокурсниками. Мне кажется, умение находить информацию – это очень важный навык, который нам дает программа. В то же время ты не остаешься со своими проблемами наедине, постоянно чувствуется поддержка.
– Как произошло знакомство с программой международного обмена, как вы приняли решение в ней поучаствовать?
– Обучение по обмену было для меня одной из самых важных целей при поступлении на Совбак. Еще в школе я решила, что очень хочу поехать учиться по обмену. Правда, тогда я хотела поехать в Европу и даже начала учить французский.
Когда я уже училась на Совбаке, то внимательно изучила список программ международного обмена. Для меня было важно не просто поехать в другую страну, чтобы путешествовать, а получить хороший опыт обучения. Поэтому я выбирала из ведущих вузов. Мне нравились Университет Гонконга и Университет Помпеу Фабра в Барселоне, и по GPA они мне подходили. Оба эти вуза входят в топ-40 в мире по экономике и финансам (Университет Гонконга находится на 26-й строчке QS World University Rankings 2024).
Совместная программа ВШЭ и РЭШ в этом плане предоставляет очень широкие возможности – можно выбрать из большого количества вузов (для студентов нашей программы доступны и вузы, сотрудничающие с РЭШ, и вузы, имеющие договора с НИУ ВШЭ), поехать и не переживать, что потом не закроешь разницу в программе (поскольку в учебном плане много курсов по выбору, не составляет проблемы зачесть курсы, пройденные в зарубежном вузе, если предварительно согласовал их с академическим руководством программы).
Библиотека Университета Гонконга (фото Татьяны Сухорученковой)
– Как попадают на программу обмена студенты Совбака?
– Нам приходит информационное письмо со списком программ, на которые можно податься. У Совбака, помимо основных вышкинских, есть еще свои собственные программы от РЭШ. Ты заполняешь гугл-форму и выбираешь вуз. В анкете ты можешь указать 2 приоритетных вуза. Далее те, у кого GPA (Grade Point Average – средний балл успеваемости студента) выше, тот выбирает вуз первым. Если еще есть место на первый приоритет, то тебя отправляют туда, если там мест уже нет – выбираешь второй приоритет. Если мест нигде не осталось, получается, ты никуда не едешь в этом семестре.
– Сколько времени проходит от заполнения анкеты до получения подтверждения?
– На заполнение анкеты дается около месяца. Через день-два после того, как время заканчивается, приходят результаты. Дальше с тобой связывается координатор международного обмена выбранного вуза и рассказывает, какие документы нужно собрать, где зарегистрироваться и что заполнить. Со стороны Вышки и РЭШ назначаются собрания и всем, кто собирается ехать по обмену, рассказывают, что делать в той ли иной ситуации, про то, что не нужно волноваться, если что-то идет не так и т.д.
Перед отъездом для «домашнего» вуза нужно составить учебный план, который подписывает руководитель академической программы. Я еще подавалась на стипендию для обмена от Вышки. Поэтому было важно, чтобы предметы, которые я буду изучать, соответствовали моей программе обучения. Я не могла поехать в Гонконг изучать, например, дизайн. Еще нужно написать мотивационное письмо и получить от профессора рекомендации для получения стипендии.
– То есть курсы вы выбираете еще до отъезда?
– Да, но потом в большинстве случаев их можно поменять. Это зависит от политики выбранного вуза. Например, в этом семестре я подавалась в Италию. Там курсы нужно было выбирать заранее и приезжать в зависимости от времени, когда они начинаются. В Гонконге все проще. Сначала выбираешь курсы, которые ты хочешь учить, а потом приезжаешь и в add / drop period (период добавления / удаления курсов предоставляется для внесения изменений в учебный план студента) можешь поменять их на другие.
Конечно, в Гонконгском университете и в любом другом вузе приоритет при распределении мест на курсах всегда отдается людям, которые там учатся на постоянной основе. Поэтому бывает тяжело получить то, что хочется изучать. Но в целом это можно решить какой-то настойчивостью.
– Какие курсы вы изучали?
– Я собиралась поступать в магистратуру на финансы, поэтому взяла два соответствующих курса: инвестиции (у нас их нет на программе, поэтому мне было интересно их взять) и корпоративные финансы. Также я изучала аккаунтинг (бухгалтерский учет и отчетность). Я поняла, что он мне нужен, во время летней стажировки в сфере консалтинга, когда нужно было все время разбираться в каких-то отчетностях. Прямо на первом занятии преподаватель сообщил о том, что для получения хорошей оценки нужно уделять предмету порядка 10 часов в неделю. В большинстве случаев те, кто уезжают по обмену, стараются брать минимальную нагрузку, чтобы можно было путешествовать, ходить на вечеринки и т.д. Но я понимала, что он мне очень нужен. Еще я взяла два курса по бизнесу: операционный менеджмент и маркетинг.
Интересный факт – большинство людей, обучающихся по обмену из Европы и Америки, получают не оценки за пройденные курсы, а зачет или незачет. Мы, напротив, получаем оценки, которые влияют на GPA здесь. Учитывая, что в Гонконге своеобразная система оценки знаний, курсы нужно было выбирать с умом. Даже если ты сдал все экзамены очень хорошо, но есть кто-то, кто написал лучше, у тебя в итоге выйдет не 10, а 7. Нет такого, что все получают хорошие оценки.
– Каково ваше общее впечатление от учебы? Насколько она отличается от обучения на Совбаке?
– Я бы выделила два основных отличия. Во-первых, в Университете Гонконга намного больше вес у экзамена. На кампусе есть библиотека, в которой три-четыре этажа. В течение семестра там никого нет, но перед экзаменами – просто негде сесть. Все приходят и готовятся, а между экзаменами все расслабляются. Домашки довольно простые, поэтому все делают их очень хорошо, и нет никакой дифференциации, кто и сколько старался. Буквально все получают хорошую оценку. Дифференциация происходит только на экзамене. Это более стрессово. В этом плане мне система Совбака нравится больше – чувствуется какое-то поощрение, когда ты стараешься в чем-то разобраться.
На некоторых предметах ведутся видеозаписи. Потом их можно посмотреть перед экзаменами. У них такая политика, что не особо важно, кто приходит на пары, главное, чтобы все чему-то научились. Если удобно, можешь смотреть лекции из дома. В целом обучение было таким же.
– Отличается ли манера подачи материала и культура общения с преподавателями в Университете Гонконга и на Совбаке?
– В Гонконге преподаватели, так же как и у нас, рассказывают лекции по заранее подготовленным слайдам. На аккаунтинге преподаватель часто задавал какие-то вопросы и задачи. Мы выходили, писали и рассказывали, что мы там нарешали по ходу занятий. В целом все очень похоже.
Если есть какие-то вопросы, можно свободно подойти и уточнить. Преподаватели это очень поощряют. Также можно написать им на почту и очень быстро получить ответ. Но на Совбаке, мне кажется, такое уже давно работает. Если есть вопросы, то очень спокойно все отвечают, готовы помочь, разобраться – все очень отзывчивые.
Отдельно хочу сказать о том, что преподаватели в Гонконге в течение семестра выкладывают опросники, чтобы узнать, насколько хорошо все понимают материал. У нас, как правило, вся обратная связь сосредоточена в конце семестра, когда мы на внутреннем портале РЭШ оцениваем программу. У нас был только один преподаватель, который выкладывал в Telegram опросники для студентов после каждой лекции, – Дмитрий Дагаев (микроэкономика). Обычно, когда нам что-то не нравится, мы сами приходим к преподавателю или в учебный офис. К этому все очень отзывчиво относятся. Программа супермобильная и преподаватели суперотзывчивые.
– Где больше понравилось, там или тут?
– Мне понравилось там и нравится здесь. Программы очень похожи, однако в Гонконге было чуть больше стресса от учёбы. Отчасти потому, что там другая система оценки знаний.
Вообще в Гонконге учится много ребят из России на постоянной основе. Поэтому я быстро нашла себе русскую компанию. Но почти никто из них не ходил на те курсы, на которых училась я. Я привыкла к тому, что на Совбаке, если мне что-то непонятно, я всегда могу обсудить это с моими однокурсниками. А здесь из-за того, что на части выбранных мною курсов в основном учатся студенты университета, которые друг друга хорошо знают, мне было сложно найти себе группу для выполнения домашек. Сложно прежде всего психологически. Поддержки со стороны одногруппников на Совбаке как будто значительно больше.
Экзамены в Гонконге были более стрессовые. Во-первых, потому что они имеют больший вес, а во-вторых, потому что оценка относительная. У меня могло быть по 85-90% правильных ответов, но за курс все равно выходила семерка (из 10 баллов), потому что у кого-то было 99% правильных ответов. Это немножко вводило в стресс.
Отмечу, что в Гонконге можно брать предметы вообще любых направлений в этом большом вузе и учить вообще все, что хочешь. Из-за этого немного тяжелее с расписанием экзаменов. Может случиться так, что у тебя будет два экзамена в день. Это тоже не очень приятная история.
– Как обстоят дела с бытовыми условиями?
– Всем студентам по обмену вуз предоставляет общежитие. Жить в самом Гонконге очень дорого. Это один из самых дорогих городов мира как раз из-за стоимости жилья.
На кампусе есть несколько общежитий. Есть чуть поновее и чуть постарее. Заселение осуществляется рандомно по 2 человека. Мне повезло, я жила в холле поновее – у нас был один душ и туалет на 2 комнаты. В более старых холлах удобства на этаже.
В общежитии нет кухни, поэтому все питались в столовых на кампусе. Их было очень много, штук 15-20, на любой вкус и бюджет.
В холле была комната для учебы. Это было очень полезно, когда на улице был ураган. Гонконг находится на Южно-Китайском море. Там постоянно какие-то ураганы происходят. Один из них был очень сильный, нельзя было выходить из здания примерно два дня. Было очень приятно, что у нас было место, где мы даже при таких погодных условиях могли собраться.
Все общежития находятся около моря, и виды здесь, конечно, невероятные.
Виды Гонконга (фото Татьяны Сухорученковой)
– Как оплачивается питание и услуги на кампусе?
Везде, не только на кампусе, нужно расплачиваться специальной картой «Октопус». Её очень легко оформить: просто приходишь в обычный продуктовый магазин и покупаешь. Никаких документов не требуется. Чтобы расплатиться, карту нужно пополнять. Она также работает как проездной.
Недалеко от кампуса почти везде принимают только «Октопус». Единственным местом, где принимали обычные карты, был «Макдоналдс».
– Расскажите о вашем досуге в Гонконге.
– В университете есть клуб, который занимается организацией экскурсий. Туда тоже необходимо записаться заранее, чтобы хватило места. Но я не очень много пользовалась его услугами.
Я уже говорила, что у меня было в основном русское окружение. Некоторые ребята учились там на постоянной основе. Мы сами ходили на хайкинг (пешие прогулки) по горам, ездили во всякие парки аттракционов, в Гонконгский Диснейленд, в аквапарк. Мы исследовали Гонконг самостоятельно, и, мне кажется, посмотрели все, что можно было. Неудобство заключалось в том, что кампус находился на окраине и дорога до центра города была не очень удобной. Поэтому часто оставались на кампусе. Он довольно большой, и там есть, чем заняться: поучиться, по набережной погулять, в спортзал сходить или на вечеринку для студентов по обмену. Вот такие развлечения у нас были.
– Ощущалось ли какое-то различие в культуре внутри кампуса и за его пределами?
– В Гонконге очень интернациональное общество, все говорят на английском языке. Идешь по улице и видишь людей изо всех стран мира. Жители города очень терпимые и толерантные вообще ко всему. Мы быстро вписались в происходящее. Мне кажется, очень сильно помогло и то, что все-таки язык знакомый. На кампусе иногда возникали проблемы. Кто-то понимал только китайский, например, работники столовой. Но там рядом с ними лежало или висело меню на английском и на китайском. Нужно было просто ткнуть в название и тебе давали то, что ты хочешь.
– Что вам дало обучение по обмену?
– Во-первых, и это очень важный момент, я поняла, что мне действительно хочется получить образование за границей. Я знаю некоторых ребят, которые съездили на обмен и поняли, что это вообще не их. Я же, напротив, осознала, что мне это очень интересно. Мне интересно общаться с новыми людьми, узнавать их, интересно погружаться в другую культуру.
Также мы до сих пор общаемся с ребятами, с которыми были в одной компании. То есть обмен – это больше всё-таки про людей и про умение быстро адаптироваться к ситуации. И еще – про прокачку английского языка. Конечно, можно учить английский язык несколько лет, можно пройти курсы, но какую-то свободу в разговоре ты начинаешь чувствовать только тогда, когда постоянно и много говоришь. Для меня это самое большое достижение. Я смогла четыре месяца со всеми разговаривать на английском и выжить. Даже поучиться на нём и написать экзамены.
Опыт жизни за границей – это взросление. Когда ты один в другой стране, поддержка, в первую очередь, есть только от себя самого. Никто не приедет к тебе из России решать твои проблемы.
Учебная атмосфера (фото Татьяны Сухорученковой)
– Какие у вас планы на будущее?
– Я точно хочу поступать на международную магистерскую программу. Такое желание отчасти вызвано моим опытом работы в консалтинге. Там для быстрого развития важно иметь диплом очень известного вуза. Консалтинг – это индустрия, где людей выбирают по обертке.
Сейчас я думаю, насколько мне нужны финансы. До поступления на экономическую программу я собиралась поступать на бизнес-направление, и сейчас опять размышляю над этой возможностью. Для работы в консалтинге не нужно быть гением финансов. Кроме того, у меня будет фундаментальное образование по экономике, когда я окончу Совместную программу ВШЭ и РЭШ.
В будущем я хочу помогать людям, вкладываться в них и получать отдачу. Наверное, поэтому я уже третий год преподаю экономику школьникам. Это доставляет очень хорошие эмоции. Ты понимаешь, что делаешь что-то полезное. Мне это очень важно, и я хочу продолжать в том же духе.