Рейтинг Аналитического центра «Эксперт» определяется в ходе исследования, которое является частью комплексного проекта, начатого в 2016 году для оценки преобразований в сфере науки и образования. Цель проекта − оценить вклад российских университетов в развитие национальной экономики и мирового технологического предпринимательства и определить степень их участия в формировании новой технологической повестки будущего.
В этом году исследователи применили концепцию расширенных рейтингов, проанализировав базу основателей и стартапов начиная с первой волны исследования. В исходную базу основного расширенного рейтинга вошло 3648 стартапов и 3738 основателей из 442 вузов
В основе исследования лежат данные, агрегируемые одним из самых авторитетных источников в сфере технологического предпринимательства − базой Crunchbase. В итоговую выборку стартапов российского происхождения вошли данные о 3012 основателях и 2796 проектах. Суммарный объем привлеченных этими стартапами инвестиций составил 16,077 млрд долларов, что почти на 4 млрд больше аналогичного показателя 2021 года.
В 2022 году в рейтинг вошло 43 российских университета, при этом, традиционно, университеты и бизнес-школы, реализующие программы, связанные только с экономикой, менеджментом и бизнесом (в том числе РЭШ), были включены в отдельный срез из 20 бизнес-школ и университетов экономической направленности. В данном рейтинге Российская экономическая школа в этом году поднялась на строчку выше (с 8-го места на 6-7-е), а в расширенном рейтинге поднялась на 5-е место. Также в 2022 году РЭШ снова показала наибольшую долю поддержанных проектов в десятке лидеров рейтинга − 90% стартапов, основанных выпускниками Школы, уже привлекли инвестиции.
Отвечая на вопрос АЦ «Эксперт» о том, как российские университеты могли бы увеличить свой вес в современной технологической повестке, проректор по взаимодействию со студентами и выпускниками РЭШ Зарема Касабиева поделилась мнением, что развитие и охват студентов предпринимательским подходом возможны не только в рамках изучаемых дисциплин, но и через создание креативной инновационной среды: «Нам необходимо обращать внимание на развитие у студентов критического и инновационного мышления, умения аргументировать и смотреть на проблему с разных точек зрения и перспектив».
Сегодня в Российской экономической школе работают Клуб практиков, Венчурный клуб, куда приходят в том числе основатели стартапов. «Они вместе анализируют ситуацию на рынке, обсуждают стратегии, предлагают бизнес решения для различных отраслей. Студенты и выпускники, в свою очередь, представляют свои проекты членам клубов, в том числе венчурным инвесторам. У нас уже было заключено несколько реальных сделок», − рассказала Зарема Касабиева.
Здесь можно почитать и посмотреть интервью выпускников РЭШ разных лет, которые запустили собственный бизнес.
Подробнее с результатами исследования АЦ «Эксперт» и его методологией можно ознакомиться здесь.