• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Работа в рисках — работа для влюбленных в свое дело. Екатерина Медникова (MAF’20) о карьерной траектории в риск-менеджменте


Магистратура — только № 1

Я поняла, что мне хочется связать свою жизнь с финансами и экономикой, еще в школе. Для этого было необходимо получить фундаментальное и качественное образование — так начался мой путь в МИЭФ ВШЭ. По моему мнению, несмотря на целостность бакалаврских программ и стремление как можно скорее начать выстраивать карьерный путь, у тех, кто работает в финансах, обязательно должна быть степень магистра.

 На тот момент я уже привыкла к стандартам качества образования мирового уровня и у меня было твердое убеждение: если выбирать программу магистратуры, то только программу №1. Для меня эталоном экономического образования в России всегда были РЭШ и ВШЭ. На четвертом курсе бакалавриата я начала читать о программе финансовой магистратуры РЭШ и случился match. На тот момент мне уже хотелось совмещать работу и учебу, набрать много практических навыков, которых, возможно, в классическом бакалавриате было не всегда достаточно. MAF — это интересно, динамично, престижно и полностью соответствовало моим запросам к программе. Я поступила.

Либо стопроцентный результат, либо никакой

Я всегда стремилась вкладываться в учебу по максимуму. В первый год обучения брала много предметов, старалась успеть взять от образовательных возможностей РЭШ все. Несмотря на то, что программа практико-ориентированная, нужно за короткий срок успеть освоить теоретическую базу. Поэтому много времени уходило на самообразование. 

Это было похоже на сборку детской пирамидки: преподаватель дает стержень, а что ты наденешь на него — уже твоя ответственность. Думаю, из-за этого сейчас мы с одногруппниками работаем в настолько разных сферах. Мы воспринимали одну и ту же информацию, но каждый ее пропустил через себя по-своему и пошел доисследовать полученную экспертизу. Поэтому у всех такие непохожие истории успеха, и это вдохновляет.

 Чаще всего в предметах по выбору у меня были курсы по корпоративным финансам — они были ближе всего к моему профессиональному интересу, их я и выбирала для изучения. Я понимала, что РЭШ – это место, где я могу закрывать профессиональные пробелы, которые обнаруживаются во время работы. Как всегда бывает − ты сидишь на лекции, все слушаешь, все понимаешь, приходишь на работу и оказывается, что есть огромное количество того, что ты не знал или не думал, что это настолько глубокая тема. А в РЭШ можно было получить уникальные знания для работы с помощью лучшей экспертизы в стране, с помощью общения с самыми классным преподавателями. А работать я начала еще до поступления в магистратуру.

 Что общего у риск-менеджмента и фильмов о финансовой индустрии

После первого курса бакалавриата мы с одногруппниками уже начали искать стажировки. В то время довольно часто мы слышали: «Ребята, если вы хотите быть успешными, у вас есть два пути: консалтинг или IB». Но встречи с представителями различных компаний и направлений, организованные вузом, помогли нам понять, что это в корне неверно, успешных карьерных путей гораздо больше. Именно тогда я выбрала для себя направление, которое совмещало финансовые аспекты, квантовые навыки и business sense, а именно риск-менеджмент. И эта направление попало в самое сердце, работаю в рисках до сих пор.

Когда друзья, которые не связаны с финансами, спрашивают, чем я занимаюсь, я советую посмотреть кино о финансовой индустрии, это хорошая иллюстрация. Конечно, в реальной жизни зачастую все более структурированно и размеренно, но в целом, атмосфера именно про это. Каждый день в офисе — это огромный поток информации, людей, сделок, звонков, цифр и котировок. Это очень заряжает и мне всегда хотелось этим заниматься.

Риск-менеджмент – это монетизация риска. Это прежде всего понимание риск-аппетита компании и его правильная оцифровка. У вас должны быть навыки в идентификации рисков, понимание, как рассчитать риски, какие будут метрики, пороговые значения. Нужно помогать бизнес-подразделениям, чья основная цель — прибыль. Объяснять им, что здесь они могут взять этот риск, а здесь не могут, потому что есть большая вероятность, что компания не справится с потенциальными потерями. Для такой работы важно структурно мыслить. Нужно видеть ситуацию таким образом, чтобы разложить ее на компоненты, которые затем превратятся в модели и инструменты. Не обойтись и без широкого финансового кругозора, чтобы уметь правильно интерпретировать любую ситуацию. Мало просто хорошо посчитать или смоделировать, нужно еще правильно истолковать цифры. И объяснить другим, что с ними делать.

Вижу цель — иду к цели

Во время бакалавриата у меня было несколько небольших стажировок в корпоративных рисках Сбербанка CIB. Это был тот самый оптимальный стык задач, когда у тебя много технической работы, но при этом ты хорошо разбираешься в продуктах, активно взаимодействуешь с бизнесом и видишь процесс со всех сторон.

Я еще мало разбиралась в финансовых рынках, не хватало опыта для целостного понимания, как все устроено. Стажировка — это отличный шанс получить первый профессиональный опыт, возможность найти то, что действительно интересно. Я видела, что меня окружают опытные коллеги, которые умеют жонглировать деривативами, продуктами, котировками. Мне хотелось так же, я загорелась идеей во всем разобраться. Впитывала все, чему меня учили. Я точно знала, что хочу этим заниматься в будущем и вернусь сюда, как будто других вариантов не могло быть. Так и случилось.

После первого курса магистратуры я вышла на позицию аналитика рыночных рисков. Мы смотрели, какие риски возникают на финансовых рынках в различных сделках, продуктах, из-за разных событий. Это был опыт в очень живой, подвижной среде, отражающей настроения инвесторов и игроков рынка во всем мире. Скажем, Дональд Трамп написал новый твит — как на это отреагируют рынки по всему миру? В рыночных рисках всегда нужно держать руку на пульсе, быть в курсе последних новостей и понимать, где та самая грань, когда рискованно, но мы умеем управлять таким риском, а где стоит поставить жесткие ограничения.

Сфера финансовых рынков в России довольно узкая, многие специалисты знают друг друга в лицо. В какой-то момент возникло опасение, что я выбрала для себя слишком категоричный путь и будет сложно сменить направление. А я всегда стремилась к разностороннему развитию. Мне хотелось стать универсальным риск-менеджером, постепенно взращивать из себя потенциального CRO. И полгода назад я сделала карьерный переход: осталась в Сбере, но сейчас работаю с более разносторонними рисками, несколько другой направленности банковского бизнеса. Это и мезонинные сделки, и синтетические РЕПО, и сделки инвестиций с риском участия. Сейчас в моей работе присутствует некий helicopter view – я работаю в подразделении, которое курирует с точки зрения рисков дочерние организации Сбера. Непосредственно «дочка», которой занимаюсь я, предоставляет мезонинное и акционерное финансирование. Мы же развиваем инструменты и подходы к управлению рисками, выстраиваем процессы в этом непростом бизнесе. Во многом это про корпоративные финансы, риски венчурного финансирования, private equity. Опыт во многом широкий и уникальный для нашей страны, и тем интереснее.

Кому подойдет магистратура MAF

Когда я пошла учиться в магистратуру РЭШ, мне казалось, что у меня нет потребности, чтобы образование помогало мне определиться с карьерным треком. Он уже был предопределен. Я шла на MAF, чтобы продолжать развиваться в уже заданном направлении. Но в какой-то момент программа расширила горизонты, а я перенесла этот опыт в том числе и на свой карьерный путь.

Именно образование в MAF дало понимание, что имея хорошую базу и пул практических навыков, ты можешь в любой момент жизни повернуть ее если не на 180 градусов, то хотя бы на 90. Заниматься другими вещами, но при этом все так же использовать свои наработки, связи и полученное конкурентное преимущество — у тебя есть уникальная база, которую дало качественное образование.

Еще на MAF я укрепилась в понимании, что постоянно нужно развивать себя. Сразу после выпуска я стала заниматься получением сертификата CFA. Сейчас я готовлюсь ко второму уровню и уже думаю, как еще я могу проапгрейдить свои навыки. Катализатором этого стало то, что общий дух РЭШ — про мультизадачность. Однокурсники, ребята с других программ, преподаватели, приглашенные спикеры — это все люди, в которых есть неиссякаемое профессиональное любопытство. Они настолько хорошо совмещают в своей жизни работу, преподавание, учебу, хобби, что в какой-то момент ты понимаешь, что успех — он не про то, чтобы выбрать конкретную стезю и на 150% вкладываться в нее.  Успех — это про умение выбрать больший спектр задач, ведь все взаимосвязано. РЭШ — это сила синергии в действии.

Пт, 9 июля 2021
ВЫПУСКНИКИ, MAF, ФИБ
1454 человек прочитали эту новость, 10 отметили, что она им понравилась. А вам интересна эта новость?