• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

РЭШ на форуме «Открытые инновации»: заменят ли роботы лекторов?


15 октября прошел первый день Форума «Открытые инновации». В двух дискуссиях об образовании «Универсицифра. Цифровизация ВУЗов – дань моде или неизбежный этап развития?» и «Диванные» профессионалы. Что ждет людей «без корочки» в будущем?» приняли участие Рубен Ениколопов и Олег Шибанов. И в той, и в другой секции активно обсуждалась высказанная ректором ВШЭ Ярославом Кузьминовым инициатива по замене традиционных очных лекций для студентов в этом вузе онлайн-курсами, а также другие идеи по цифровизации образования.

Эксперты РЭШ высказали свое отношение к изменению подхода к подаче лекционного материала. «Освоить программирование можно и на Coursera, но вот научить работать в команде, вести диалоговый режим, развивать идеи она не может. Поэтому сейчас нужно переосмыслить роль университетов в формировании тех навыков студентов, которые нельзя передать на аутсорс компьютеру», – подчеркнул Рубен Ениколопов.

По словам ректора РЭШ, дальнейшая цифровизация образования ведет к росту конкуренции вузов. Как лучшие, так и рядовые российские университеты начинают конкурировать напрямую с ведущими международными университетами – Гарвардом, Массачусетским технологическим институтом и другими. И лекционный материал, действительно, может оказаться лучше в них. «Подход к преподаванию «Я лектор, я стою, я вещаю, а вы записываете» – быстрее всего может быть вытеснен компьютером», - рассказал ректор РЭШ.

Олег Шибанов также высказался в пользу идеи о необходимости адаптировать образовательный процесс в вузах в связи с изменениями. «Думаю, что то, куда мы движемся, – это blended learning, обучение, при котором онлайн смешивается с офлайном. Общую теорию вы можете давать в видеолекциях, а потом работать в малых группах, чтобы людей обучить конкретным вещам. Думаю, что в течение пяти лет большинство университетов перейдет к такому типу обучения», – заявил Шибанов.

В то же время, онлайн-обучение само по себе – без офлайн-поддержки – имеет ряд ограничений. Так, далеко не во всех специальностях можно приступить к работе, не получив базовых представлений о предмете, – например, сложно будет с финансами. «По Википедии можно научиться строить оптимальные портфели, но куда сложнее догадаться, что их надо строить, и еще сложнее – приобрести навыки командной работы, выполнения дедлайнов или решения более сложных задач», – подчеркнул Шибанов. Кроме того, «традиционное» образование пытается привить студенту навык обобщения фактов, выявления базовых законов, которые управляют процессами, парадигм мышления. Получить такой опыт, проходя отдельные онлайн-курсы, довольно сложно, считает Шибанов.

«Открытые инновации» – форум, посвященный новым технологиям и перспективам международной кооперации в области инноваций. Проводится с 2012 года. Тема форума в этом году – «Источники цифрового прорыва».

Первый день форума был полностью посвящен кадрам и образованию. «Образование, наука, скорость развития инноваций, применение знаний и технологий – приоритетные вопросы для обсуждения и проработки. Мы должны присутствовать на рынках, в том числе развивающихся стран, не только дистанционно», – отметил Аркадий Дворкович, председатель Фонда «Сколково», председатель совета директоров РЭШ.

1832 человек прочитали эту новость, 1 отметили, что она им понравилась. А вам интересна эта новость?