• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Олег Шибанов: «Карьеры, которые получаются у наших выпускников, весьма впечатляют»


При выборе дальнейшего пути развития абитуриенты часто задаются вопросом, в чем заключается особенность той или иной магистерской программы. Мы поговорили с директором программ «Финансы, инвестиции, банки» (MAF) и «Мастер наук по финансам» (MSF) Олегом Шибановым (профессор РЭШ, PhD LBS) о том, кому подойдет магистерская программа MAF, что помогает ее выпускникам строить успешную карьеру в финансах и что отличает MAF от других программ обучения.

– Какую нишу на рынке финансового образования занимает MAF? В чем заключается особенность программы?  

– Мы стараемся взять к себе студентов, мотивированных на карьеру. С одной стороны, мы закладываем твердую основу и хорошее понимание современных финансов: того, как они работают, что в них важно, какие риски есть на рынках, что влияет на оценку компаний и так далее. С другой стороны, наша задача – постараться дать студентам инструменты для взаимодействия, командного или индивидуального, постараться объяснить им, как выстраивать карьерный трек, не доставляя при этом неприятных эмоций окружающим. Я бы сказал, что мы смешиваем академическое знание и то, что используется в разных направлениях деятельности финансового сектора, e-commerce и других секторов, с тем, как работать над личной стратегией – коммуникациями, переговорами и другими направлениями, которые важны для более содержательного общения с коллегами, начальством и партнерами.

– Каким способом удается научить ребят этому искусству построения карьеры?

– Построение карьеры – сложный вопрос. Люди занимаются его изучением десятки лет. Я бы сказал, что во время учебного процесса можно заложить некоторые основы. Например, когда речь идет о коммуникациях, возможность не совершать ключевых ошибок уже позволяет значительно упростить продвижение по карьерной лестнице. Если вы приходите на интервью, нужно понимать, зачем вы вообще в эту компанию пришли, к чему вы стремитесь. Если мы говорим про переговоры, то здесь надо уметь взаимодействовать с начальством и с теми, кто является для вас горизонтальной средой – ближайшими партнерами и коллегами, а также с теми, кто работает вне компании, например, клиентами. Это надо тренировать на протяжении всей карьеры. Нельзя научить этому раз и навсегда. Можно заложить некоторые основы взаимодействия, которые позволят не допускать неправильных шагов и значительно облегчат путь наверх. 

Критическое мышление и то, что у вас есть какая-то базовая гигиена взаимодействия со знанием, чрезвычайно важны в том мире, в котором мы живем. Твердые финансово-экономические знания, когда вы можете более или менее полагаться на то, что вам сообщили, — также довольно важный элемент культуры. 

– Что позволяет достичь целей и развить в студентах эти навыки?

– Среда. Именно люди, которые составляют программу, от преподавателей и до студентов, – это та среда, которая мотивирует. Многие люди, приходящие в РЭШ, размышляли о том, как сделать карьеру в каком-то одном направлении. А после того, как они разобрались более тщательно с рынком труда, с необходимыми навыками и умениями, которым мы стараемся научить в РЭШ, им становится гораздо проще свою мотивацию чем-то подкрепить и двигаться в разнообразных направлениях. 

Именно среда, те люди, которые составляют РЭШ, – это ключевой элемент. Отдельные курсы всегда можно заменить. Отдельного преподавателя всегда можно пригласить. Но когда все складывается в единую возможность и когда окружение, с которым люди работают, от преподавателей до студентов и выпускников, крайне мотивированно само по себе, в таком окружении расти значительно проще. 

В РЭШ не так много людей, они друг с другом постоянно взаимодействуют и равняются друг на друга. Это очень сильный мотиватор для изменения своей жизни.

– В этом году на MAF состоится седьмой выпуск. Какие основные достижения, по вашему мнению, есть у программы? 

– Мне кажется, всегда достижением является только то, какую пользу мы принесли людям. Любой продукт, который вы создаете, должен быть нацелен на то, чтобы у людей, прежде всего, не было слишком большого негатива. Мы делаем это за счет постоянного отслеживания качества, замены курсов, которые не соответствуют нашим требованиям или просто становятся слишком отдаленными от нынешнего рынка труда. С другой стороны, глядя на карьеры, которые делают наши выпускники, я весьма впечатлен. Многие из них уже добились больших результатов. Многие из них, наверное, лет через 20 будут гораздо выше, но и текущие достижения прекрасны. Часть наших выпускников уехала за границу и там успешно добивается результата. Часть выпускников уехала и вернулась обратно на российский рынок труда, и они также остались высоко востребованными. 

Надо понимать, что на самом деле не так важно, что происходит внутри программы, если снаружи с выпускниками все хорошо. Но я бы все же сказал, что программа продолжает очень аккуратно развиваться, внимательно следить за трендами и тем, что происходит с рынком труда с течением времени, и подстраивается под этот рынок.

– Насколько часто происходит пересмотр программы, и кто выступает в качестве инициатора?

– Программа пересматривается каждый год, при этом порядка 10 процентов курсов меняется. Инициатор – это, очевидно, внутренняя среда, то есть я, совет программы, исполнительный директор, и, конечно же, студенты, которые каждый модуль сообщают нам, что они думают про пройденные курсы: насколько они релевантные, насколько пригодятся в дальнейшей карьере. Также мы опираемся на мнение выпускников и на мнение рынка труда, потому что видим, куда идут наши выпускники и в чем заинтересованы компании, когда их нанимают. 

Приведу один пример. Мы в тесной коммуникации с выпускниками и много разговариваем на тему актуальности курсов. Я довольно самокритичен по отношению к курсам. Почему? Потому что я такой неприятный модернист. Мне все время кажется, что надо бежать куда-то вперед. Я имею возможность наблюдать за многими современными российскими компаниями и видеть, как они семимильными шагами пытаются двигаться к лучшему будущему и к использованию самых современных достижений. Но оказывается, что мы с самого начала сделали довольно правильный выбор с точки зрения компоновки программы, курсов и их наполнения. Выпускники используют очень многое из предложенного. 

Вот очевидный пример. Концепции, связанные с именем [американского экономиста, лауреата Нобелевской премии] Гарри Макса Марковица, уже покинувшего нас человека, который рассказывал нам, как правильно выбирать оптимальные портфели на финансовых рынках, сейчас перекладываются в то, что многие компании используют в своей повседневной работе. Вы просто постоянно вынуждены работать с тем, чтобы у вас был правильный портфель финансовых активов. Нам повезло с набором курсов? Не сказал бы. Мы очень даже специально и внимательно думали, что включать в нашу программу, и пришли к тому, что до сих пор применимо и важно.

– Расскажите про целевую аудиторию MAF. Кого вы хотите видеть на программе? 

– Я могу сказать, чего мы не хотим видеть. Во-первых, мы не работаем с дальнейшей академической карьерой и не нацелены на помощь в подготовке к поступлению на такие программы. Если вдруг у части наших выпускников это получается, мы очень рады, но это достаточно редкий случай. У нас всего около 1%  выпускников продолжает академические обучение и исследования в дальнейшем. 

Во-вторых, мы не помогаем с некоторыми видами карьер. В частности, у нас случались дискуссии с некоторыми поступающими о том, помогаем ли мы попадать в такие банки, как Goldman Sachs, JP Morgan и пр. Они ушли с российского рынка, и теперь особенно сложно говорить о помощи в трудоустройстве в эти компании. Мы об этом и не говорим. 

Где мы действительно стараемся искать нашу целевую аудиторию? Во-первых, это мотивированные на развитие карьеры студенты. Людям, которые хотят просто поучиться, просто развиться и так далее, лучше выбрать что-то другое. Мы настолько нагружаем наших студентов уже на первом году, что выдержать это можно, если вы действительно понимаете, куда идете и какая у вас конечная цель.

Это важно для нас, чтобы ваша карьерная деятельность в дальнейшем была достаточно успешной. Понятно, что у кого-то она не будет максимально хороша. Это, в конце концов, во многом завязано на удачу. Но если у вас отсутствует карьерная мотивация, то вы не наша целевая аудитория. 

С другой стороны, нам важно, чтобы у поступающего было развито критическое мышление. Особенно это важно для человека, который занимается финансами и должен много работать с клиентами. Играет роль, чтобы те продукты, которые вы делаете, соответствовали критерию качества. Чтобы вы делали их так, как делали бы для себя. Эти вещи довольно сильно связаны с тем, насколько человек адекватно воспринимает реальность. Кроме того, желательно, чтобы человек, который приходит в РЭШ, также был относительно этичным и не ставил бы своей целью просто обмануть клиента. Когда-то у компании Google был лозунг «Не делай зла». Вот у нас, наверное, схожий лозунг будет: «Будьте прагматичны, но старайтесь, чтобы то, чем вы занимаетесь, было полезно». Также важно, чтобы люди умели взаимодействовать и были мотивированы, в том числе тем, что они совместно с другими людьми могут построить что-то большое и важное для общества.

Еще один мотив, который важен, – это, безусловно, финансы. Мы говорим про финансовую программу, мы говорим о том, что мы ориентируемся больше на банки и на те организации, которые являются продуктовыми – «Яндекс», «Озон» и другие. Однако мы существенно отличаемся от обучающих курсов «Яндекс.Практикум», например. Мы закладываем твердый финансовый фундамент. Если вы просто хотите научиться делать продукт для какой-то компании, есть множество прекрасных курсов, которые позволят вам получить необходимые навыки. Это надо принимать во внимание. Мы, во-первых, ориентированы на карьеру, во-вторых, на то, что вы делаете что-то очень классное и командное, и в-третьих, мы гораздо ближе к финансам, чем к каким-то другим видам деятельности.

– Если человек точно не знает, чем он хочет заниматься в будущем: карьерой или исследованиями, если он не знает, хочет он в консалтинг или в финансы, то ему следует хорошо подумать? 

– Не надо даже думать, надо просто идти на программу РЭШ «Магистр экономики» (MAE) и постепенно развиваться. Там есть возможность посмотреть на всё, включая экономику: не только исследования, но и просто то, что в целом происходит в экономике. Если вы хотите получить широкое образование, в том числе для самопознания и понимания дальнейшего пути развития, конечно, надо идти не к нам. Что касается консалтинга и финансов – наши выпускники идут и туда, и туда. 

– У нас был отдельный вопрос про разницу MAF и MAE, но вы уже частично на него сами ответили. 

– Просто программа «Магистр экономики» дает очень широкое экономическое образование. В этом плане сравнивать ее с достаточно узкой финансовой программой просто бессмысленно. Это разные продукты (прим. – об особенностях MAE можно узнать в интервью с директором программы Сергеем Измалковым). Отмечу, что на программе «Магистр экономики» есть блестящий трек по финансам, и он позволяет довольно далеко зайти, скажем так, в понимании того, чем занимаются финансы. 

– Сейчас многие выпускники бакалавриата к моменту поступления в магистратуру уже имеют опыт работы. Скажите, какая разница между MAF и вечерней программой «Мастер финансов» (MiF), которая изначально позиционировалась как программа для людей с опытом работы? 

– Здесь снова очень трудно ответить на вопрос, потому что обе программы позволяют человеку погрузиться в финансы, даже если раньше у него финансов не было. Но здесь необходимо принять во внимание, что разница в аудитории сохраняется. Все-таки поступающие на программу «Финансы, инвестиции, банки» имеют гораздо меньше опыта работы в финансах, либо совсем его не имеют. Да, тут важно не пытаться делать вид, что тот или иной продукт может подойти всем. Однако, это не значит, что всем 23-летним подходит MAF. Это сильно зависит от личного карьерного трека и от того, как человек себя чувствует. Есть люди, которые уже в 20 лет дошли до высоких или даже топ-менеджерских позиций. В этой ситуации, вероятно, им будет гораздо интереснее на вечерней программе MIF. 

– Программа MAF устроена так, что многие занятия проходят в субботу или вечером. Это позволяет некоторым студентам совместить обучение с работой даже на первом году. Как вы считаете, целесообразно ли такое совмещение?  

– В магистратуру по финансам обычно приходят молодые люди, которые имеют некий карьерный трек, но не продвинулись в этой карьере слишком далеко. Магистратура – это быстрое погружение и глубокое плавание в финансах, которое заставляет за короткий срок освоить очень многие концепции, усвоить, попробовать и понять для себя, что использовать в дальнейшей карьере. Работа в ситуации совмещения в условиях России, как правило, будет отбирать у человека порядка 40 часов в неделю. Это очень много, если мы думаем про учебу в ФИБ. На первом году у нас все-таки очень плотный график. Первые три-четыре модуля включают по четыре-шесть обязательных предметов каждый. Скажем, по моим предметам человеку потребуется сдать три домашних задания, два кейса и финальный экзамен за всего лишь восемь недель. Если у вас шесть обязательных предметов, то за один модуль может быть до 30 заданий. Если человек способен совместить это с работой, то он гений.

Однако я не буду отрицать, что иногда наши студенты действительно совмещают обучение с работой. Они выдающиеся мастера тайм-менеджмента. Это круто. Я в молодости был не таким. Я учился в двух местах одновременно и не мог себе позволить еще и работать. Это довольно тяжело. Поэтому, с моей точки зрения, все-таки первый год тем и хорош, что он позволяет очень плотно погрузиться во все эти финансовые истории, понять их для себя. 

Начать работать, наверное, лучше где-то с мая первого года, а еще лучше – с лета после первого года. Сейчас у нас на втором году вообще все студенты работают. На втором курсе лекции и семинары проходят только по субботам или вечерами. В этом плане совмещение вполне реалистично. Но на первом году, на мой взгляд, этого делать не стоит. Лучше год вложить в такой твердый фундамент. Это более правильный способ прокачать свой человеческий капитал.

– То есть торопиться с работой не стоит, всему свое время?

– Если человек хочет работать, надо работать. Если человек хочет учиться, надо учиться. У нас такой мир, где, я надеюсь, мы будем жить еще дольше, чем предыдущие поколения, и, к сожалению, еще дольше работать, потому что иначе пенсионная система не выдержит. Если вы хотите работать до 70 лет, то, наверное, торопиться не стоит. Лучше заложить основы своего долгосрочного развития. Мне кажется, что первый год просто нельзя совмещать с работой ровно потому, что это может плохо отразиться на долгосрочных перспективах.

– Благодаря MAF магистратура РЭШ стала доступна не только выпускникам экономических, математических и технических специальностей, но и гуманитариям. Как вы считаете, если такой человек поступил на ФИБ, к чему ему готовиться и насколько сложно ему будет?

– Мне кажется, что несколько кейсов, которые мы видели за семь лет существования программы, в общем-то, все доказали. Из пары человек, которые уехали на PhD, одна выпускница – журналистка. Один из лучших выпускников прошлого (2023-го) года – бывший профессиональный спортсмен. На мой взгляд, важно то, что человек на входе знает не все, а кое-что, например, школьную базовую математику. Без этого действительно тяжело. У нас вступительные экзамены – это сертификаты, которые соответствуют первым курсам университета. Там есть небольшие вкрапления теории вероятностей, которая тоже нужна все-таки на входе, но в очень простом виде. Это необходимо для того, чтобы понимать самые базовые вещи. 

Мне кажется, что части гуманитариев у нас очень приятно. У нас есть выпускники-юристы, которые вообще пошли в самое сложное – в создание структурированных финансовых продуктов. Это очень математизированная отрасль, но они блестяще со всем этим разобрались и смогли двигаться дальше. Тем и хороша наша программа, что атмосфера и правильная структура курсов позволяют человеку постепенно вникнуть в суть предмета, понять, как с этим работать, как использовать полученные знания. Поэтому бывают очень сильные положительные кейсы. Бывают кейсы, конечно, менее приятные, когда студенты, в том числе юристы, всё же не выдерживают. Но это бывает очень редко и по разным причинам. Где-то нагрузка оказалась слишком большой, где-то оказалось, что математики излишне много по сравнению с тем, что хотелось бы. Здесь гарантий, конечно, не бывает. 

Я думаю, что с годами мы будем все больше и больше сдвигаться в сторону междисциплинарной коллаборации. Мы помогаем людям, при этом наибольшую пользу получают те, кто раньше не слишком подробно сталкивался с финансами, экономикой и даже с английским языком. Мотивация в современном мире – это ключ к успеху. Это неочевидный аргумент, его можно оспаривать, но люди, которые мотивированы, в том числе на карьеру, обычно гораздо более успешны долгосрочно, чем люди, которые просто много знают. Вопрос только в том, чтобы приспособиться к нагрузке. Мне кажется, что многие люди без экономического и математического бэкграунда у нас были очень успешными, и поэтому надо смело пробовать.

– А что мотивирует людей так серьезно изменить свой трек? 

– Карьера и зарплаты. Очевидно, что многие профессии ограничены по возможности роста. В среднесрочной и долгосрочной перспективе там присутствует существенный потолок и зарплат, и возможностей развития. В России рынок для финансистов выглядит значительно лучше, чем для людей, которые занимаются юриспруденцией или аудитом. Если задуматься о том, как развиваться и повышать свои заработки, то, конечно, финансы, продуктовый менеджмент и, может быть, какие-то ответвления в сторону языковых моделей сейчас являются и еще какое-то время будут оставаться гораздо более перспективными, чем что-то другое.

– На какие позиции могут рассчитывать выпускники программы при трудоустройстве? 

– Позиции, на которые нанимаются выпускники, видны в отчете о трудоустройстве. Этот документ полезно посмотреть. Если вы думаете про возможности, которые мы открываем, то два-три последних зарплатных отчета – это то, что более или менее описывает рынок труда для наших выпускников. В основном это позиции чуть выше стартовых в разного рода аналитике. Иногда люди попадают на позицию более продвинутую, потому что у них был какой-то предыдущий опыт, они приходят на рынок труда не просто выпускниками с небольшим опытом, а поработав до этого в каких-то компаниях.  

По карьерным историям. РЭШ старается делать много материалов с выпускниками, которые описывают, как они развивались, как они добились своего большого, среднего или даже малого успеха и как они видят себя в будущем. Все эти материалы стоит читать. Или смотреть – там бывают и короткие видео.

Мне кажется важным подчеркнуть, что большинство выпускников РЭШ в целом и программы MAF в частности – это люди, которые способны с блеском выполнять и простые, и сложные задачи. Когда вы приходите на работу, важно, чтобы о вас думали, что вы молодец по итогам вашей работы, а не потому, что вы закончили РЭШ. Важно, чтобы на рабочем месте вы смогли с успехом выполнять те задачи, которые вам прилетают. И вот это у наших выпускников получается хорошо, а часто блестяще. 

Поэтому, пожалуйста, смотрите, читайте, задавайте ваши вопросы в чате для абитуриентов, где мы с большим удовольствием не только ретранслируем материалы, но и объясняем какие-то детали.

– Сейчас компании тоже многое предлагают для развития сотрудников. Чем это внутрикорпоративное образование отличается от магистратуры?

– Главное понять, чего вы хотите. Если человек понимает, чего он хочет, то он без труда сможет сам себе на все вопросы ответить. Что касается выбора между работой и учебой, у меня всегда однозначный взгляд – надо идти работать. Это объективный факт, что человек должен пощупать, что ему подходит, в том числе  исходя из рынка труда. Поняв, насколько это соответствует или не соответствует его/её карьерным устремлениям, можно думать о том, как развиваться дальше. Я не в первый и не в последний раз рекомендую посмотреть те компании и те позиции, на которые идут наши выпускники. Мы постоянно об этом говорим. 

Магистратура РЭШ предлагает программы, которые готовят аналитиков, экспертов, то есть тех, кто будет заниматься работой, связанной с разного вида исследованиями как в бизнесе, так и в академической среде. Если человек видит свое развитие в аналитике в ближайшие годы, то учеба позволит ему лучше разобраться с тем, чем заниматься и куда двигаться. Но если человек уже движется в сторону менеджерской работы и понимает, что хочет оставаться на этом треке, расти до топ-менеджмента, который управляет другими людьми, то здесь придется учиться другим вещам. И тогда даже магистратура по менеджменту будет не очень релевантной. 

Что касается корпоративных курсов. У меня с ними довольно богатый опыт. Я четыре года работал в корпоративном университете Сбера, находясь какое-то время со стороны тех, кто делает эти курсы, а позже и со стороны заказчика. Надо понимать очень простую вещь, что корпоративные курсы, больше заточены либо на внутреннюю карьеру (развитие внутри компании), либо на очень специфические вещи. Многие из этих предметов нацелены на то, чтобы научить лучше работать с клиентом или писать мобильное приложение. Поэтому корпоративное образование вообще не стремится ни в России, ни в мире заместить традиционное университетское. Оно не дает фундаментальных основ. 

– Вы совмещаете развитие MAF с работой в крупнейшем банке на одной из ключевых позиций. Как вы все успеваете? И насколько ваша работа помогает вам в развитии программы?

– Всегда более широкий взгляд помогает делать какие-то вещи лучше. Мы более объективно понимаем, как меняется рынок труда, какие вещи нужны или не нужны работодателям, и можем на это быстрее отреагировать. Но я бы сказал, что необходимо разделять образование и то, как работают компании. Наша цель – помогать студентам и выпускникам чувствовать себя комфортно в разных средах. Если надо, перешли из банков в консалтинг, из консалтинга в продуктовую компанию, из продуктовой компании в стартап и так далее. Нам важно, чтобы у нашего выпускника были хороший фундамент и достаточно большая широта взгляда. В этом смысле мы постарались не загонять себя в условное партнерство только с одной компанией. Мы крайне благодарны всем нашим коллегам из бизнеса, которые преподают у нас на программе, и мы стараемся дать широкий взгляд на рынок от разных участников, чтобы позволить выпускникам знать больше, понимать больше и двигаться по очень разным траекториям в своей карьере. 

3539 человек прочитали эту новость, 41 отметили, что она им понравилась. А вам интересна эта новость?