Профессия «аналитик данных» – одна из наиболее востребованных на российском и международном рынках в последние годы. Однако сегодня финансовые компании хотят видеть в своих рядах более универсальных специалистов, имеющих знания не только в области data science, но и в области экономики. Совместная программа РЭШ и Школы анализа данных (ШАД) Яндекса «Экономика и анализ данных» (ЭАД) создана для тех, кто хочет совместить глубокие математические знания, любовь к кодингу и желание разобраться в том, как устроены экономические процессы. Мы поговорили со студентом второго курса ЭАД Максимом Чураковым и узнали, насколько сложно обучаться на программе, в чем ее преимущества и недостатки, кому она подходит и насколько востребованы полученные в процессе обучения навыки в индустрии.
– Какой вуз вы окончили и почему решили пойти на программу дополнительного образования?
– Про РЭШ я узнал в 10-11 классе и изначально планировал поступать на Совместный бакалавриат ВШЭ и РЭШ. К сожалению, мне не хватило одного балла на олимпиаде. В 2018 году я поступил в ИТМО на вновь открывшийся на тот момент факультет «Новый физтех». На мой взгляд, это один из самых сильных физических факультетов в Санкт-Петербурге. Такой выбор был обусловлен тем, что в старших классах я занимался олимпиадной физикой. Уже тогда я понимал, что подобное образование – это очень хорошая фундаментальная база для дальнейшего развития. То есть, если первое образование связано с математикой, физикой или программированием, а это серьезные профессиональные навыки, то с этим бэкграундом можно прийти в экономику и достаточно комфортно обучаться. Я не оставлял мечты пройти обучение в РЭШ и хотел поступить в Школу после окончания бакалавриата по физике.
Почему я пошел на программу дополнительного образования, а не в магистратуру? Для этого было несколько причин. Во-первых, в самом конце четвертого курса мне по определенным обстоятельствам потребовалось взять академический отпуск, и я не смог закрыть бакалавриат в 2022 году. Поступать в магистратуру РЭШ без бакалаврского диплома я также не мог. В то же время на третьем курсе ИТМО я поступил в Computer Science Center. Это что-то наподобие ШАД, но в Санкт-Петербурге. В 2022 году компания JetBrains, которая была главным партнером центра, ушла из России. Закрылся и Computer Science Center, а всем студентам предложили поступить в ШАД без экзаменов. Таким образом, на конец 2022 учебного года я уже поступил в ШАД и в апреле взял академ в университете. Я посчитал, что это идеальные условия, чтобы податься на программу ЭАД в РЭШ. Чтобы поступить, мне нужно было сдать только английский язык.
– Были ли какие-то трудности с поступлением?
– Со стороны ШАД проблем не было никаких, потому что я на тот момент два года проучился в похожем месте в Санкт-Петербурге, а пройденные курсы я смог просто перезачесть.
Для РЭШ нужно было сдать только английский язык. У меня не было действующего международного сертификата, и в олимпиаде РЭШ я не участвовал. Оставалось только сдавать экзамен.
Мой уровень английского тогда соответствовал обычному В2, а на подготовку у меня было примерно три месяца. Я решал разные варианты прошлых лет и смотрел курсы, усиленно вспоминал академический английский.
– Что из себя представляет экзамен?
– Экзамен напоминает классический IELTS, но без устной части. Тест проходил онлайн и включал в себя несколько блоков. Был блок на аудирование из 3 вопросов и был тест с множественным выбором по грамматике, лексике, чтению и так далее.
– Трех месяцев на подготовку и университетской базы вам хватило для успешной сдачи экзамена?
– Да. Английский у меня был не с нуля, поэтому хватило. Ранее я не сдавал международные экзамены наподобие IELTS и TOEFL, поэтому мне нужно было потренироваться и подготовиться именно к такому формату.
В целом, мне кажется, намного сложнее попасть именно в ШАД. Там достаточно жесткая система отбора: нужно разбираться в математике, комбинаторике, теории вероятности, математическом анализе и, в принципе, уже что-то понимать в алгоритмах и программировании. Отбор устроен так, что сначала проходит отборочный этап, потом второй отборочный этап с задачами и дальше уже собеседование.
Я могу рассказать про опыт собеседования в Computer Science Center, потому что в ШАД оно примерно такое же. Сначала спрашивают про «твердые» навыки – устно задают задачку и смотрят, как человек ее решает и как он мыслит. Также дают задачку на программирование, то есть надо в режиме реального времени писать какой-то код и параллельно озвучивать свои мысли по этому поводу. И еще одна важная часть – это мотивация. На ЭАД недостаточно просто быть очень умным и образованным в плане математики и алгоритмов. Важно понимать, зачем нужно это образование, потому что для большинства оно бесплатное.
– Расскажите о процессе обучения.
– В РЭШ лекции и пары, как правило, проходят в первой половине дня. В ШАД занятия начинаются в 6 вечера. Там делается акцент на изучении математики, программирования, data science и так далее, а в РЭШ – на экономике.
На программе есть некоторый фиксированный список обязательных курсов, которые необходимо закрывать в РЭШ и в ШАД. Но существенные преимущества ЭАД – это возможность изучать курсы по выбору, то есть выбирать то, что нравится, и возможность закрывать чуть меньшее количество обязательных дисциплин, чем в РЭШ и ШАД по отдельности. Это не только позволяет экономить время, но и дает возможность выжить и в РЭШ, и в ШАД. Например, если независимо поступать в ШАД, то за один семестр нужно закрывать минимум три курса, а студентам совместной программы – только два. При этом в РЭШ у нас были практически те же курсы, что и на магистерской программе по экономике.
– Количество дополнительных курсов ограничено?
– Их количество ограничено только вашим желанием. На первом, втором и третьем модуле в РЭШ есть обязательные курсы, а дальше можно выбирать те дисциплины, которые вам понравятся. В принципе, если чувствуете в себе силы, можно взять абсолютно все курсы, но, мне кажется, это будет тяжело.
– А что с домашними заданиями?
– В РЭШ действует модульная система обучения. То есть семь недель учимся, восьмая неделя – сессия. А в ШАД все курсы длятся семестр.
В ШАД вся оценка формируется за счет домашних заданий, и, как правило, экзаменов по предметам нет. В зависимости от курса, который вы выбрали, задания появляются либо раз в неделю, либо два раза в неделю, либо раз в месяц. Еще есть курсы, состоящие из блока лекций на месяц-полтора. По ним нужно сделать одну большую домашку.
В РЭШ домашки возникают каждую неделю, их нужно делать к следующему занятию. У каждой домашки и экзамена есть определенный вес, так устроена система оценивания (грейдинг). Задания обычно не очень объемные, но они идут часто, то есть все время нужно что-то делать.
– Получается, в РЭШ вы слушаете лекции вместе с магистрами?
– Да, верно. По факту мы учимся вместе с магистрами. Однако в первом модуле у нас был один специальный предмет, который читался только для нашей программы, – «Математические методы в экономике». Все остальные курсы мы слушали вместе с магистратурой. Поэтому ЭАД – это возможность пройти практически всю магистратуру РЭШ.
– В каком формате проходит обучение?
– В ШАД можно учиться дистанционно – подключаться по Zoom или смотреть лекции в записи. У меня не получалось часто ездить в ШАД. За семестр я бывал там раза 3-4. Сначала ты ездишь, знакомишься с людьми, но потом появляются домашки, их нужно делать, и времени не остается. То есть в ШАД мы бываем достаточно редко, а в РЭШ, наоборот, часто. Это связано с тем, что РЭШ предоставляет общежитие и, соответственно, достаточно комфортно ездить на кампус. Плюс некоторые курсы нельзя слушать дистанционно. В ШАД такой необходимости нет – все курсы транслируются, и, что немаловажно, записываются.
– Есть ли у студентов ЭАД возможность задать вопросы преподавателю при дистанционной форме посещения занятий?
– Как в РЭШ, так и в ШАД по каждому предмету есть чат. Там можно задать любой вопрос и получить ответ либо от семинариста, либо от лектора. Если вы присутствуете на лекции онлайн, то вопрос можно задать сразу.
– Как вы все успевает при таком интенсивном обучении?
– Это зависит от мотивации. Некоторые домашние задания можно сделать самостоятельно. Были некоторые курсы, которые мне были очень интересны, и самому хотелось разобраться в той или иной теме.
В группах выполнение домашки обычно занимают меньше времени. Кроме того, когда вы решаете задачи с кем-то, вы их обсуждаете, и процесс усваивания материала происходит намного полезнее. Поэтому РЭШ и ШАД – это не только образование, но и сообщество. Люди, с которыми вы знакомитесь и учитесь в РЭШ и в ШАД – это классные, замечательные ребята и общаться нужно.
– Какие знания, полученные за время обучения, вы считаете наиболее ценными для жизни и для развития карьеры?
– Это сложный вопрос. Нужно четко понимать, зачем вам это образование. Наверное, с ШАД на этот вопрос ответить проще, потому что это одна из самых сильных школ, которые дают прикладное образование в данной области. Относительно РЭШ могу сказать, что обучение проходит по программе магистратуры по экономике, а она изначально подразумевает подготовку к поступлению на PhD, соответственно, ряд курсов имеет более академический характер. Из образования в РЭШ я вынес знакомство с микро- и макроэкономикой, эконометрикой и так далее. Так как я по первому образованию физик, естественно, я ничего этого не знал. РЭШ позволяет за сжатые сроки углубиться в экономическую теорию и понять, как это работает. Это было интересно.
Также в РЭШ были курсы, которые имели более прикладной характер. Как правило, это были курсы по выбору на втором году обучения. Например, мне очень понравилась «Эконометрика-3», которую нам читал профессор РЭШ Станислав Анатольев. Очень классно, все по делу. Курс развивает навык комплексной оценки данных и способность выбирать наиболее валидный метод работы с ними – как считать какие-то коэффициенты более правильно и доказывать свои результаты. Также я бы отметил курсы по оценке активов ‒ это деривативы и математические финансы. Сейчас у нас идет просто замечательный курс по экономике природных ресурсов. Еще мне очень понравились курсы по прикладному анализу временных рядов, по теории игр и по маркет-дизайну. В РЭШ много интересных курсов, но большая их часть сосредоточена на втором году обучения. Смысл всего первого года – изучить тот аппарат, который используется в экономике, а дальше смотреть, как он применяется на практике.
– Достигли ли вы поставленных целей, обучаясь на программе ЭАД?
– До РЭШ я мало знал о том, где можно работать и применять имеющиеся у меня знания. Так же я был в некотором вакууме от всего того, что называют «финансы». За время обучения я познакомился с различными сферами экономики. Теперь я более детально понимаю, что вообще происходит, кто и чем занимается. Я расширил свой кругозор в данной области и научился работать с некоторым математическим аппаратом, который используют экономисты. Я считаю это очень важным навыком, который я приобрел в РЭШ. Кроме того, я изначально хотел получить очень качественное образование по экономике, а Российская экономическая школа – это, на мой взгляд, лучшее место в России для ее изучения.
Если говорить про ШАД, то там тоже очень много полезных прикладных курсов, которые необходимы для дальнейшей работы, связанной именно с анализом данных.
– Можно ли совмещать обучение на программе с работой?
– Я работаю уже больше года и могу отметить, что совмещать учебу с работой очень сложно. Классно, если у человека есть возможность просто учиться и наслаждаться этим процессом.
Я выбрал другой путь. Я хотел работать в индустрии и применять полученные в процессе обучения навыки сразу. Это очень сложно и, наверное, не получается в полном объеме. Приходится постоянно искать компромисс между тем, какие курсы тебе нужно закрыть, и тем, что ты хочешь. Например, весь последний год я пытался максимизировать полезность образования в РЭШ и в ШАД и сохранить эффективность на работе. Я брал только те курсы, которые были по-настоящему интересны для меня, так как понимал, что времени нет. На каждой неделе нужно было поработать, сделать домашки, посмотреть лекции, закрыть дедлайны. Получалось так, что в первую половину дня я слушал лекции в РЭШ, потом работал, вечером учился в ШАД, а потом делал домашки. Поэтому, если есть возможность не работать и получать все от этого образования, это замечательно.
– Расскажите о вашей работе.
– Я работаю аналитиком в отделе кредитования физических лиц департамента рисков «Тинькофф». Я строю модели машинного обучения, которые предсказывают риск наступления дефолта по клиенту, то есть ежедневно применяю те навыки, которые я получил на программе ЭАД. В большей степени те, которые получил в ШАД, но, так как это банк и риски, в любом случае нужно понимать, как это работает, были востребованы и те знания, которые дала РЭШ. Банк – значимая организация, поэтому необходимо учитывать достаточно много факторов, в том числе и макроэкономические эффекты, например.
– Кому вы посоветуете поступать на программу?
– Я бы посоветовал поступать на программу ЭАД людям, которые хотят закончить и РЭШ, и ШАД. Если поступать в магистратуру и в ШАД по отдельности, нагрузка будет нереальная. У меня, например, не получилось бы совмещать это с работой. Поэтому, если интересны экономика и анализ данных и нет какого-то бэкграунда в этих сферах, то ЭАД – это просто идеальный вариант. Если честно, я даже не знаю, есть ли какие-то альтернативы такому образованию. Я слышал о том, что есть программа по экономике и анализу данных у ВШЭ, но это бакалавриат. Людям после бакалавриата я бы посоветовал ЭАД. Это идеальная программа, чтобы собрать все сливки современного российского образования.
Напоминаем, что до 12 мая продолжается прием заявок на совместную образовательную программу РЭШ и ШАД Яндекса «Экономика и анализ данных». Узнать больше и заполнить анкету для поступающих вы можете здесь.