• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Ректор РЭШ Рубен Ениколопов открыл новый курс #ЛекторийРЭШ лекцией о пропаганде в нацистской Германии

В июне-июле РЭШ проведет цикл из трех лекций по экономической истории


18 июня ректор РЭШ Рубен Ениколопов прочитал лекцию «Как пропаганда помогла нацистам прийти к власти в Германии» в рамках Экономического лектория РЭШ. Мероприятие стало первом в цикле лекций по экономической истории.

По словам Рубена Ениколопова, экономисты обратились к историческому примеру потому, что их интересовал более широкий вопрос о влиянии СМИ и пропаганды на сознание людей. Гитлеровская Германия до сих пор является одним из самых ярких исторических примеров, когда диктатор пришел к власти практически демократическим путем.

Сами нацисты придавали серьезное значение пропаганде. «Мы не могли бы прийти к власти или использовать ее так, как это делали мы, без радио», – утверждал министр народного просвещения и пропаганды Йозеф Геббельс в августе 1933 года. Тем не менее, историки не пришли к единому мнению о том, действительно ли в приходе к власти нацистов ключевую роль сыграл именно этот фактор. Поэтому экономисты решили провести анализ количественных данных.

Рубен Ениколопов и его соавторы собрали данные обо всех радиопередатчиках, силе их сигнала в разных регионах Германии, о числе подписчиков радиостанций; о том, какие партии были допущены к эфиру; а также о том, как население поддерживало нацистскую партию НСДАП: на выборах и референдуме, вступая в ряды партии, поддерживая антисемитизм (участвуя в погромах, инициируя депортации и т.д.). В исследовании сравнивались регионы страны, при этом учитывались самые различные факторы – от покрытия площадей радиосигналом до исторических данных XIV века о распространении антисемитизма.

Результаты анализа показали, что влияние пропаганды было огромным. Радио сыграло важную роль в борьбе за власть и когда использовалось нацистами (с 1933 года), и когда использовалось их оппонентами (до 1933). «СМИ могут играть важную роль и в уничтожении демократических институтов, и в их сохранении», – говорит Рубен Ениколопов.

Причем радио побуждало людей не только поддерживать нацистов на выборах, но и предпринимать конкретные действия. Люди более активно вступали в ряды НСДАП, а также участвовали в еврейских погромах, инициировали депортации евреев и др. До 1933 года – пока радио не имело никакого отношения к антисемитизму – никакого эффекта на подобные действия людей не прослеживалось. Но с 1933 года – чем больше было радиопропаганды, тем больше насилия.

«Поражает не только то, как пропаганда работала, но и скорость, с которой это происходило. За пять недель, что нацисты стали допущены к эфиру в феврале-марте 1933 года, мнения людей сильно изменились», – комментирует результаты исследования Рубен Ениколопов.

Между тем, как показало исследование, пропаганда работает прежде всего и в основном на тех людях, которые изначально были готовы в нее поверить. Людей, которые не были готовы поддерживать антисемитизм, радио, напротив, лишь укрепило их в их взглядах.

Материал, который Рубен Ениколопов рассказывал на лекции, базируется на его статье «Радио и приход к власти нацистов в предвоенной Германии» (Radio and the Rise of the Nazis in Prewar Germany), написанной совместно с Майей Аденой, Марией Петровой, Вероникой Сантаросой и Екатериной Журавской. Исследование было опубликовано в журнале Quarterly Journal of Economics.

Скачать презентацию Рубена Ениколопова можно по ссылке.

558 человек прочитали эту новость, 7 отметили, что она им понравилась. А вам интересна эта новость?