17 апреля профессор РЭШ Сергей Измалков прочитал лекцию о том, как цифровые технологии влияют на экономику. «Что такое цифровые технологии? Если коротко, то это все, что касается и связано с устройствами собора, передачи и обработки данных», - начал лекцию профессор.
Есть два основных эффекта от развития технологий:
1. Снижаются в целом издержки:
- по поиску информации, товаров, работодателей и т.д;
- транспортировке;
- реплицированию (товаров, бизнеса – если есть описание бизнес-процессов в Нью-Йорке, вы можете построить такой же в Москве);
- отслеживанию (людей, машин и т.д., это может быть метка на товарах, их можно отследить и использовать эту информацию);
- верификации (можно проверить корректность работы какого-то процесса).
Подробнее об этом можно почитать в статье Digital Economics, вышедшей в журнале Journal of Economic Literature.
2. Создается дополнительная экономическая ценность, а именно:
- улучшается процесс поиска партнеров;
- увеличиваются рынки и доступ к ним;
- конкуренция становится более здоровой и снижаются риски;
- появляется гибкость в использовании информации;
- информация оптимизируется и агрегируется (более эффективный расчет того, какие товары предложить пользователю и т.д).
Этими преимуществами пользуются многие крупные цифровые компании, например:
- Гиганту-агрегатору такси Uber в развитии бизнеса помогли мобильные девайсы с GPS: можно идентифицировать, где человек и транспорт находятся. И на девайсе можно заранее заключить контракт о поездке. Ключевая инновация самого Uber – динамические цены на поездки.
- Интернет-магазин Amazon (с капитализацией 916 млрд долларов – больше всего фондового рынка России) купил Whole Foods – американский магазин вроде российской «Азбуки вкуса». Благодаря знаниям о предпочтениях своих пользователей он эффективно оптимизирует доставку продуктов из магазина, в том числе думает и об использовании дронов. Amazon много инвестировал в логистику и базы, и понял, что в этом много дополнительных средств, часть из этих баз автоматизирована. Сейчас Amazon патентует много вещей – например то, как дроны буду общаться друг с другом.
- Для Google онлайн-реклама – основная часть монетизации бизнеса. Каждый раз, когда пользователь осуществляет онлайн-поиск, происходит аукцион на показ рекламы, и за каждый клик компания платит примерно 3 доллара. Доход Google от рекламы, который она получила за первый квартал 2018 года, больше годового бюджета РФ на образование и здравоохранение.
«Важно, что онлайн-рынки достаточно гибкие, и они решают задача дизайнера механизмов и создают правила, по которым можно создать большую ценность для участников процесса», – сказал в заключении Сергей Измалков.
Презентацию профессора можно посмотреть тут.