12 сентября в пресс-центре ТАСС состоялась пресс-конференция, посвященная оптимальному использованию искусственного интеллекта в учебной деятельности и этическим правилам работы с новыми технологиями.
В дискуссии принял участие профессор РЭШ Иван Стельмах. Среди других спикеров: Дарья Козлова, директор по образованию компании «Яндекс»; Оксана Орачева, генеральный директор Фонда Потанина; Игорь Реморенко, ректор Московского городского педагогического университета; Сергей Рощин, проректор НИУ ВШЭ и Андрей Щербенок, директор-основатель Школы перспективных исследований Тюменского государственного университета.
Участники обсудили практики, преимущества и риски использования ИИ в учебном процессе, возможные изменения в модели образования и роль преподавателей.
Профессор РЭШ Иван Стельмах, отвечая на вопрос о том, как искусственный интеллект нужно использовать в образовании, остановился подробно на необходимости изучения инструментов ИИ. Приводим основные тезисы его выступления:
«Машинное обучение существует давно. Но с развитием технологий в последние годы порог входа в эту сферу существенно снизился. Я недавно участвовал в подготовке команды сборной России к международной олимпиаде по ИИ и могу сказать, что ученики 10-х – 11-х классов за достаточно короткое время могут освоить основные принципы устройства машинного обучения и нейросетей, и начать применять их в решении очень интересных и практико-ориентированных задач. ИИ стал в каком-то смысле синтезом развития многих разрозненных областей: математика, компьютерные науки, программирование. ИИ служит своего рода мотиватором для школьников и студентов, которые в процессе освоения этой области начинают понимать, как изучаемые ими предметы могут быть применены на практике.
Студенты точно будут использовать ИИ для решения домашних заданий и т.д. К этому нужно быть готовым, нужно адаптироваться. Важно настроить процесс образования так, чтобы у студентов была правильная мотивация, а задачи должны предполагать точки контроля, проверяющие способность студентов выполнять задания без использования ИИ или, наоборот, умение правильно пользоваться инструментами ИИ.
Искусственный интеллект можно изучать с двух сторон: во-первых, как технологию, а во-вторых, как инструмент для решения различных задач. Во втором случае мы развиваем не какие-то определенные твердые навыки, а осваиваем метанавыки, то есть получаем компетенции, помогающие в освоении многих других навыков.
Последние несколько сотен лет система образования двигалась в сторону сужения специальности. Раньше люди учились всему, занимались одновременно и математикой, и физикой, и химией. Потом области экспертизы стали сужаться, и в некоторых университетах сейчас есть сотни программ, из которых школьник уже после 11-го класса должен уметь сделать правильный выбор. И мне кажется здесь, возможно, начнется движение в обратную сторону, в сторону обобщения, потому что наличие методов ИИ позволяет быстро внедриться в любую новую область. Теперь не нужно быть экспертом в одной из десяти областей инженерии, достаточно быть просто хорошим инженером, уметь использовать методы ИИ и это уже позволит хорошо разобраться примерно во всех направлениях. Я думаю, программы будут снова становиться более общими, направленными на метанавыки, а не на быстрое создание узкой теоретической базы, которая может быстро потерять актуальность».
Смотреть видеозапись пресс-конференции.
Фото: видеозапись ТАСС