Ирина Денисова – профессор РЭШ (PhD, Манчестерский университет) и содиректор Совместного бакалавриата ВШЭ и РЭШ (Совбака). Мы попросили Ирину рассказать, в чем заключаются особенности Совместной программы, кому она подходит, как программа развивается и какие карьерные треки выбирают сегодня ее выпускники.
– В чём вы видите преимущества программы?
– Совместный бакалавриат ВШЭ и РЭШ – это уникальная программа. С одной стороны, она уже обзавелась некоторой историей, все-таки больше 10 лет уже существует, с другой – относительно новая, если сравнивать с ведущими экономическими программами мира. Совбак основан как раз на лучшем опыте международных и российских вузов и учитывает в своем развитии новые тренды.
Особое внимание мы уделяем качеству образования. Мы следим, чтобы курсы и уровень преподавания на программе соответствовал лучшим академическим стандартам. Добиться этого нам удается за счет тщательного отбора профессоров. (Подробное описание программы и полный список профессоров – по ссылке).
Кроме того, мы наблюдаем за трендами в развитии различных дисциплин и стараемся поддерживать актуальность нашей программы. На Совместном бакалавриате представлен стандартный для многих ведущих экономических вузов набор предметов, но в тоже время мы гибче и шире благодаря большому количеству курсов по выбору. Мы предлагаем более широкую программу, позволяющую выпускникам развиваться и в реальном секторе, и в академической сфере. У нас есть блоки курсов, которые дают основы в гуманитарных, социальных и естественнонаучных дисциплинах. И это не просто полезно для широты кругозора. Экономика все больше и больше развивается в сторону пересечения с другими науками. Наиболее интересные проекты все чаще возникают на стыке различных дисциплин, и это происходит не только в академической сфере, но и в реальном секторе. Например, сейчас в индустрии есть спрос на экономистов, которые понимают, что такое экология. Если мы говорим про академическое направление, то здесь все больше актуальны знания на стыке экономики и психологии, экономики и социальных наук, экономики и истории, экономики и IT.
Совместная программа – это, с одной стороны, наличие очень четко определенного и соответствующего лучшим международным академическим стандартам ядра в виде курсов по экономике, математике и английскому, а с другой – широкая линейка курсов по выбору.
Также Совбак – это программа совместная, что позволяет использовать ресурсы двух ведущих университетов: РЭШ и ВШЭ. Здесь я имею в виду ресурсы не только преподавательские, но и то, что называется сообществом или нетворкингом. И это очень важно. Важно понимать, с кем ты будешь учиться и с кем ты будешь дальше общаться. Жизненный опыт показывает, что это одна из ключевых вещей. Это обогащает и в профессиональном, и в человеческом смысле. ВШЭ и в особенности РЭШ очень много внимания уделяют созданию такого сообщества, когда ты можешь обратиться по профессиональным и жизненным вопросам к людям, которые тебе всегда готовы помочь. Я бы советовала обратить особое внимание на этот момент при выборе бакалавриата. Быть частью очень большого сообщества Высшей школы экономики – это прекрасно. Но особая ценность – быть частью более сплоченного сообщества РЭШ. Это то преимущество, которое люди оценивают все больше и больше по мере того, как развивается их карьера.
– Были ли на программе студенты или выпускники, чья работа требовала образования на стыке дисциплин?
– Могу отметить, что все больше наших студентов пишут дипломы, в которых экономика пересекается с другими областями. У нас был студент, который пошел в музейный бизнес. На программе достаточно много предметов по искусству и его истории. Я надеюсь, они помогают ему проявить себя в этой области уникальным специалистом, который понимает и экономические основы бизнеса, и его содержательную часть. К слову, в этом году мы добавляем курс истории музыки.
– Наша программа дает основы и учит разным языкам. Зачем, например, нам нужен курс истории кино? Это язык, который отражает предпочтения и мотивы поведения людей и социальных групп. Если мы умеем считывать этот язык, мы можем использовать полученные знания для решения маркетинговых задач или выявления общественных предпочтений с точки зрения расходования редких социальных ресурсов. То есть наличие знаний в той или иной области, понимание ее особенностей помогают нашим выпускникам быть более эффективными в своей работе. Это востребованная вещь. Это и есть сравнительное преимущество программы.
– Как появляются на программе новые курсы?
– Совбак – программа относительно молодая, но быстро меняющаяся. При разработке ее структуры акцент делается на том, что в ней должны быть представлены разные направления: не только финансовое и экономическое, но и гуманитарное, социальное, философское, историческое и другие. Программа должна расширять кругозор и вырабатывать понимание языка в этих областях.
Для экономистов, даже если они занимаются только теорией, крайне важно понимание того, что может стать объектом их теоретического исследования. Они должны уметь анализировать данные. Поэтому у нас хорошо представлен блок курсов по анализу данных. Это быстро развивающаяся область, связанная с использованием машинного обучения и искусственного интеллекта. Мы понимаем, что в будущем наличие навыков в этих направлениях станет стандартом. Сначала у нас был один курс по машинному обучению, но мы видели, что студенты хотели бы получить более глубокие знания в данной области, и сделали еще один курс, который ведут преподаватели Физтеха. (Подробнее о «твердых» и «мягких» навыках в образовании – в материалах дискуссии Просветительских дней РЭШ «Образование и карьера в индустрии»).
Иногда новые курсы создаются по той причине, что есть какой-то очень интересный человек, например, в гуманитарной области, и мы считаем, чтобы его лекции будут полезны студентам. Если нам удается привлечь его, то мы добавляем новый курс к тому блоку предметов по выбору, который у нас есть. Так было, например, с преподавателем Совместного бакалавриата Татьяной Трофимовой. (Узнайте, что русская литература рассказывает об экономике в эпизоде подкаста РЭШ «Экономика на слух» с ее участием).
И, конечно, у нас есть тот блок экономических курсов по выбору, который является стандартным набором для лучших бакалаврских программ в мире.
Поскольку часть абитуриентов очень хороша в математических дисциплинах, в процессе обучения они понимают, что им хотелось бы углубить свои знания с помощью каких-то более узкоспециализированных курсов по математике. Эта возможность дается им на программе. У нас есть обязательные курсы по математике и курсы по выбору из математических дисциплин. Базовая программа позволяет овладеть высшей математикой в том виде, в которой она широко используется в современной экономике. А более узкие математические приложения станут сравнительными преимуществами в будущем и помогут открыть новые горизонты в решении экономических задач.
Английский язык – это тоже важный предмет для экономистов. Это язык академического общения. Чтобы хорошо себя чувствовать и не испытывать дискомфорта при погружении в предметные области, чтении англоязычной литературы, мы предлагаем очень широкий блок курсов по английскому языку. Если у вас есть желание улучшать навыки английского, то на Совбаке есть все возможности для этого. В самом начале поступившие тестируются на знание английского языка и распределяются на группы. К финалу все достигают более или менее одинакового уровня.
Замечу, что к нам идут с потенциально разными интересами. Целевая аудитория программы – это, с одной стороны, очень талантливые абитуриенты, открытые всему новому и открытые миру в широком смысле этого слова. С другой стороны, это те, кто ищет себя на стыке технических, гуманитарных, и естественных наук.
– Сколько курсов на английском доступно на программе на данный момент?
– Есть обязательные для всех базовые курсы. Они стартуют с разного уровня: первого, второго или третьего продвинутого. Затем тем, кто достиг продвинутого уровня, становятся доступны курсы по выбору на английском языке. Сейчас их насчитывается порядка 10. Это не только узкоспециализированные курсы по экономике, но и курсы, которые построены на изучении англоязычной литературы, культуры и изобразительного искусства.
Это редкость, когда у вас есть прекрасные преподаватели, которые готовы построить курс таким образом, чтобы это было содержательно интересно, и при этом вы могли совершенствовать свой английский.
– По математике студенты также распределяются на группы по уровню владения предметом?
– Если вы закончили очень продвинутую математическую школу, тогда вы берете, условно, не «Математический анализ 1», а «Математический анализ 2». Это сделано для того, чтобы не смешивать людей с разным уровнем в одной группе.
Аналогичная ситуация с экономикой. У нас есть те, кто поступил по олимпиадам по экономике, и есть те, кто поступил по ЕГЭ. Таким образом, преподаватель одновременно работает и с теми, кто уже имеет некоторое представление о предмете, и с теми, кому эту базу необходимо дать. «Введение в экономику» – это курс про экономические концепции. Даже опытные специалисты смогут найти в нем то, что было не до конца понято концептуально. Это очень важно.
– Сейчас для карьеры очень важны «мягкие» навыки. Как Совбак помогает их развить?
– Это, прежде всего, то, как построено преподавание, участие и активное вовлечение студентов в процесс учебы. В большинстве вузов просто читается лекция, потом есть семинары, на которых вы что-то разбираете, а затем вы приходите на экзамен и там доносите все то, что вы поняли. На Совместной программе по большинству курсов используется разного рода проектная работа. Она призвана научить студентов ставить задачи, с одной стороны, и, с другой стороны, довольно часто эта проектная работа совместная. Она учит студентов умению соблюдать дедлайны и распределять свое время, умению организовывать группу и вырабатывать взаимоотношения внутри этого небольшого коллектива. Это очень важные навыки, которые часто требуются не только в учебе, но и в работе.
У нас также есть семинары, на которых студентов учат писать. Это очень необычно для экономической программы. Они проходят при поддержке Центра устной и письменной коммуникации РЭШ. Умение коммуницировать и писать – это крайне важный навык. Бывает очень обидно, когда человек хорошо подкован профессионально, но объяснить что-то другим затрудняется. Наш центр и наши преподаватели помогают студентам выражать себя, подавая материал структурировано и профессионально.
Развитию «мягких» навыков также способствует программа академической мобильности, которая позволяет соотнести наши академические стандарты с лучшими программами в других мировых университетах. Для эффективного обучения за границей нужно приобрести навыки взаимодействия с новыми людьми, встроиться в учебный процесс, подобрать набор курсов, уметь что-то объяснить тем, кто занимается этими программами.
Совместная программа – это не просто поток лекций, семинаров, домашних заданий и экзаменов. Это очень разнообразные виды деятельности, которые в комплексе приводят к развитию того, что называется «мягкими» навыками.
– Какие карьерные перспективы открываются перед выпускниками Совместной программы, куда ребята идут работать или учиться?
– Примерно 21% продолжают образование. Есть те, кто едут на PhD и магистерские программы в ведущие университеты за рубежом, есть и те, кто продолжают обучение на магистерских программах РЭШ или Высшей школы экономики. Однако значительная часть выпускников идет работать в реальный сектор. Многие наши выпускники востребованы в платформенных ИТ-компаниях, таких как «Яндекс», «Сбермаркет», «Лаборатория Касперского» и другие, где они разрабатывают системы продвижения этих платформ, привнося туда важное понимание экономической составляющей (согласно отчету РЭШ о трудоустройстве выпускников в 2023 году, 64% выпускников Совместной программы занимаются аналитикой в технологических инновационных компаниях ). Ключевые банки и аналитические компании также с удовольствием принимают на работу наших студентов на позиции аналитиков.
***
Некоторые эпизоды подкаста РЭШ «Экономика на слух» с участием преподавателей Совместной программы ВШЭ и РЭШ по экономике
- Содиректора Совместной программы ВШЭ и РЭШ по экономике Ирина Денисова и Сергей Степанов: «Почему экономистам нужно читать философов»
- Дмитрий Дагаев, выпускник и профессор РЭШ: «Как выглядит “Быстрее, выше, сильнее” глазами экономистов»
- Анна Трапкова, генеральный директор Музея Москвы, преподаватель Совместной программы ВШЭ и РЭШ по экономике: «Как музеи мешают вам спать?»
- Олег Воскобойников, ординарный профессор НИУ ВШЭ, научный руководитель проекта «Страдариум»: «Как была устроена экономика Средневековья»
Некоторые эпизоды подкаста РЭШ «Экономика на слух» с участием выпускников Совместной программы ВШЭ и РЭШ по экономике
- Анна Щеткина (BAE’2021), аспирантка департамента маркетинга Уортонской школы бизнеса при Пенсильванском университете и Антон Воробьев (BAE'2015), основатель стартапа в области ментального здоровья Dr. Jay: «Сколько стоит этика в потребительском выборе»
- Надя Котова (BAE’2016), экономист LinkedIn: «Рынок труда попал в соцсети: как они меняют поиск работы»
- Александр Полищук (BAE’2020), основатель стартапа MOST: «Какие возможности открываются для россиян в Юго-Восточной Азии»
Все выпуски подкаста – по ссылке.