Санкции и ограничения со стороны иностранных корпораций не могли не сказаться на деятельности отечественных компаний. Чтобы понять, как изменилась работа специалистов в российском бизнесе, мы поговорили со студенткой РЭШ Елизаветой Кожиевой (MAF’22). Поступить досрочно на программу «Финансы, инвестиции, банки» (MAF) можно по результатам олимпиады, которая состоится 4 июня.
– Кем и где ты сейчас работаешь?
– Я – бизнес-аналитик финтех-стартапа Mission:Luna в отделе развития и инноваций. Мы занимаемся своего рода внутренним консалтингом: когда перед нашими командами встают проблемы, мы предлагаем способы их решения. К таким проблемам относятся помощь с выходом на новые рынки, поиском уникальной идеи для продукта или подготовкой финансовой модели. В мои задачи преимущественно входит подготовка исследований и обработка данных.
До этого я работала в юрфирмах, потому что мое первое образование было юридическим. После первого года обучения в РЭШ я устроилась в Ozon в отдел развития ключевых партнеров и сразу после этого – бизнес-аналитиком в Mission:Luna. Учитывая мой необычный академический и карьерный трек, из предыдущего опыта я приобрела самые разнообразные навыки. Самым главным из них я считаю умение собирать и обрабатывать большие объемы информации в кратчайшие сроки.
– Как у тебя получалось находить работодателей?
– Чаще всего я искала открытые вакансии самостоятельно, но мне также сильно помогала карьерная рассылка РЭШ – там собиралось большое количество предложений от компаний. О Mission:Luna я также узнала через рассылку, но на тот момент для меня не было подходящих вакансий. Спустя время, уже на стороннем карьерном сайте, я увидела их новую вакансию и сразу откликнулась.
– Какие этапы отбора тебе нужно было пройти?
– У меня было пять этапов: скрининг, тестовое задание, встреча с руководителем моего отдела, с руководителем подразделения и командой. На тестовом задании проверялись навыки поиска, структурирования информации и подготовки презентаций, а на встречах с руководителями – умение решать кейсы.
– Ты окончила юридический факультет МГУ до поступления в магистратуру РЭШ. Почему ты выбрала продолжение обучения именно в сфере экономики и финансов?
– К моменту выпуска из МГУ я проработала в юридическом консалтинге два года и поняла, что хотя и люблю право, но работать хотела бы в другой сфере. Тогда я решила дополнительно получить финансовое образование и выбрала РЭШ, потому что после изучения информации о Школе и общения со знакомыми выпускниками, я поняла, что это одна из сильнейший магистратур в России. Более того, в университете всегда рады людям из других сфер, что для меня тоже было очень важно.
Первые два модуля были самыми интенсивными, потому что вся информация была в новинку. Как для гуманитария, мне были полезны курсы по бухгалтерскому учету и финансовым рынкам, так как они помогли приобрести базовые навыки для освоения всей последующей программы. Сейчас на работе большое количество задач ставится по анализированию отчетности крупных компаний, и своим умением быстро в них сориентироваться я обязана как раз бухучету.
О своем выборе РЭШ я ни разу не пожалела. Я благодарна Школе, потому что не могу представить, какой еще университет смог бы в столь короткие сроки переучить юриста на финансиста.
– Давай поговорим про работу в Mission:Luna. Что изменилось в последние месяцы? Какие процессы пришлось перестроить?
– Если говорить про мой личный опыт, то одной из самых больших сложностей в текущей работе стали ресурсные проблемы: такие мировые площадки, как Bloomberg или Refinitiv Eikon, заблокировали доступ россиянам. Те ресурсы, к которым ты привык обращаться за поиском информации, сейчас временно недоступны, а альтернативы им стало сложнее искать.
В связи с этим, сегодня в работе приходится идти двумя путями: либо быстро учиться ориентироваться в новых сервисах (например, я пока бесплатно тестирую PitchBook и AlphaSense), либо, если в них нет необходимой информации, обращаться к разрозненным источникам. Со вторым чаще всего помогают отчеты BIG3, BIG4, открытые статистические данные. На самом деле, это не такая большая проблема, однако, когда ты привык в кратчайшие сроки доставать агрегированную информацию из одного сервиса, перестроиться бывает непросто.
Помимо этого, сейчас нам всем приходится работать в новых условиях рынка и мультизадачности. Например, сейчас у меня часто возникает необходимость резко переключится на другую задачу, которая сильно отличается от того, над чем я работала до этого. Это требует умения быстро сосредоточиться на новом задании и определить ключевые направления работы, особенно если задача требует срочного решения.
На мой взгляд, в таких ситуациях важно сделать короткий перерыв, чтобы дать себе время отойти от предыдущей задачи и с новыми силами включиться в следующую.
– Какие выводы ты для себя сделала из происходящего в сфере бизнеса в последние месяцы?
– Безболезненно перестроиться в новых условиях вряд ли получится, но можно выйти из ситуации с минимальными потерями. Рынок неминуемо меняется, а вместе с ним и поведение крупнейших компаний. Именно на это сейчас необходимо смотреть и искать новые возможности, которые будут открываться в освободившихся нишах, и думать либо о том, как их занять, либо о том, как подготовить бизнес к предстоящим испытаниям. Время принятия решений играет ключевое значение, потому что горизонт планирования существенно снизился.
– Каким навыкам стоит учиться бизнес-аналитику?
– На самом деле, бизнес-аналитик может обладать самыми разнообразными навыками. В этой работе больше всего поможет навык структурирования, потому что с его помощью все задачи можно решать более эффективно. Также знание иностранных языков, в особенности английского, так как не всю необходимую информацию можно найти на русском языке. Помимо этого, одним из важнейших навыков будет умение строить финансовые модели, которые позволят проверить идею не только с точки зрения здравого смысла, но и финансовой привлекательности предлагаемого решения.