В преддверии начала учебного года мы пообщались с председателем жюри заключительного этапа Всероссийской олимпиады школьников по экономике, а также новым преподавателем матанализа и микроэкономики на первом курсе Совместной программы по экономике НИУ ВШЭ и РЭШ (Совбака) Дмитрием Дагаевым. Он рассказал о том, как теория игр помогает улучшить футбольные соревнования, что ожидает будущих первокурсников и об изнанке судейства на Всеросе.
− Почему после мехмата МГУ вы решили пойти в РЭШ? И каким было ваше поступление?
− На последних курсах мехмата я стал понимать, что мне очень не хватает экономических знаний для формирования правильного представления о мире. А магистратура РЭШ была естественным продолжением для тех, кто хотел расширить свои горизонты и понять, как устроена экономика. Поэтому в конце 4-го курса я решил сдать вступительные экзамены в РЭШ. Первый раз попробовал совсем без подготовки, но получить грант на бесплатное обучение не вышло. После этой попытки весь 5-й курс я усердно готовился: ходил в Библиотеку иностранной литературы и занимался английским, читал газету «Ведомости» и готовился к эссе по экономике. И вот, к концу года мне удалось добавить пару заветных баллов по каждому предмету на вступительных экзаменах и получить грант – так я оказался в магистратуре РЭШ. Параллельно я поступил и в аспирантуру мехмата, где продолжил заниматься фундаментальной математикой.
− Что вам запомнилось из студенческой жизни в РЭШ?
− Школа тогда находилась в здании ЦЭМИ, и, конечно, за два года оно стало родным. Помимо прекрасных лекций и семинаров не могу не вспоминать и очереди в буфет, и долгие вечера на кампусе в дни дедлайнов по домашним работам (то есть примерно каждый день), когда в 10 вечера охранник приходил выгонять нас из аудиторий. Запомнились и внеучебные мероприятия. Сообщество РЭШ тогда было совсем небольшим, и каждый его участник был носителем особого студенческого духа Школы. На Welcome Party (традиционная вечеринка РЭШ в честь начала нового учебного года), новогодних вечерах и других мероприятиях концентрация этого духа была максимальной, поэтому о них остались самые яркие и теплые воспоминания.
Было много интересного и с точки зрения приобретения академического опыта. В РЭШ я впервые столкнулся с тем, что семинары для первокурсников ведут студенты второго курса. Раньше я думал о преподавателях только как об очень опытных и серьезных профессорах. Но оказалось, что вести занятия могут и студенты, которые в прошлом году на отлично освоили данную дисциплину. Они замечательно справлялись с этой задачей, а слушателям было комфортно, потому что не чувствовалась дистанция между студентами и преподавателем, и можно было спокойно задавать любые вопросы, даже те, которые постеснялся бы задать профессору. Помню, что меня также удивила необычная для многих вузов возможность самому выбирать группы для занятий. Если один из преподавателей почему-то подходил тебе лучше, чем другой, то можно было свободно поменяться с кем-нибудь из студентов и ходить в другую группу. Эту гибкость учебного процесса я считаю важной особенностью обучения в РЭШ.
− Как дальше складывался ваш академический путь в экономике?
− В РЭШ я открыл для себя особенно интересные направления в экономической науке. Благодаря многим прекрасным лекторам, в том числе Константину Сонину и Алексею Савватееву, я полюбил теорию игр и стал активно использовать ее в спортивных исследованиях, политической экономике и других областях. Обучение в РЭШ фактически определило трек моей академической карьеры.
В 2012 году я написал статью в своем блоге в Живом Журнале об одной странности на Чемпионате России по футболу: одной из команд могло быть выгодно умышленно проиграть, чтобы попасть в международный турнир. В теории игр такие ситуации называются несовместимостью со стимулами. Эта запись попалась на глаза Константину Сонину. Мы обсудили ее за чашкой чая и пришли к выводу, что здесь имеет место общий теоретический результат: в определенных турнирах невозможно провести отбор в следующий этап так, чтобы исключить ситуации, когда у команд возникает соблазн специально поддаться. У нас получилась теорема в духе теоремы Эрроу, которой мы поделились с нашими коллегами из УЕФА, и вместе с этим дали им практические советы о том, как можно изменить правила отборочных этапов, чтобы избежать подобных вещей. Эти рекомендации нашли свое практическое применение, а я осознал, что мне нравится изучать сложные структуры спортивных соревнований. Теория турниров оказалась той областью, в которой мои увлечения как болельщика и любителя спорта пересекались с профессиональными компетенциями, – поэтому она стала основной сферой моих академических интересов.
− А работаете ли вы сейчас над каким-то исследованием в экономике спорта?
− Я сейчас работаю в Лаборатории исследований спорта на Факультете экономических наук НИУ ВШЭ, где мы вместе с коллегами и студентами занимаемся решением различных задач на пересечении экономики и спорта. Например, вместе со студенткой Совместной программы по экономике РЭШ и ВШЭ Анастасией Небольсиной мы изучаем, как международные спортивные федерации решают проблему ротации мест проведения крупных спортивных соревнований и во сколько им обходится желание расширять географию.
Кстати, уже несколько недавних выпускников Совбака опубликовали свои работы по экономике спорта в международных журналах. Так, Артур Ассанский (BAE’21) и Игорь Тылкин (BAE’20) в соавторстве с вышкинцами Глебом Васильевым и Даниилом Шапошниковым аккуратно показали, что представители игровых видов спорта после трансфера в другую команду особенно сильно играют против своих бывших команд. Результаты этого исследования опубликованы в Journal of Behavioral and Experimental Economics. В другой своей работе, вышедшей в International Journal of Obesity, Артур Ассанский вместе с Юлией Найденовой (НИУ ВШЭ - Пермь), Петром Паршаковым (НИУ ВШЭ - Пермь) и Корнелом Несселером (Norwegian University of Science and Technology) обнаружил, что киберспортсмены с избыточным весом выступают лучше остальных в длинных матчах, хотя на короткой дистанции все наоборот. Егор Стоян (BAE’20) вместе со мной показал, что игроки, делающие ставки на исходы киберспортивных соревнований по дисциплине CS:GO, недооценивают аутсайдеров и что с помощью простых стратегий можно заработать денег, используя эту неэффективность рынка ставок. Эта статья была опубликована в Journal of Economic Psychology.
− А как вы попали в олимпиадное движение? Чем для вас является работа в качестве председателя жюри Всероса?
− Когда я только пришел работать в Вышку в 2010 году, Светлана Федоровна Серегина, в то время возглавлявшая методические комиссии по нескольким экономическим олимпиадам, предложила мне поработать вместе с ней. Раньше мне уже доводилось работать в жюри математических олимпиад. Но в отличие от математики, о которой у всех есть более или менее ясное представление, преподавание экономической теории как дисциплины в России находится на этапе становления. И мне очень понравилась возможность поучаствовать в формировании у школьников представления о современной экономической науке. Здесь мы стараемся в виде задач показывать кусочки недавно вышедших статей, наблюдения из реального мира. Работа с талантливыми и мотивированными ребятами – это всегда и споры, и обсуждения сложных экономических сюжетов, и попытки придумать нестандартный подход к решению задачи, и поиск способов анализа данных для подтверждения интересных гипотез. От этого я получаю огромное удовольствие.
− Что в судействе для вас самое сложное?
− Пожалуй, самое важное – это «стратегические» апелляции, когда школьники идут апеллировать не из-за уверенности в своем решении, а скорее потому что апелляция – это то, что в теории игр называют слабо доминирующей стратегией. «Попытка не пытка», иначе говоря. И в этой ситуации приходится находить правильные слова, которые, с одной стороны, убедили бы участника, что решение оценено объективно, а с другой – объяснили бы, что честность и прозрачность оценивания важнее, чем сиюминутная выгода от пары выигранных баллов. Поэтому на апелляциях, которые, кстати, и для нас являются тяжелым испытанием, перед жюри стоит важная задача: показать, что объективность стоит выше цели выиграть олимпиаду, что, победив честно, ты становишься большим молодцом. Но не меньшим молодцом ты становишься, когда принимаешь заслуженные баллы.
− Вы уже преподавали на Совбаке раньше. Какие впечатления у вас от этого опыта?
− Да, действительно, несколько лет я преподавал на Совместном бакалавриате РЭШ и ВШЭ матанализ для первокурсников: сначала вел семинары, а затем два года читал лекции. На самом деле, первый курс – это то время, когда у ребят происходит качественный переход из вчерашних школьников во взрослых людей. Для меня первый семестр бакалавриата всегда был, во-первых, возможностью заложить в студентов правильные представления об академических стандартах. Во-вторых, преподавание матанализа важно, поскольку эта дисциплина формирует у студентов математический образ мышления. А он обязательно понадобится независимо от дальнейшей специализации и даже независимо от того, примут студенты решение оставаться в академической среде или нет. В жизни умение последовательно выводить утверждения является крайне ценным, и, в частности, этому учит матанализ. Мне всегда доставляло удовольствие передавать студентам знания: этот процесс дает мне ощущение, что я делаю в этой жизни что-то действительно значимое.
− А какими вам запомнились студенты Совбака?
− Это безусловно очень умные и очень мотивированные ребята, которые знают, чего они хотят и как этого добиться. Они готовы пахать ради достижения своей цели. При этом, я должен сказать, что современные студенты в основном стали более целенаправленно подходить к образованию. К примеру, если раньше прийти для решения абстрактных задач по матанализу после семинара могло полгруппы, то с течением времени доля студентов, готовых на это, сокращалась. В этом я вижу объективную реальность: студенты стремятся быстрее и эффективнее добиваться своих целей и отказываются от активностей, которые не несут понятной выгоды. Не всегда очевидно, как абстрактная красота математических конструкций может этому способствовать. Но в то же время задача преподавателя, на мой взгляд, состоит в том, чтобы показать, что математика может быть полезна и применима не только в академической карьере, но и в жизни.
− В этом году вы снова будете вести у первокурсников Матанализ-1, чего ждать от курса?
− Матан-1 является в целом устоявшимся курсом, так что с точки зрения программы изменений не предвидится. Однако, будет несколько нововведений в структуре курса по сравнению с курсом предыдущего года, который вел Илья Щуров. Во-первых, у нас будут еженедельные письменные домашние задания, так как я считаю необходимым регулярно отрабатывать навыки решения задач. А во-вторых, у нас будет два коллоквиума. На первом освоим язык «эпсилон-дельта». Важно будет проверить, что этот материал не является проблемой для студентов, чтобы можно было двигаться дальше. Второй коллоквиум проведем ближе к концу курса. Сочетание теоретических коллоквиумов и практических контрольных работ позволит убедиться, что курс освоен в полной мере, что очень важно для дальнейшего обучения. Знаете, иногда бывают такие отзывы от студентов: «Этот преподаватель так много требует, будто думает, что его предмет – самый важный». Так вот, без угрызений совести могу сказать, что матанализ я на самом деле считаю наиболее важным курсом на первом году обучения.
− А что насчет Микроэкономики-1 в весеннем семестре?
− Первые 8 недель у нас будут похожи на те, что были в курсах Андрея Бремзена и Андрея Савочкина предыдущих лет: мы познакомимся со спросом, научимся решать задачу потребителя, поговорим про стратегическое поведение. Что касается последних недель, то тут каждый лектор традиционно дает что-то свое, что представляется ему наиболее интересным. На первом курсе экономического бакалавриата мне кажется важным для студентов не только освоить основные понятия, но и посмотреть, какой экономика бывает вообще. Поэтому, если курс по Матану-1 будет достаточно формализованным, и мы там будем учиться строго доказывать теоремы и выводить утверждения, то Микро-1 будет в большей степени посвящен рассмотрению различных экономических концепций и рынков. Мне очень хочется рассказать студентам и про теорию общественного выбора, и про манипулирование предпочтениями: о том, как это может быть использовано для максимизации полезности и какие у этого могут быть последствия для экономических механизмов. Также, хотелось бы показать студентам примеры каких-то менее привычных для них рынков, например, рынков без цены. Так что мы обязательно поговорим и про задачу о двусторонних мэтчингах. Возможно, последние недели будут несколько нестандартными для курса Микро-1, но тем интереснее, не так ли?
− Какие у вас ожидания от приближающихся семестров?
− Я ожидаю, что это будет новый вызов. Последние пару лет мы были вынуждены много преподавать онлайн, и так или иначе это накладывало отпечаток на качество освоения материала. Искренне надеюсь, что осенью 2022 ничто не помешает нам встретиться оффлайн. Вызов состоит в том, что перейти обратно из Зума в аудиторию может оказаться не так просто. Так что я постараюсь сделать все возможное, чтобы качество образования при этом не упало. Конечно, есть ожидания и от студентов. Помню, на моем первом семинаре по матанализу на мехмате мой преподаватель Игорь Михайлович Лаврентьев сказал: «На мехмате вам придется пахать. Пахать так, чтобы мозги трещали». Это действительно было так, и так же будет на Совместном бакалавриате. Скорость, с которой новые знания будут сыпаться на студентов, будет большой, и важно в этом круговороте нового материала не утонуть. Поэтому я ожидаю от студентов готовности много и усердно работать. Еще одна вещь, которой я планирую уделять внимание – мотивация студентов играть по правилам. Оценка – это важно, но еще важнее честность и добросовестность в учебе.