Денис Гаврилин – новый преподаватель курса по риск-менеджменту на программе магистратуры «Финансы, инвестиции, банки» (MAF), обучавшийся на программе MiF’2020. В сфере риск-менеджмента Денис уже более 10 лет: он работал с управлением рисками в банках группы ВТБ, занимал позиции CRO в различных банках, являлся старшим менеджером в департаменте управления рисками Deloitte, где отвечал за развитие практики по работе с финансовыми институтами. Мы поговорили с Денисом о ключевых навыках, необходимых для успешной карьеры в риск-менеджменте, а также о содержании его курса в РЭШ.
– С этого учебного года вы будете вести курс по риск-менеджменту. Объясните, пожалуйста, что эта сфера из себя представляет?
– Риск-менеджмент находится на стыке финансов, математики и понимания человеческого поведения. Из этого набора дисциплин наиболее важными являются финансы, а на втором месте стоят поведенческие знания: как человек принимает решения, почему в управлении возникают проблемы. Построить карьеру в риск-менеджменте только на одном лишь знании математики не получится.
– Почему вы решили стать преподавателем РЭШ?
– Я люблю делиться информацией и что-то объяснять. Передавать знания, свой взгляд на проблематику, быть для кого-то полезным – самые приятные для меня задачи. Почему именно РЭШ? Ответ простой: я учился на программе Мастер финансов, где познакомился с интересными людьми, в том числе и с Олегом Шибановым, руководителем программы MAF. Там эта история и зародилась. Для меня РЭШ – большая семья, частью которой я рад быть.
До этого я вел корпоративные курсы по риск-менеджменту, в том числе для Центрального Банка, поэтому опыт преподавания у меня уже есть. Но непосредственно для студентов, не изучавших эту область и у которых нет практического опыта, буду читать впервые.
– На что вы будете опираться при создании программы курса? Как последние события повлияли на ее содержание?
– При создании программы курса я опирался на широко распространенные материалы. Учебники, которые будут использоваться, выбирались по двум критериям: они должны быть прикладными и приводить к осязаемым результатам. Хочется, чтобы человек, прошедший мой курс, меньше усилий потратил на подготовку к экзаменам, на сертификаты или на прохождение интервью, и, при этом, понимал, что он делает, когда окажется на работе. Задача курса состоит в том, чтобы показать, как устроен риск-менеджмент внутри российского банка или компании.
С одной стороны, сейчас стало сложнее говорить о некоторых вещах, финансовые рынки изменились. С другой стороны, можно подумать, как правильно использовать старые знания в новых условиях. Похожая ситуация была во время ковидных ограничений. Чтобы не говорить «у нас все сломалось, мы не знаем, что делать», а быть готовыми к ситуациям, которые никто не прогнозировал, мы в корпоративном обучении смотрели, как подходы риск-менеджмента работают в случаях с «черными лебедями».
Базовые знания о риск-менеджменте не устаревают. Я еще не видел, чтобы в учебниках описывали работу во время пандемии или масштабных санкций. Тут речь о том, что знания из учебников, которые написаны в девяностых или нулевых, все равно хорошо работают, если их правильно применять. Предугадать события 2020-го и 2022-го было практически нереально, но кто-то оказался более подготовленным к ним, а кто-то – нет. Степень готовности к экстраординарным событиям как раз зависит от тех базовых знаний, которые были накоплены до этого.
– Какие существуют универсальные навыки в риск-менеджменте?
– Математический аппарат и финансовые инструменты обновляются постоянно. В отличие от подходов к тому, как смотреть на риск и управлять им, эти навыки универсальны. Есть классические кейсы, которые показывают, как наше представление о риске в какой-то момент времени отличалось от реального положения дел. Поэтому однозначно назвать универсальные навыки здесь нельзя, но какие-то базовые концепции остаются актуальными всегда. Я хочу показать в этом курсе, что важно не то, какой инструмент мы используем, а то, насколько уместен выбранный нами способ управления риском. Как и в других сферах, здесь нужно не просто обладать определенным функционалом, а понимать, как это работает.
– Как будет строиться курс?
– Устройство курса будет достаточно стандартным: мы разберем несколько видов риска, проблематику применения функционала, связанного с оценкой, смягчением последствий, хеджированием. Обязательно будут практические кейсы, мини-истории о том, как это реализовывалось, в том числе и из моего опыта. Дополнительно планируется пригласить спикеров, которые расскажут о личном опыте и представят того или иного работодателя.
На курсе не будет четкого разделения между теорией и практикой, хотя будут вопросы и на понимание, и на решение конкретных задач. Все задания будут похожи на те задачи, которые я и моя команда решаем каждый день.
– Какое у вас образование и как вы пришли в РЭШ?
– Первое образование я получил на Физическом факультете МГУ. Достаточно быстро я понял, что не хочу заниматься физической наукой. Это было связано не столько с положением отрасли в стране, сколько с отсутствием личного интереса к этой сфере. Я понял, что мне интересно заниматься финансами, поэтому с третьего курса я начал работать и выбрал риск-менеджмент, в котором развиваюсь до сих пор.
Мысль получить дополнительное образование возникла сразу после окончания МГУ, один из коллег рассказал мне про РЭШ. Это был 2011-й год, и с этого момента я начал думать о поступлении в магистратуру Школы. Окончательно к этой мысли я вернулся несколько лет назад, имея 10-летний опыт в своей области, четкое понимание сферы финансов и хороший карьерный трек с позицией высокого уровня. Несмотря на большой опыт за плечами, РЭШ оказалась полезным выбором: Школа дала много новых навыков, систематизацию старых знаний, а также вход в сообщество, которое стало мне второй семьей.
– Вы являетесь одним из соучредителей стипендии для студентов MAF. Что вас сподвигло на решение учредить стипендию?
– Для меня это способ поддержки тех, кто выбрал РЭШ. Я верю в ребят, которые хотят пойти по этому пути, поэтому хочется поддержать их. Программа «Финансы, инвестиции, банки» выбрана не случайно. Я лично верю в то, что делает Олег Шибанов. Хотелось поддержать его программу, которую я считаю очень хорошей, и я с удовольствием набираю к себе в департамент ее выпускников. В данном случае те знания, которые дает MAF, соответствуют моему представлению о том, что должен знать человек, который идет ко мне на работу, как он должен мыслить, какой у него должен быть подход к делу.
– Сейчас вы работаете в банке «Союз» на должности управляющего директора-руководителя блока корпоративных и интегрированных рисков. Как вы пришли на эту должность?
– Сейчас в банке это уровень Правления «минус один». Пришел я туда по приглашению сокурсника из РЭШ, который является членом Правления банка «Союз». Именно он начал реформировать риск-менеджмент в компании и позвал отвечать меня за все направления за периметром розничного бизнеса.
Я отвечаю за корпоративные кредитные риски, рыночные риски, операционные риски, интегрированное управление. Стратегическое видение того, как должен развиваться риск-менеджмент по этим направлениям – моя задача. Сейчас мы разрабатываем единую BI-платформу по оценке риска банка. Я стремлюсь к тому чтобы любой сотрудник мог открыть телефон и посмотреть дашборд с нужными показателями и аналитикой по тому, чем занимается банк. В остальном, я слежу за соотношением рисков и доходности банка. Мы смотрим различные показатели, занимаемся методологией и анализом данных. Большой круг задач сводится к тому, что мы должны постоянно получать достаточный набор данных для принятия управленческих решений.
– Как на работе у вас пригодятся знания, полученные в РЭШ?
– Без знаний, которые дает РЭШ, устроиться на работу в этой сфере было бы сложно. Набор навыков, на который я смотрю, предполагает знание финансов, программирования, обработки и анализа данных. РЭШ это все предлагает, поэтому после окончания Школы попасть ко мне вполне реально.
Можно ли было бы получить такие знания онлайн и попасть на эту же работу? Наверное, можно. Но корпоративный мир устроен так, что с документальным подтверждением обучения карьерный путь становится проще. Когда за плечами есть бренд Школы, подтверждающий, что твои знания котируются высоко, работодатель смотрит на это с бОльшим предпочтением. Если бренда нет, а знания есть, то, зачастую, нужно пройти дополнительную ступеньку, чтобы доказать это.
– Приходится ли работодателю «доучивать» недавних выпускников?
– Такое бывает, но это не связано с конкретным университетом. Вчерашним студентам многие рабочие задачи могут показаться сложными. У конкретных работодателей может быть немало каких-то внутренних историй, в которые приходится погружаться. Поэтому да, на обучение после трудоустройства тратится много времени.
Теоретически, всему этому можно было также научить в университете, но обучение тогда стало бы более скучным. Это сузило бы подход к преподаванию и ограничило кругозор студентов. На выходе из вуза не хотелось бы получать только узких специалистов – ведь главная цель образования не в этом: она заключается в том, чтобы формировать нужные знания и взгляды на жизнь. Именно этим я и собираюсь заниматься со студентами на своем курсе.
Узнать подробнее о программе «Финансы, инвестиции, банки» (MAF) и подать документы можно здесь.