Мы пообщались со студентами первого курса и попросили их рассказать о том, почему они выбрали РЭШ и о своих первых впечатлениях от учебы. Сегодня мы представляем Бориса Плетенева, студента первого курса программы Магистр экономики (MAE).
В каком вузе и на каком факультете вы обучались?
Я окончил МГТУ им. Баумана, факультет фундаментальных наук, кафедра физики (ФН 4). В Бауманке было очень здорово. Три с половиной года я, как и хотел, занимался физикой и работал в лабораториях. Но к завершению третьего курса я понял, что провести так всю жизнь ‒ это вообще не мое.
О РЭШ я услышал еще в 11-м классе. Я слышал, что это очень сильная школа, но тогда я даже не знал, что здесь есть магистратура и бакалавриат. Уже когда я понял, что физикой заниматься не буду, я вспомнил о ней и решил посмотреть. Это было буквально за неделю до олимпиад (прим. ‒ Олимпиад РЭШ), и я подумал, что это знак ‒ надо пробовать!
Олимпиады я сдавал под конец третьего курса. Сдал хорошо, получил 50 % грант на обучение и, действительно, поступил в РЭШ. Мне безумно нравится здесь учиться. Тяжело невероятно. Если в Бауманке я два месяца ничего не делал, потом писал контрольную, сдавал домашки, потом два месяца опять ничего не делал, сдавал сессию и все, то здесь так вообще не получается. В РЭШ приходится постоянно работать. Не будет такого, что когда-нибудь ты будешь отлынивать.
Оправдались ли ваши ожидания от обучения?
По поводу учебы ‒ полностью оправдались. В РЭШ над нами нещадно издеваются в хорошем смысле (смеется). Я еще летом задумался, что мне надо как-то поменять свое отношение к учебе, чтобы банально остаться в Школе. И я понял, что здесь надо много работать.
Какие курсы произвели на вас наибольшее впечатление?
У меня пока только один модуль был, то есть 4 профильных курса. Самый интересный для меня ‒ макроэкономика. На нем мы все очень подробно разбирали: например, обсуждали, как объяснить бабушке, какая сейчас инфляция.
Сейчас дается только экономическая база. Очень интенсивно, быстро и довольно понятно. У нас половина студентов не из экономических вузов и поэтому с экономикой знакомы лишь поверхностно. Каких-то интересных прикладных курсов пока нет. Но можно взять дополнительные от другой школы с помощью РЭШ. Например, курсы ВЕГИ.
Есть ли что-то, к чему вы не были готовы? Может быть, что-то стало неожиданностью?
Вообще, я с ума чуть не сошел, когда узнал, что наше общежитие – это отель. Это суперздорово. Такая приятная неожиданность. Неожиданность со знаком «минус» ‒ когда ты много времени тратишь на учебу, то оставшегося не всегда хватает на какие-то другие дела. Возникают какие-то проблемы с родственниками, с девушкой. И это все приходится жестко регулировать.
А сколько в среднем времени уходит на выполнение заданий?
В зависимости от домашки, понятное дело. Например, у меня получается примерно 6 часов на каждую. Суммарно я трачу на домашку часов 20-25. Если надо что-то сделать, то ты можешь спокойно у всех спрашивать. Мы все в одном котле и помогаем друг другу. Это очень удобно.
Остается ли свободное время на какие-то развлечения, встречи с друзьями?
Остается, да. Но не так, как раньше. Раз в неделю в выходные можно спокойно встретиться с друзьями. Я репетитор и занимаюсь с учениками по выходным. Учеников немного, поэтому остается время и на общение. Но только не в сессию, тогда времени ни на что больше нет абсолютно.
Вот такой очень актуальный вопрос для многих. Многие идут в магистратуру и надеются совмещать обучение с работой. Это реально?
Нет. Если только по полдня, и человеку хватает 5-6 часов на сон. Я знаю только одного студента у нас, который работает именно парт-тайм, то есть по 16 часов в неделю, и ему сейчас очень тяжело. Он не успевает готовиться к экзаменам, не успевает усвоить всю информацию.
У меня-то проще ‒ всего 4 занятия по утрам в выходные. В 9 начал, в час закончил. Все. Весь день свободен, делай, что хочешь. Если ты репетитор, то есть возможность совмещать работу с учебой и получать деньги на карманные расходы. У меня получается.
Насколько удобно организован учебный процесс?
Расписание нормальное. Бывает 4-5 пар в день, и это прекрасно. Бывает одна пара за день.Больше всего мне нравится, что пары начинаются в 10, потому что в Бауманке было с 8.30. То есть можно встать не в 7 утра, а в 8.30, например.Перерывы между лекциями в среднем 15 минут, есть окно в 30 минут ‒ можно спокойно пообедать.
Есть у студентов РЭШ возможности заниматься какой-то активностью? Спортом, например?
Теоретически можно делать все, что угодно, но с одним условием ‒ если на это будет спрос. Я сам в студсовете этим занимаюсь. Если чего-то хочется не одному человеку, а, например, 7-10, то выделят деньги, например, на аренду манежа. Если вы хотите ходить по музеям и выставкам или посещать театр, то это также возможно. У нас есть даже отдельный человек, который этим занимается. На данный момент у нас точно есть футбол, можно побегать, есть киберспорт. Я также буду устраивать турнир по DOTA 2 среди студентов магистратуры и Совместного бакалавриата.
Недавно в РЭШ прошли игры «Что? Где? Когда?». Я участвовал в них со своей командой с MAE. Это было достаточно интересно и весело. Но неподготовленным туда вообще лучше не идти. Чтобы что-то выиграть, надо очень постараться.
Проводятся ли встречи со специалистами индустрии?
Их полно в РЭШ. У нас недавно появилась возможность поговорить с лекторами из самых крутых вузов мира, которые закончили PhD в Америке, в Испании или каком-нибудь еще крутом месте, на разные темы. Ты можешь спросить все, что угодно. Это очень интересно. А если ты еще и голодный, то на этих встречах можно также поесть.
Еще у нас в РЭШ есть Case Club, такая студенческая организация, которая организовывает встречи с преподавателями и сотрудниками каких-то интересных компаний. Они рассказывают о том, что происходит на рынке, как они попали в эту компанию, что надо делать, чтобы туда попасть, что происходит внутри, чем они занимаются и т.д. Это обогащает и дает понимание того, что ты хочешь вообще делать в жизни. Можно много информации узнать о любой экономической профессии.
Как складываются отношения в новом коллективе, удалось ли наладить контакт с однокурсниками?
Да, безусловно. Адаптация у всех, в принципе, успешно проходит. Все как-то сплоченно, дружно. Все на одной волне. Здесь вообще кладезь отличных людей. Можно с каждым поговорить. Если есть какие-то проблемы, могут даже поддержать.
Как строятся отношения с профессорами и преподавателями? Также можно свободно подойти и что-то уточнить?
Да, конечно, это во многом зависит от профессора: некоторые могут сказать, что у них нет времени и отправить посмотреть учебник, а некоторые действительно помогут разобраться, потратят свое время и подскажут.
У нас также есть лекторы, которые говорят только на английском. И если у тебя нет опыта общения на иностранном языке, могут возникать проблемы. По крайней мере, у меня были. Лектор просто не понимал, что я говорю. Я вышел из положения тем, что просто нормально сформулировал вопрос и подошел к нему на следующей лекции.
Профессора тоже прекрасно понимают, что есть люди, которые плохо говорят на английском. Хорошо пишут, знают структуру, но объяснить что-то словами не получается. Поэтому они тоже пытаются выяснять, что действительно этот студент хотел сказать.
По поводу уровня английского, как ребята выходят из этой ситуации? РЭШ как-то с этим помогает?
Безусловно, помогает. У нас 2 английских по 2 часа, куча домашних заданий, есть еще зум-лекции, в которых тоже говорят на английском. Можно взять консультацию, можно еще лекции какие-то посмотреть. Например, последняя была о том, как правильно написать CV и пройти интервью на английском. И ты все время общаешься, задаешь вопросы, тебе отвечают, еще вопросы задаешь. Соответственно, это довольно быстро нарабатывает твой навык общения по-английски.
Каким вы видите свое будущее?
У меня все просто. Я с детства все время о планах думал и выбрал для себя 3 роли. Первая роль – уйти в денежно-кредитную политику центрального банка. Выстраивать какие-то стратегические макромодели, то есть модели, которые описывают состояние экономики. Делать прогнозы ‒ это очень круто. Второе – это отдел рисков. Риски ‒ тоже достаточно интересная тема. Ну, и третье – путь к кванту. Квант ‒ это не квантовая физика, а количественные финансы (quantitative analyst). Здесь нужно искать какие-то дисбалансы на рынках, создавать стратегии.
На PhD идти я точно не хочу. Я 3,5 года проработал в лаборатории и понял, что наукой мне не хочется заниматься.
Посоветуете ли вы абитуриентам поступать в РЭШ?
Безусловно, советую тем, кто действительно хочет понять, что такое экономика. Почему я сюда поступил? Мне интересно, как работает экономика, как работают экономические процессы, я хочу как-то более грамотно представлять экономическую ситуацию.
В РЭШ тебя этому обучают, и еще тут весьма впечатляющие карьерные треки. Конечно, все на блюдечке не принесут, но предоставят возможность с кем-то встретиться, поговорить, рассылку пришлют с вакансиями, анонсами курсов и другой полезной информацией. То есть возможностей очень много.
Рекомендую поступать сюда тем, кто хочет построить действительно крутую карьеру. Здесь помогают ее сделать. Не за тебя делают, а именно подсказывают и помогают.
Какие советы вы бы дали поступающим?
Во-первых, безусловно, нужно сходить на олимпиады. Это прекрасный выбор. Так как я начал сдавать их с третьего курса, у меня было вообще суммарно 9 попыток. То есть 4 по английскому, 2 по математике для программы Магистр экономики, и 2 по математике для программы Финансы, инвестиции, банки. И это только за один год. А если приходишь на вступительные экзамены, то все твои прошлые баллы и попытки аннулируются. Поэтому я этот риск убрал.
Самый главный совет ‒ если люди поступили в бакалавриат, и у них только первый курс начался, то просто 2 года нужно хорошо работать с математикой. Изучать ее, понимать и знать, как решать задачу быстро. Плавать в математике, как рыба в воде. Это невероятно поможет при сдаче экзаменов. И нужно хотя бы учиться разговаривать на уроках по английски.
Вы как-то готовились к Олимпиадам?
Да, я специально готовился. Я взял курсы по математике и курсы по английскому РЭШ. Полгода длились по математике и, по-моему, всего месяц по английскому. Английский давали в невероятно интенсивном темпе – примерно 10 часов в неделю.
Это действительно помогло. С английским у меня были очень сильные проблемы. Когда я делал первые попытки пройти Олимпиаду, мой результат был в районе 30% правильных ответов. Я записался на курсы и оплатил репетитора, чтобы разговорную речь практиковать и грамматику.
С математикой вообще ничего сложного. Если ты занимался первые два года в вузе (матанализом, теорией вероятности, аналитической геометрией), то проблем не будет. У нас есть люди, которые, например, с политологических факультетов или после МГИМО пришли и вообще не знали математику. Так вот курсы РЭШ точно помогут поступить. Главное - задаться целью.
Если вы хотите больше узнать об обучении в магистратуре РЭШ, пообщаться со студентами, выпускниками и профессорами лично, регистрируйтесь и приходите на День открытых дверей РЭШ!
Узнать больше о возможностях поступления вы можете здесь.
Также сообщаем вам, что открыта регистрация на курсы для поступающих в магистратуру РЭШ: вы можете пройти подготовку по математике или английскому или выбрать комплексную программу. Курсы стартуют уже в начале января 2024 года, количество мест ограничено!