В конце 2020 года была опубликована книга «The Economic History of Central, East and South-East Europe, 1800 to the Present», две главы для которой вместе с соавтором написал профессор РЭШ Андрей Маркевич.
Падение коммунистического режима в Центральной, Восточной и Юго-Восточной Европе породило множество надежд по поводу дальнейшего развития региона. Однако три десятилетия спустя во многих государствах еще не завершился процесс трансформации, а экономическое развитие идет медленнее, чем ожидалось. В 17 главах книги, написанных новым поколением исследователей, впервые представлена количественная экономическая история Центральной, Восточной и Юго-Восточной Европы с 1800 года до наших дней, которая позволяет понять причины текущей политической и экономической ситуации в регионе.
В главе «Economic growth and sectoral developments, 1945-1989» Андрей Маркевич вместе с соавтором Тамашом Вонйо рассматривают послевоенный период, который принес существенные изменения как в экономической, так и в политической и социальной истории всей Восточной Европы. Именно в этот период, по мнению большинства исследователей, сформировались те условия, которые определяют сегодняшнее состояние стран ЦВЕ. Кроме того, это был единственный случай в современной истории континента, когда его западная и восточная части оказались на фундаментально противоположных путях развития. Послевоенный период принес Восточной Европе социальную модернизацию и экономический рост, который, однако, заметно отставал от динамики развитых стран Запада.
Проанализированные авторами количественные данные позволили прийти к двум важным выводам относительно развития социалистических экономик. Во-первых, экономический рост был явно обусловлен индустриализацией. Это означает, что высокая динамика ВВП и других показателей коррелирует с увеличением доли промышленности в национальном доходе. Во-вторых, несмотря на некоторые общие закономерности, к 1980-м годам между Восточной Европой, балканскими странами и Советским Союзом возникли различия в динамике развития: СССР благодаря экспорту углеводородов продолжал экстенсивное развитие, тогда как в остальных государствах, которые напротив были импортерами, началось замедление роста.
В следующей главе «Economic policy under state socialism, 1945-1989», Андрей Маркевич и Тамаш Вонйо описывают модель командной экономики, которая была впервые применена в Советском Союзе Иосифом Сталиным, а после войны была распространена на другие страны восточной половины континента, и демонстрируют, как идеология взаимодействовала с экономикой и геополитикой при формировании экономических институтов и разработке экономической политики. Правительства стран Центральной, Восточной и Юго-Восточной Европы национализировали большинство отраслей экономики и заменили рыночное распределение ресурсов плановым. Предприятия и граждане этих государств в гораздо большей степени зависели от решений правительства, чем в традиционной рыночной экономике, а ручной контроль требовал постоянной координации деятельности экономических агентов в отсутствие эффективных ценовых сигналов.
Обсуждая крах государственного социализма в конце 1980-х годов, авторы оценивают, в какой степени экономическая политика, а не внутренняя неэффективность социалистической системы, определила ее судьбу, и отмечают, что история экономической политики при социализме является напоминанием об эффективных пределах государственного вмешательства в экономику.
Посмотреть оглавление книги и заказать экземпляр можно здесь.