Как ты принял решение поступать на программу «Магистр экономики»?
Я закончил бакалавриат по направлению «Прикладная математика и информатика» Факультета компьютерных наук Высшей школы экономики. На третьем курсе я проходил курс теории игр от Стэнфордского университета на Coursera и понял, что это то, чем я хотел бы заниматься. Идея математическими методами описывать поведение людей и предсказывать исходы их взаимодействия показалась мне с одной стороны очень простой, а с другой – невероятно красивой. Когда заканчивался четвертый курс бакалавриата, я искал магистратуру по этому направлению, но хороших для меня вариантов магистратуры именно по теории игр не было, и поэтому я решил изучить экономику в целом, которая включает в себя и теорию игр. После этого уже не было сомнения в выборе института – программа «Магистр экономики» в РЭШ с запасом престижнее и качественнее всех альтернатив на данный момент.
Что для тебя стало самым неожиданным в РЭШ? Что бы тебя удивило, если бы это рассказали до того, как поступил?
До поступления я имел мало представлений о РЭШ, хотя читал что-то и смотрел какие-то видео. Учебный процесс здесь сильно отличается от учебного процесса в других российских вузах. Из-за того, что набор относительно небольшой, есть возможность быстро познакомиться со всеми однокурсниками, а на лекциях и семинарах создается атмосфера дискуссии. Этому также способствует то, что для большинства профессоров курсы, которые они читают, являются подводкой к области их научных интересов. Многие семинары ведут студенты второго курса, что позволяет более свободно задавать любые вопросы, в том числе во внеучебное время. Профессора также открыты для общения и готовы помогать по любым вопросам: как учебным, так и любым другим. В РЭШ функционируют PhD-клуб, кейс-клуб, менторская программа, нацеленные на развитие практических навыков, необходимых для успешного продолжения карьеры после окончания РЭШ. Все это создает ощущение того, что все вокруг заинтересованы в том, чтобы помочь студенту добиться поставленных им целей при условии того, что он готов инвестировать в достаточном количестве свои время и усилия.
Какой курс тебе показался самым интересным и почему?
Трудно выделить один любимый курс. Например, очень интересным был курс по социальным взаимодействиям, который читали Лоуренс Блюм из Корнеллского университет и Стивен Дурлауф из Чикагского университета, которые приезжали в Россию на конференцию ЛИСОМО. Этот курс исследует структуру того, как люди взаимодействуют, и сочетает в себе элементы микроэкономики, теории игр, социологии, теории социальных сетей. Эти профессора являются одними из лучших в своей сфере, и чувствовалось, насколько им самим интересно то, что они рассказывают. Другим примером является теория игр. Когда впервые сталкиваешься с этой наукой, взгляд на мир во многом меняется, так как она дает принципиально новый способ смотреть на такую фундаментальную вещь как взаимодействие людей или других сущностей, способных выбирать действия, следуя тем или иным стратегиям. Данный курс значительно углубил мои знания, которые я получил пройдя курс на бакалавриате, смотря видеокурсы и читая литературу.
Были ли исследования, в которых тебе удалось принять участие?
На третьем модуле я стал работать как research assistant у профессора Дарьи Дзябуры над проектом по выявлению ассоциаций людей с брендами и влиянию этих ассоциаций на то, как люди воспринимают эти бренды. Для данного проекта был проведен опрос, в ходе которого людям предоставляли базу со множеством фотографий и просили составить из них коллаж их ассоциаций с некоторым брендом. В ходе работы мы использовали довольно широкий спектр математических инструментов, таких как LDA, линейные регрессии, различные виды тестирований.
Это исследование Дарья проводит совместно с профессором Ренаной Перес из Еврейского книверситета в Иерусалиме, что позволило мне получить крайне ценный опыт работы в международной команде с Ренаной и студентами из ее лаборатории. Участие в этом проекте очень сильно мне помогло, потому что мне было тяжело концентрироваться только на одной учебе на протяжении полугода и с помощью проекта я смог диверсифицировать свою деятельность.
Расскажи о своей дипломной работе.
В своей дипломной работе я работаю над темой оптимизации персонализированных купонов по данным карт лояльности ритейл-магазина. Представим, что я являюсь владельцем магазина или торговой сети и я могу выдавать любые скидки на любые товары клиентам, причем я могу делать это персонализировано, то есть я могу выдавать разным клиентам разные скидки в зависимости от истории покупок, которая нам известна благодаря картам лояльности. Как оптимально выдать скидки, чтобы максимизировать выручку? Необходимо учитывать, что мы не можем просто максимизировать выручку от каждого покупателя в каждый из его приходов в магазин отдельно. Например, от того, что мы сделаем скидку на стиральный порошок, человек не станет больше стирать, он просто купит больше стирального порошка «про запас», а затем не будет долгое время его покупать. Таким образом, магазин понесет убытки.
Данную работу я выполняю на основании статьи выпускника РЭШ и Массачусетского технологического института, профессора маркетинга Школы менеджмента Келлога Артема Тимошенко, с которым меня познакомила мой научный руководитель Дарья Дзябура. Когда я прочитал эту статью, я был очень впечатлен и не думал, что смогу поработать с Артемом над продолжением данного исследования. Возможность работы с разными профессорами такого уровня, работающими в разных частях света, очень мотивирует развиваться и делать качественное исследование.
Кто такой Teacher Assistant (TA) и чем он занимается в РЭШ?
TA (Teacher Assistant) – это ассистент профессора, который обычно ведет семинары, проверяет домашние работы и иногда помогает в некоторых организационных вопросах. Студенты, которые хотят работать TA на втором курсе, пишут заявления летом после первого курса, и далее по конкурсу TA распределяются на курсы. Кроме того, профессор может сам позвать TA на свой курс. Я работал TA на курсе «Введение в анализ данных в маркетинге». Это был крутой опыт, так как у меня была возможность объяснять материал группе очень сильных студентов, в том числе и моих однокурсников, а также обсуждать с ними домашние работы и проекты, что было очень интересно.
Почему ты решил выбрать академическую карьеру?
Академическая карьера в первую очередь привлекает меня тем, что ты можешь ставить те вопросы, которые интересны тебе самому, и исследовать их. Круто, когда то, что тебе интересно – это и есть, в сущности, твоя работа! Кроме того, учась в РЭШ, я понял, что университетская среда очень подходит мне. Люди, работающие в академии, часто очень приятные, и условия работы кажутся мне очень комфортными. Еще мне всегда очень нравилась преподавательская деятельность, и поэтому идея быть профессором мне очень привлекательна.
Расскажи о своих дальнейших планах и поступлении на PhD.
Со следующего учебного года, если ситуация с коронавирусом нормализуется, я поеду в Школу бизнеса Маршалла Университета Южной Калифорнии в Лос-Анджелесе учиться и заниматься исследованиями на PhD по Quantitative Marketing. Для поступления на PhD-программу нужно послать в университет набор документов, состоящий из рекомендательных писем, statement of purpose (что-то типа развернутого мотивационного письма), транскрипта с оценками и резюме. После этого университет может прислать отказ, приглашение на интервью или сразу дать оффер. В бизнес-школах чаще всего с абитуриентами проводят интервью, так как набираются достаточно маленькие классы и важно очень качественно провести отбор. У меня было сразу три интервью в Школу бизнеса Маршалла с разными профессорами перед тем, как мне сказали, что меня берут. Эта школа мне очень понравилась. Там много топовых исследователей, а профессора, которые проводили со мной интервью, были очень дружелюбными. Сейчас я думаю, что мои исследования будут в основном лежать на пересечении компьютерных наук и маркетинга, но я также допускаю, что мне захочется поработать и в других направлениях исследований в маркетинге.
Как ты проводишь свободное время?
Когда учишься в РЭШ, у тебя обычно не так много свободного времени, потому что всегда чувствуешь, что можешь больше времени посвятить дипломной работе или другим учебным проектам. Очень важно уметь выделить время на отдых, чтобы не выгореть эмоционально от постоянной нагрузки. В свободное время я обычно играю в настольный теннис, читаю книжки, смотрю фильмы, хожу в кино или в бар, встречаюсь с друзьями. Сейчас во время самоизоляции учеба перешла на онлайн и идет примерно в том же ритме, что и до ее введения. При этом очень трудно разграничить рабочее время и время для отдыха, так как ты постоянно находишься дома. Когда я хочу отвлечься от учебы, я стараюсь смотреть фильмы или сериалы, что довольно редко удавалось раньше. Это очень интересный опыт.
Больше о программе «Магистр экономики» вы можете узнать на онлайн-презентации 9 апреля в 17:00. Регистрируйтесь по ссылке: программа «Магистр экономики».