10 июля выпускник РЭШ, профессор Стэнфордской высшей школы бизнеса Илья Стребулаев (MAE’1999) прочитал лекцию о последних трендах в Кремниевой долине. Вот некоторые из них.
Два основных тренда 2019 года
- "Winner take all". Если есть несколько компаний-конкурентов по определенному направлению, то на рынке, скорее всего, выживет только одна. По экономическим причинам изменился рынок труда, поменялась производительность труда, поэтому гораздо выгодней сейчас, чем, например, пять лет назад, создавать крупные фирмы.
- "Small is beautiful". Количество стартапов и количество бизнес-ангелов увеличилось просто потому, что теперь на 100 тысяч долларов можно сделать гораздо больше. Те стартапы, что стэнфордские выпускники в 2005 году делали за 5 млн долларов в год, сейчас можно сделать почти бесплатно и за один квартал.
Кроме того:
- Сегодня многие компании-единороги теряют деньги, они построены на быстром росте, и практически ни одна не может похвастаться прибылью. (Известное исследование Ильи Стребулаева с его студентом Уиллом Горнеллом о переоцененности единорогов можно почитать здесь).
- В мире инноваций важны не идеи и активы, а люди. Это огромная конкуренция за лучшие человеческие кадры.
- Долина сейчас живет другими индустриями, они отличаются от тех, к которым мы привыкли: это может быть больше про строительство, чем про интернет-технологии.
Тренды на примере стартапов
Инвестирование в новые направления бизнеса: история компании Impossible Foods
Компания Impossible Foods изготовила пищевой продукт, который выглядит как мясо, у которого текстура мяса, вкус мяса, цвет мяса, все, как мясо, но это не мясо. Продукт содержит ингредиенты растительного происхождения. По мнению основателя компании Пэта Брауна, традиционная мясная промышленность наносит сильный ущерб окружающей среде, потребляя огромное количество природных ресурсов. Браун уверен, что скоро ситуация изменится — как только Impossible Foods наладит эффективное массовое производство.
Развитие у компании стремительное — это типичная история единорогов. В 2016 году вы уже могли купить бургер компании на кампусе Стэнфорда. Под конец 2017 года компания открывает на 200 млн долларов венчурных денег первый завод по изготовлению этого искусственного фарша в Окланде. 2018 год — Impossible Foods становится партнером DOT, самого крупного дистрибьютера еды в США.
Естественно, компания активно теряет деньги, потому что растет огромными темпами. В апреле 2019 года Burger King заключает договор с Impossible Foods. Пока он дороже, чем обычный бургер, потому что считается премиальным, но все очень быстро изменится. Это очень интересный пример совершенно уникального продукта, который потенциально может повлиять на нашу жизнь гораздо больше, чем интернет или Apple.
Победа платформ: истории компаний Zillow и Opendoor
В Америке недвижимость для большинства людей — это их основной актив. На заре интернета, в 2005-2008 годах монополистом в сфере недвижимости стал сайт Zillow. Агентства и агенты по недвижимости организовали карту Америки, где можно найти почти любой дом и посмотреть о нем всю информацию. Если вы продавец, то вы можете рекламировать дом прямо на сайте. Рынок недвижимости в США очень дорогой с точки зрения транзакционных издержек, их средний объем — 6-8%. К примеру, если дом стоит 200 тысяч долларов, вы тратите — 12-15 тысяч долларов на такие издержки, как: агенты по недвижимости, страховые компании и многое другое. Кроме этого, это очень длительный и нудный процесс, а некоторые агенты по недвижимости известны своей нечистоплотностью.
Однако у сайта появился конкурент — платформа Opendoor, благодаря которой вы можете продать ваш дом без посредников. Opendoor выступает тут и как Zillow, и как рискодержатель. После получения от продавца анкеты и фотографий, Opendoor может купить ваш дом за 10 минут. А на Zillow вы можете получить, возможно, лучшую цену, но будете дольше ждать. И люди готовы расстаться с немалым количеством денег, чтобы избежать этого процесса. На Opendoor можно и продать дом, покупатель может купить его, ни разу в нем не побывав: и это тоже снижает транзакционные издержки.
Когда в 2006 году Zillow только запускался, в одном из первых интервью владелец компании сообщил: «Наша цель — это убить рынок недвижимости в Америке, потому что такой рынок — это просто потеря трудовых ресурсов». Но потом Zillow полностью изменил свою тактику, и стал сотрудничать с агентствами по недвижимости. На самом деле агенты — основные рекламодатели Zillow. Интересно, что Opendoor не работают с агентствами по недвижимости, и они уже продали 200 тысяч домов меньше чем за два года.
Из презентации Ильи Стребулаева
Об Илье Стребулаеве:
Илья Стребулаев – выпускник РЭШ, постоянный профессор Стэнфордской высшей школы бизнеса, международный эксперт в области корпоративных финансов и венчурных капиталов. Основатель организации VCI (Venture Capital Initiative), исследующей понимание венчурного капитала и инновационных экосистем, проводящей исследования и сбор высококачественных данных.
В рамках этой организации Илья Стребулаев с командой исследователей собирают информацию про стартапы, например, исследуют контракты между предпринимателями и инвесторами и их финансово-экономическую роль в инновациях (на данный момент, собраны примеры контрактов около 25 000 стартапов). В России профессор сотрудничает со Сбербанком и Яндексом (является членом совета директоров компании).
Лекция профессора прошла в рамках цикла встреч с известными выпускниками Школы, они проводятся для сообщества РЭШ, тех, кто поддерживает РЭШ или хочет начать. Все подробности – по ссылке.
О путешествии команды РЭШ в Кремниевую долину этой весной читайте здесь.
Все фотографиии – тут.