• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Успевай жить, пока учишься. Правила тайм-менеджмента от профессионального студента Виктора Антипова


Учиться на программе «Экономика и анализ данных» в РЭШ и ШАД и одновременно на пятом курсе мехмата МГУ, быть капитаном футбольной команды и успевать отдыхать и получать новые эмоции. Скажете, невозможно? Наш студент, Виктор Антипов, докажет обратное в этом материале.

«Экономика и анализ данных»: зачем поступать и как это сделать 

В 2016 году я поступил на мехмат МГУ, кафедра теории вероятностей. Меня всегда интересовали финансовая математика и программирование, хотя это и не мой профиль. На четвертом курсе я узнал от одногруппника о совместной программе Российской экономической школы и Школы анализа данных от Яндекса. Я уже был наслышан, что ШАД – это лучшее место, где тебя научат анализу данных, а РЭШ – отличная площадка для изучения экономики и финансов. Кроме того, эта программа работает на стыке технического анализа данных и экономического подхода. Получается, в итоге студент имеет общее образование: и экономическое, и по программированию. А это открывает множество дорог – от IT до консалтинга или банковской сферы.

Спустя пару недель после разговора с одногруппником я пошел на Олимпиаду РЭШ по математике и английскому языку. Я решил сходить, не готовясь, проверить знания. По математике не слишком преуспел, а по английскому набрал 5/10. И оказалось, что это – проходной балл для поступления на совместную программу РЭШ и ШАД. Оставалось только пройти конкурсный отбор в Школу анализа данных, и меня зачислили. Так я выяснил, что поступить на программу такого уровня вполне реально: стоит только вовремя начать подготовку, закрыть пробелы в знаниях и использовать дополнительные возможности для поступления (например, участие в Олимпиадах).

Успеть за 60 часов: один студент и три места учебы 

Сейчас я учусь на трех площадках: пятый курс в МГУ, первый в РЭШ и ШАД. Часы на занятия и выполнение заданий распределяются примерно поровну, по 1/3 на каждое направление.

Учеба занимает практически всё время. Без шуток. Встаю в 9–10 утра, ложусь в 2–3 ночи. Сразу еду на пары: сначала на мехмат, где бывает по 2–3 пары в день, потом в РЭШ – на одно или два занятия. После обеда и до ночи выполняю домашние задания. Два дня в неделю вечером вместо домашней работы – пары в ШАД. Если смотреть в часах в неделю, получается по 15–20 часов на каждое из направлений. Но бывают и перепады.

Время от времени нагрузка то снижается, то становится больше. Иногда в ШАДе нужно больше заниматься, иногда на мехмате. Выручает, что в РЭШ всегда всё продумано и размеренно. Здесь сдаешь много работ, но это всё по расписанию и на всё есть время. В ШАДе наоборот: на тебя сваливают мешок задач и ты разгребаешь их с первого дня. Но это «качает скиллы» грамотного распределения времени, тренирует умение концентрироваться на главном. Не опустить руки и найти силы, чтобы не выбыть из этой гонки помогает мотивация: я бы в любом случае хотел инвестировать время сейчас в учебу. Чем еще заниматься, пока такой молодой?

Как быть на двух парах сразу без маховика времени

Дистанционный формат обучения стал спасением: тратить время на дорогу до места учебы – непозволительная роскошь. Несмотря на то, что сейчас я дома в Красноярске (+4 часа к московскому времени), учиться всё равно стало легче: когда просыпаюсь, есть еще время до начала занятий, не нужно включаться в учебу сразу после пробуждения. Дистанционный формат открывает много возможностей, нужно только успевать брать.

Еще один плюс, что и в ШАДе, и в РЭШ курсы можно смотреть онлайн, общаться с преподавателями и одногруппниками на расстоянии. А еще благодаря «дистанту» удается быть в двух местах одновременно. Иногда пары, на которых я должен быть онлайн в РЭШ, совпадали по времени с конференциями на мехмате, на которых тоже нужно обязательно быть. Тогда я включал две конференции сразу. Были ситуации, когда на русском в МГУ начинали спрашивать по списку, а я в этот момент отвечал на паре английского в РЭШ. Выручали друзья: писали, что меня вызывают, я быстро переключался.

Один раз произошел смешной случай. В сентябре (я тогда еще не наловчился участвовать в двух онлайн-парах сразу), когда проверяли присутствующих по списку в РЭШ, я включил наушники и микрофон и сказал «Я здесь!» на паре на мехмате.

Как отдохнуть, не бездельничая

Даже при таком графике удается выделить время на личную жизнь и хобби. Я капитан футбольной команды, мы проводим регулярные тренировки, участвуем в турнирах. Также я долго профессионально занимался музыкой. До поступления в университет играл на фортепиано, с переездом в столицу начал заниматься еще и гитарой.

Жить в таком режиме без передышки невозможно. На первых курсах МГУ я мог после пар просто лежать на диване, но сейчас пришел к мысли, что лучший способ перезагрузки — смена деятельности. Сейчас у меня не бывает отдельно выделенного слота для отдыха в расписании, это происходит спонтанно. Когда я сижу пять часов подряд за компьютером и чувствую, что сил больше нет — звоню другу, зову его сходить за шаурмой и прогуляться. Еще помогают тренировки. В расписании уже заложены 1,5 часа на футбол, я работаю физически, но голова не занята в этот момент учебой.

Есть и свои «поглотители времени»: YouTube, например. Включаю и не могу выключить, и это отвратительно. Но бороться с этим не вижу смысла, тем более, что это тоже своего рода перезагрузка. Кто-то отдыхает, посвятив сразу полтора часа просмотру фильма. Я инвестировать столько времени в развлекательный контент не готов, но потратить пять минут на просмотр видео — почему бы и нет.

Пять советов из практического курса тайм-менеджмента

Я не учился на особых курсах, не читал блоги или книги о распределении времени. Пример для меня в этом вопросе — некоторые одногруппники, которые еще более эффективны, чем я. Всё пришло с практикой. По сравнению со школьным временем или первыми курсами университета, я стал продуктивнее. Есть некоторые принципы, которым следую.

  • Невозможно успеть всё. Нужно с этим смириться и не тратить время на самобичевание. Следует иногда понизить себе планку: да, экзаменов много, и я могу не по каждому предмету получить 5.0.
  • Я распределяю задачи по приоритетности. Это следует из предыдущего пункта: раз успеть всё невозможно, сделай выбор, что важнее. Иногда я понимаю, что курс на мехмате я не сдам так, как хотел бы. Но если бы я положил все силы на заветную оценку, то не смог играть в футбол или видеться с друзьями. А это тоже важно. Не хочется, чтобы единственным другом была настольная лампа.
  • Большая нагрузка дает возможность разобраться с самим собой. Когда у тебя три сессии, времени на то, чтобы отдельно учиться тайм-менеджменту, может не быть. Я просто адаптируюсь в потоке, оцениваю, на что способен и сколько времени готов на это потратить, как его нужно распределить, чтобы успеть сделать важное.
  • Каждый день я делаю много разных дел понемногу: нет такого, что одну неделю я занят только парами и домашними заданиями РЭШ, следующую — только мехматом. Если инвестировать время во всё по чуть-чуть и сдавать всё в срок — проблем не будет.
  • Я понимаю, для чего это делаю, есть мотивация. Я люблю учиться. Расширять свой кругозор, прокачивать скиллы, развиваться в разных направлениях. Через двадцать лет работодателю будет всё равно, начал я зарабатывать деньги в 23 или в 25, будет важнее, что я знаю и умею. Поэтому я не задаю себе вопрос «зачем столько учиться», я стараюсь решить, как делать это эффективнее.
8990 человек прочитали эту новость, 103 отметили, что она им понравилась. А вам интересна эта новость?