• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

E-com после РЭШ. Гайд по трудоустройству в Ozon


Начинаем серию материалов о крупных российских компаниях, куда часто трудоустраиваются выпускники РЭШ. Первый в серии гайд посвящен крупнейшей e-commerce компании Ozon. Сколько уровней отбора? Какие навыки проверяют на каждом из них? Как подготовиться к собеседованию и кому стоит идти работать в компанию? Эти и другие вопросы мы задали представителям топ-менеджмента, тем, кто работает давно и тем, кто устроился недавно. Много инсайтов и практических советов – в этом материале.

Благодарим за помощь в подготовке материала:
Станислава Кондратьева (MAE’11), генерального директора Ozon Rocket – в Ozon с 2019 г.;
Замиру Юлдашеву (MSF'17), менеджера по корпоративному развитию – в Ozon с 2018 г;
Алёну Шигореву (MAF’19), менеджера проектов в Отделе развития инструментов планирования и анализа – в Ozon с 2020 г;
Ксению Марданову, руководителя направления программы стажировок Ozon.

Кому стоит идти в Ozon

Ozon – e-commerce компания, один из ключевых игроков российского рынка. Сюда стоит идти тому, кто:

  • любит и умеет работать. Компания растет и развивается, здесь нужно быстро переключаться и интенсивно трудиться, придумывать новое, постоянно тестировать и внедрять в жизнь задуманное;
  • ценит свободу и отсутствие формальностей. Здесь к минимуму сведена бюрократия, нет долгих согласований, короткие цепочки принятия решений. Но и – много ответственности;
  • не боится этой самой ответственности. Большой компании, которая так быстро растет, важно, чтобы на каждом месте был человек, который от и до отвечает за свою задачу, может обосновать каждую цифру в своем отчете. Каждый – owner своей части работы;
  • честен и открыт к другим. Невозможно бежать быстро, если вы не команда. И невозможно быть командой, если вы не честны друг с другом;
  • хочет трудиться в компании большого масштаба и делать что-то, что влияет на колоссальное количество людей в стране. Здесь каждый день работают над тем, чтобы все больше пользователей имели доступ к большему количеству товаров по минимальной цене максимально удобным способом.

Кого ищут в Ozon

Группа компаний представлена следующими подразделениями: Ozon Marketplace, Ozon Travel, Ozon Express, Ozon Fintech, Ozon Rocket, Ozon Tech, Логистика и фулфилмент + управляющая компания.

Головной офис находится в Москве, там же присутствует большая часть сотрудников. Компания растет невероятно быстро – только за последние полгода штат вырос в два раза. И это только начало. Пять ключевых профилей, в которых Ozon постоянно нуждается сильнее всего, – аналитика, бизнес-аналитика, коммерция, финансы и маркетинг. Как правило, выпускники РЭШ приходят на позиции аналитиков, бизнес-аналитиков или в блок финансов. Сделать это можно двумя способами.

Первый – off cycle. Ozon открывает набор на позицию, соискатели проходят тест способностей, затем – собеседования с HR и нанимающим менеджером. Второй путь – Ozon Camp. Постепенно компания отказывается от первого варианта, так что остановимся подробнее на втором пути.

Шаг первый. Заявка и домашнее задание

Набор на Ozon Camp происходит дважды в год – стажеры выходят на работу 1 февраля и 1 июля. Сначала соискатель оставляет заявку на сайте. Необходимо прикрепить свое резюме и мотивационное письмо, выбрать до трех интересующих направлений для стажировки. На портрет соискателя смотрят комплексно. Особое внимание уделяется опыту. Практика и пройденная где-либо стажировка – это всегда хорошо, но о студентах старших курсов и недавних выпускниках многое может сказать в том числе участие в чемпионатах, олимпиадах, других активностях. Также в резюме смотрят на указанные hard skills, насколько они пригодятся в работе. Они же помогут при выполнении домашнего задания.

После проверки заявки соискателю отправляют домашнюю работу. Если он выбрал несколько профилей – несколько домашних заданий и придет. Нужно либо выбрать одно, либо попробовать выполнить все за 72 часа. Как правило, среди них будет какое-то задание, сделанное на порядок лучше других. Если хорошо сделаны все, Ozon сам связывается с соискателем и выясняет, какой профиль был бы для него интереснее. В домашнем задании проверяются необходимые для работы базовые навыки: например, маркетинговые инструменты, понимание бизнес-процессов, знание Excel, SQL.

Шаг второй. Бизнес-игра и собеседование с HR-командой

Бизнес-игра – очное мероприятие для нескольких десятков соискателей. Там ребята решают кейсы по выбранному ими направлению. На игре проверяются soft skills, бизнес-кругозор и бизнес-ориентация.

В тот же день проходит собеседование HR-командой. И здесь снова одним из самых важных критериев является общее понимание бизнес-процессов у кандидата. Многие хорошо знают теорию, но плохо умеют применять ее на практике, путаются в банальных вещах вроде разницы между подпиской и рассрочкой. Также оценивается, насколько уверенно соискатель ориентируется в работе, которая ему предстоит. Например, одна из частых ошибок ребят, которые приходят в блок маркетинга, – ожидание, что они будут заниматься только коллаборациями с блогерами и звездами.

Еще здесь проверяют логику. Один из возможных вопросов – какая у Ozon доходность?

За один день у кандидатов есть возможность показать себя, свои коммуникационные навыки, навыки самопрезентации и работы в стрессовых условиях и в общем потоке игры, и на индивидуальной встрече. После этого успешно прошедшим этап приходит приглашение на финальное собеседование с нанимающим менеджером.

Шаг третий. Собеседование с будущим руководителем

На этом собеседовании должны совпасть два параметра: насколько спектр задач, который предстоит делать в этом юните, интересен соискателю и насколько он компетентен для этого. Ребятам, которые хотят работать в бизнес-аналитике, но совсем не знают даже основ SQL, придется отказать. Даже несмотря на то, что для всех стажеров предусмотрено бесплатное обучение в начале работы. Без необходимого минимума навыков будет сложно.

Конечно, предполагаемые вопросы зависят и от того, кто проводит это собеседование. Например, менеджер по корпоративному развитию в Ozon Замира Юлдашева отмечает, что ищет разные качества для разных вакансий. В стажерах ей важнее всего:

  • обучаемость. Насколько быстро человек впитывает информацию и насколько оперативно может применить её на практике;
  • критическое мышление. Умение выхватить главное из огромного потока информации, проверить и дойти до сути, а затем четко донести это до других;
  • problem solving skills. Постоянно важно брать задачи и приходить к решению, даже когда нет времени и мало данных;
  • умение работать в команде. Потому что без команды – никуда.

Требования к аналитикам выше. Важен опыт, наличие уже реализованных проектов. И умение не только обучаться самому, но и обучать других. Базовый минимум вроде знания корпоративных финансов, английского языка, навыков грамотного письма и речи, работы в Excel и PowerPoint даже не обсуждается.

Генеральный директор Ozon Rocket Станислав Кондратьев отмечает, что для него в будущих коллегах ценнее всего глубина мышления. В Ozon очень важно, чтобы сотрудники не думали шаблонами. После специализированных курсов или монотонной десятилетней работы велик соблазн действовать по накатанной схеме. Но в бизнесе, который растет с космической скоростью и в котором постоянно изобретаются новые продукты, такое не пройдет.

Как подготовиться к собеседованиям

  • Узнать, чем предстоит заниматься на желанной для вас вакансии, составить список необходимых hard skills, подтянуть их. Например, для бизнес-аналитиков будут важны хорошие знания языков SQL и Python. Не пропускайте пары, на которых можно прокачать эти навыки.
  • Выяснить, как устроены бизнес-процессы в желанном для вас юните. Возможный источник знаний – люди, которые уже работают там. Спросите совет у кого-то из выпускников РЭШ, посещайте мероприятия Центра развития карьеры и лидерства.
  • Изучить информацию о компании. Тем, кто на вопросы об Ozon неуверенно отвечает, что это «книжный, который стал одним из крупнейших онлайн-магазинов», скорее всего не перезвонят.
  • Изучить информацию об индустрии в целом. В кейс-клубе РЭШ, на CFA-челлендже можно узнать о других компаниях e-commerce, проанализировать и российский, и мировой рынок. Выберите в качестве проекта для изучения аргентинскую Mercado Libre или сингапурскую Sea Ltd. Во-первых, это любопытно, во-вторых, ваш интерес к крупным игрокам точно оценят на собеседовании.

Скоростной поезд, стартап по культуре и другие факты о вайбе компании

Быстрые темпы развития говорят многое и о людях, которые здесь работают. Каждый – активный, инициативный, готовый развиваться, делать крутые интересные задачи и помогать компании и дальше быть в центре событий.

Это стартап по культуре – здесь некогда долго обсуждать и проводить согласования. Придумали – оценили – начали делать.

Сотрудники компании сравнивают работу здесь со скоростным поездом. Вы едете внутри с веселой молодой компанией, вам приходит идея поменять колеса – и один высовывается из окна, другой держит его за ноги, на ходу вы справляетесь с этой задачей. В этот же момент другой обнаруживает поломку на крыше, он срочно забирается туда, другие передают ему инструменты… Такие ситуации происходят ежеминутно, но все довольны и счастливы, потому что результаты сделанной работы видны практически сразу, а поезд все так же продолжает идти вперед, набирая скорость.

Вт, 1 февраля 2022
MAF, карьера
6281 человек прочитали эту новость, 43 отметили, что она им понравилась. А вам интересна эта новость?