• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Закрытые границы, Zoom, прокторинг. Дистанционное обучение глазами студентов. Часть 2


Продолжаем делиться историями студентов MAF об опыте очной и дистанционной учебы. Первую часть материала читайте по ссылке.

Галина Смирнова, MAF’2021. О начале пандемии, опыте учебы и работы в онлайне

Я пришла на MAF после Дальневосточного федерального университета во Владивостоке, специальность «Китаеведение». Уже на третьем курсе стало понятно, что преподавание или переводы — не мое, я стала искать, чем бы мне хотелось заниматься, и пришла к экономике и финансам. На четвертом курсе я случайно от знакомого узнала о РЭШ. Он обмолвился, что Российская экономическая школа — это какой-то магический вуз, куда невозможно поступить и еще сложнее окончить. Я заинтересовалась, а дальше — дело техники. Посмотрела программу, прошла вступительные испытания и летом 2019 года была зачислена на программу «Финансы, инвестиции и банки».

Когда мы только начинали учиться, о дистанте еще никто не слышал. Мы приезжали в РЭШ примерно к десяти утра, занимались на парах. Учеба занимала примерно четыре-пять дней в неделю. После пар кто-то оставался в РЭШ делать домашние задания, кто-то уезжал домой. В особо сложные периоды, когда было много экзаменов или домашних работ, некоторые даже оставались в РЭШ ночевать.

Начало дистанта

Это был четвертый модуль, начало марта. В первую неделю мы учились как обычно, но уже доносились новости о возможном переводе на дистант. В конце второй недели нам объявили, что теперь мы будем учиться онлайн. Неизвестно, на какой срок, непонятно, как будут проходить занятия.

И мы, и преподаватели достаточно быстро адаптировались. Были технические сложности: у кого-то из студентов не было оборудования для подключения к онлайну, у некоторых профессоров были недостаточно мощные компьютеры, чтобы сразу вести трансляцию и открывать нужные программы. РЭШ справилась с этим довольно быстро: у кого не было техники — купили технику, кто не умел пользоваться ресурсами для учебы — научили.

Карантин я переживала в Москве, разница с домом во времени — шесть часов. Если бы я была у родителей, то пары могли заканчиваться и в полночь, и в четыре утра. Кроме того, дома — мама-преподаватель, брат-школьник. Работать онлайн всем сразу было бы трудно.

Учеба + работа

На втором курсе формат обучения остался таким же. Мы на какое-то время вернулись на кампус только в октябре, а после — снова локдаун, вторая волна, приказ Минобра о дистанционном обучении. Та октябрьская учеба тоже отличалась от обычной: студенты с разных программ ходили на пары только в свои дни, чтобы не пересекались разные потоки обучающихся.По определенным дням были очные занятия, которые затем сменялись онлайном. В вузе все сохраняли социальную дистанцию, носили маски, в помещениях чаще обычного проветривали. 

Сейчас такой гибридный режим сохраняется. Он играет в плюс для тех, кто уже строит карьеру. После летней стажировки я получила оффер и устроилась на фулл-тайм работу. До декабря у нас был полностью удаленный формат, получалось, что я практически круглосуточно училась и решала рабочие задачи за компьютером. Недавно пришел системный отчет, что я использую свой ноутбук двадцать часов в день. Было тяжело, но это вынужденная мера.

Николай Трушников, MAF’2022. Об опыте студента и преподавателя в онлайне

В 2018 году я окончил физфак МГУ. Потом учился в магистратуре ВШЭ на математическом факультете, но решил сменить направление и поступил в РЭШ. В MAF привлекли бренд, более открытые люди, да и образовательные материалы, опубликованные в открытом доступе, оставили самое приятное впечатление.

До РЭШ у меня толком не было опыта дистанционного обучения со стороны студента. Когда случилась первая волна пандемии, моя первая магистратура уже подходила к концу, мы толком не учились, закрывали практику и писали дипломы. Но зато был опыт с точки зрения преподавателя.

Дистант с другой стороны

Так как у меня в анамнезе — физический факультет МГУ, несколько лет я преподавал детям физику, в том числе готовил сборную Москвы к Всероссийской олимпиаде. Еще до пандемии некоторые мероприятия проходили онлайн: например, мы несколько раз проводили образовательные мероприятия для детей из других городов. А с апреля по август 2020 все занятия перешли в цифру.

Для преподавателя в онлайне самое сложное — контролировать вовлеченность учеников. Читать в экран достаточно тяжело, не получаешь никакой обратной связи. Когда осенью началась дистанционная учеба в РЭШ, я уже знал, почему так важно включать камеру во время лекций, задавать вопросы, использовать исправный микрофон. Конечно, это не заменит живого общения, но поможет хоть как-то наладить связь между студентом и преподавателем.

Решить проблему общения внутри группы помогала сама система обучения. По многим предметам у нас были групповые домашние задания по 3–5 человек, для зачетов мы защищали групповые проекты. Несмотря на то, что мы толком не были знакомы с одногруппниками, приходилось налаживать общение через зум, чаты. Мы собирались на интенсивы, выполняли задания, затем снова перемешивались для новых проектов. Когда в октябре вернулись в вуз, окончательно перезнакомились и общаться даже без учебных поводов стало проще.

Практические советы по учебе в онлайне от студентов MAF

Удаленная учеба может быть не только вынужденной: многие образовательные площадки перешли в онлайн, потому что для кого-то этот формат оказался наиболее удобным. Собрали подборку советов от студентов, как эффективнее учиться на дистанте.

  • Проверьте качество вашей техники. Для коммуникации с преподавателем и учебной группой вам точно понадобится хороший микрофон. Испытайте его в деле: как он передает ваш голос, нет ли посторонних шумов?. Если вы не сможете понятно и быстро задавать вопросы, это будет тормозить работу всей группы.
  • То же самое касается и качества интернет-соединения. Если нет проводного интернета, может выручить Wi-Fi с телефона, по опыту иногда он быстрее, чем домашний роутер.
  • Чтобы не было искушения игнорировать онлайн-занятия (ведь все равно потом будет запись!), планируйте день заранее. Заполняйте свободное время хобби, прогулками, общением. Создайте дефицит времени для безделья.
  • В период интенсивной дистанционной работы/учебы потратьте время на отстройку бытовых задач. С утра — полчаса на уборку, в полдень — заказать доставку еды, за час до сна — выключить все гаджеты и поставить их на зарядку. Вся рутинная работа должна выполняться четко по заведенному порядку, как часы. Фокус внимания нужен в другом месте.
  • Чаще находите повод выйти из дома. Хотя бы раз в день. Это поможет переключиться, отдохнуть от учебы. Вспомнить, что жизнь есть и за пределами монитора.
Пн, 24 мая 2021
ФИБ, студенты, MAF
558 человек прочитали эту новость, 1 отметили, что она им понравилась. А вам интересна эта новость?