Уже больше года назад Российская экономическая школа, как и все вузы страны, перешла на дистанционную форму обучения. Затем было несколько сессий онлайн, недолгое возвращение к очным занятиям, снова дистант, сейчас — совмещение очного и удаленного обучения. Мы попросили студентов «Финансы, инвестиции, банки» (MAF) рассказать об их опыте в таких разных типах учебы. Читайте их истории и ищите подборку полезных советов в конце второй части.
Дайана Бигали, MAF’2022. О том, зачем ездить университет даже на онлайн-занятия
— Я окончила бакалавриат Кембриджского университета по политологии в 2019 году и еще какое-то время жила в Великобритании. Весной 2020, когда началась пандемия, я вернулась домой. Тогда улетали последние рейсы, нам сказали: «Сейчас есть возможность вас вывезти, когда она появится в следующий раз — неизвестно». Я подумала, что в это время лучше быть с родными и вернулась в Казахстан.
Дома я стала готовиться к поступлению в РЭШ. Выбрала MAF, потому что слышала, что это одна из самых сильных программ по финансам в России. И мне понравился прикладной характер контента — меньше теории, больше практики.
Три модуля на расстоянии
Когда началась учеба, я еще была в Караганде. Границы с Россией закрыты, на машине не выехать. Вылетов долгое времени не было совсем, в декабре появились еженедельные рейсы. А студентов, которым в то время нужно было попасть из Казахстана в Москву — около 70 000. Билеты раскупали быстро, свой я караулила около трех месяцев.
Было грустно, когда вся группа веселилась на welcome party, а я была дома. Но учиться дистанционно было комфортно, в некоторых аспектах удаленная учеба даже лучше очной. Например, лекции в записи можно было пересматривать перед экзаменами на скорости х2 — это помогало освежить знания за короткое время.
Были сложности из-за разницы во времени. Я — жаворонок, встаю в семь утра и мне легче учиться утром. Но пары обычно начинались в 10, по нашему времени это уже час дня. Несколько раз лекции начинались около 22, я слушала их в пижаме и спасалась кофе.
О силе места
В феврале я приехала в Москву. Сейчас часть занятий проходить очно, часть — онлайн. Но мне важно менять обстановку, чувствую себя комфортнее, если живу в одном месте, а учусь и работаю — в другом. Поэтому я каждый день провожу в РЭШ, даже лекции через зум я смотрю в стенах университета. Приедешь утром, там тихо, спокойно, садишься с компьютером и можешь нормально работать. Думаю, секрет и в окружении: легче делать что-то продуктивнее, когда люди вокруг заняты тем же. А в РЭШ это всегда так.
Никита Плотников, MAF’2022. О дистанционной сессии, плюсах и минусах записи лекций
— Четыре года назад я получил диплом бакалавра Новосибирского государственного университета. Сразу после этого меня рекрутировали в международную нефтесервисную компанию, где я проработал до весны прошлого года. Я быстро понял, что искать работу в разгар пандемии — плохая идея, решил инвестировать время в обучение. Услышал про программу MAF и начал готовиться к поступлению.
Экзамены онлайн
Я не участвовал в Олимпиадах, удаленно сдавал международные экзамены TOEFL и GMAT. Разница в месте проведения: в условиях пандемии мы проходили тесты на своих компьютерах, дома. А за тем, как каждый это делает, наблюдал проктор с другой стороны океана.
Примерно так же проходили онлайн-сессии в РЭШ (за этот год мы успели попробовать сдавать экзамены и в традиционном формате, и дистанционно). Находишься дома, открыт ноутбук, пишешь экзамен либо на компьютере, либо от руки на листе. А через ноутбук за тобой и всем, что происходит на экране, наблюдает проктор. Для дополнительной проверки рядом висит телефон со включенным зумом. После окончания экзамена загружаешь на платформу my.NES либо файл с выполненной работой, либо сканы листов. Мне больше нравилось сдавать экзамены дома — это проще, не надо никуда ехать, с утра встал, позавтракал, кофе выпил, сел за свой компьютер и сдаешь экзамен.
Лекции в записи и проблемы мотивации
Занятия на дистанте были двух типов: лекции и семинары. На my.NES можно посмотреть расписание, найти ссылки на занятия, домашние задания, оценки, пообщаться с преподавателями и одногруппниками. Думаю, без единой платформы организовать обучение было бы сложнее.
Лекции проводятся на большую аудиторию, преподаватель дает материал всему потоку. И плюс, и минус, что их можно смотреть в записи. С одной стороны, можно переслушать какие-то непонятные моменты, интенсивно подготовиться к экзаменам. С другой, это расслабляет: зачем вставать в 9 утра и присутствовать на лекции онлайн, если я смогу потом посмотреть запись? Моя мотивация была в том, что я знал, за чем пришел в РЭШ — за первоклассным образованием. Когда осознаешь, что это выбор между «заниматься каким-то необязательным делом» и «послушать полезную лекцию», делать его легче.
Семинары проводятся для 10–15 человек за один раз. Это более интерактивный формат, здесь студенты чувствуют себя более включенными, более смелыми. Задавать какой-то глупый вопрос, который услышит полсотни студентов по всей Москве, страшно. На семинаре, когда вас чуть больше десятка, и все с включенными камерами, это сделать легче.
На дистанте не хватает живого контакта. Хочется видеть жесты и интонации лектора, смотреть на одногруппников, чтобы по их взглядам понять — они тоже чего-то не понимают, или это я один такой? Сейчас стоит задать вопрос, или все максимально включены в процесс, ловят каждое слово, и я буду некстати? Это неуловимые, тонкие материи, их через экран не передать.
Презентация программы «Финансы, инвестиции, банки» состоится 24 мая в 18:00. Для участия необходимо зарегистрироваться.