• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Ксения Юдаева выступила с лекцией, посвященной сооснователю РЭШ Гуру Оферу

Первый заместитель председателя Центрального банка РФ, выпускница РЭШ Ксения Юдаева прочитала лекцию «Как работает инфляционное таргетирование? Пример России»


21 мая выпускница РЭШ (MAE’1994), первый заместитель председателя Центрального банка РФ Ксения Юдаева выступила с открытым семинаром «Как работает инфляционное таргетирование? Пример России». Свою лекцию она посвятила сооснователю Школы Гуру Оферу.

«РЭШ – это не только вуз, где я училась. Это место, где я впервые на таком же семинаре услышала про стабилизацию инфляции, роль Центрального банка, денежно-кредитную политику. Эту лекцию читал главный отец-основатель Российской экономической школы – профессор Гур Офер, и я бы хотела посвятить эту лекцию ему», – начала семинар Ксения Юдаева.

В ходе лекции она рассказала, что такое деньги в современном понимании, каким образом центральные банки осуществляют денежно-кредитную политику, и как сегодня работает Банк России.

Ксения Юдаева начала с эволюции денежно-кредитной политики: как постепенно от золотого стандарта и товарных денег банковская система пришла к фиатным деньгам, ценность которых обеспечена доверием к политике центрального банка.

Она также рассказала о роли Центрального и коммерческих банков в «создании денег», об основных компонентах политики инфляционного таргетирования и их реализации в России. В их числе: установление цели по инфляции, управление процентной ставкой, плавающий курс, принятие решений на основе прогноза, управление ожиданиями и информационная открытость.

Главной задачей денежно-кредитной политики при инфляционном таргетировании является достижение определенного уровня инфляция и ее стабилизация около этого уровня. В России целевой уровень инфляции определен вблизи  4%. Низкая инфляция является не самоцелью, а условием сбалансированного роста экономики. Механизмы инфляционного таргетирования в разных странах немного разные, ввиду того, что, например, одни страны могут переживать серьезные структурные сдвиги в экономике, а другие - нет. Какие-то страны устанавливают коридор отклонений инфляции от цели, какие-то нет. Для сравнения, коридор инфляции в Бразилии определен на уровне – 4,5% ± 1,5%, в Турции – 5±2%. В Великобритании цель – 2%. Китай на настоящий момент не придерживается политики инфляционного таргетирования.

«Прогноз по инфляции – важный элемент построения политики банка, поэтому Центральный банк постоянно наращивает свои аналитические возможности и возможности по проведению исследований», – говорит Ксения Юдаева. На основе прогноза  сотрудников банка делаются рекомендации по денежно-кредитной политике, которые выносятся на обсуждение органа, принимающего решения. В Банке России – это Совет директоров. Члены Совета при принятии решения опираются и на материалы, подготовленные сотрудниками, и на свои собственные суждения.

Один из важнейших инструментов современной денежно-кредитной политики в рамках инфляционно таргетирования – коммуникационная политика. Ее задача – управление ожиданиями. Стандартным средством коммуникации Центрального банка во многих странах является Доклад о денежно-кредитной политике (по-другому: доклад об инфляции). Иногда вместо или вместе с докладом публикуют так называемые minutes – описание хода дискуссии в Совете директоров (как, например, в США). Банк России как и центральные банки других стран, также проводит пресс-конференции Председателя и выпускает пресс-релиз, который в России во многом играет роль minutes. Также банк организует регулярные разъясняющие встречи с инвесторами и экспертами.

«Так как при инфляционном таргетировании важно управлять ожиданиями, и на саму ситуацию в экономике влияют именно ожидания, вопрос о сигнале о будущей политике банка крайне важен. Но его форма может отличаться: в мировой практике можно встретить и использование достаточно общих словесных  описаний и публикацию детальных прогнозов. Мы в Банке России решили не публиковать прогноз по инфляции. Прогноз это только прогноз, это не обязательство проводить такую политику. Но в нашей стране пока сложно объяснить эту разницу», – рассказывает Ксения Юдаева.

В заключение она рассказала про результаты использования инфляционного таргетирования в России. В частности, было отмечено, что в прошлом году Банк России впервые достиг цели по инфляции, и сейчас она находится на исторически низком по российским меркам уровне.

По ссылке – презентация Ксении Юдаевой со списком полезной литературы по теме.

1162 человек прочитали эту новость, 0 отметили, что она им понравилась. А вам интересна эта новость?