• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

«Поступать в РЭШ − значит быть готовым тратить много времени на учёбу». Впечатления первокурсников программы MAF


Мы продолжаем знакомить вас с первыми впечатлениями студентов от обучения в РЭШ. Сегодня нашими героями стали студенты первого курса программы Финансы, инвестиции, банки (MAF) Александр Буянов и Ольга Козиорова. Они рассказали нам о том, довольны ли они, насколько сложно учиться в Школе, как организован учебный процесс и хватает ли у студентов времени на личную жизнь.

 

Какой вуз и факультет вы окончили, как узнали про РЭШ и почему решили поступать?

Александр: Я приехал из Санкт-Петербурга, где окончил Высшую школу менеджмента СПбГУ. Там я изучал стратегический и финансовый менеджмент, который вместе с рядом других экономических дисциплин были у нас на первом и втором году обучения, а дальше было больше стратегии. В этот период мне удалось съездить по обмену в университет Корвина в Будапеште, где я тоже занимался экономикой.

На третьем курсе я понял, что мне хотелось бы получать больше профессиональных навыков, которые необходимы для того, чтобы обрести работу. Это был самый важный момент, определивший мой выбор – поступать в РЭШ. К тому же это решение буквально витало в воздухе. Я неоднократно натыкался на видео различных популяризаторов экономики, где упоминалось, что Российская экономическая школа – это здорово. Потом YouTube, буквально почувствовав мое желание, стал рекомендовать мне некоторые лекции и видео Олега Шибанова (прим. – директора программы MAF). Я понял, что звезды сошлись, и я точно должен выбрать это место. Опять же, я смотрел на бренд и на то, какое количество PhD есть у преподавательского состава. Еще бы я сказал, что РЭШ ‒ более концептуальное место, чем Высшая школа экономики, поэтому у меня не было другого пути.

 

Ольга: Я окончила бакалавриат по экономике НИУ ВШЭ. Несмотря на экономическую подготовку, я ощущала определенную нехватку знаний в сфере финансов, в которой хочу развиваться. И я решила, что хочу это исправить. И, поскольку считаю, что РЭШ предоставляет лучшее образование в этой сфере, во всяком случае в России, я решила пойти именно сюда.

Еще один немаловажный фактор ‒ это окружение. Для меня очень важно учиться среди мотивированных, умных людей, чтобы они создавали ненавязчивую обстановку, подталкивающую к развитию. А в РЭШ именно такая академическая семья и оказалась. И мне кажется, что это очень ценно, ведь именно этого я и хотела.

Могу сказать, что также рассматривала вариант магистратуры в Вышке, но там программа во многом повторяла то, что у меня уже было в бакалавриате. А мне хотелось получить какой-то новый опыт, а не просто потратить два года на повторение, поэтому я выбрала РЭШ.

 

Поделитесь своими впечатлениями от обучения. Совпали ли ваши ожидания с реальностью?

Александр: Я очень доволен, хотя и не могу сказать, что меня что-то удивило.  Несмотря на то, что Высшая школа менеджмента является частью СПбГУ, у нас все была довольно камерная среда, мы существовали особняком. Обучение велось на английском, мы часто изучали кейсы от Harvard Business Review, например, для того, чтобы просто постигать какие-то вещи на практике. Наверное, РЭШ очень похожа на ВШМ с этой точки зрения, но там количество выпускников и сообщество все-таки меньше. Если сравнивать огромное СПбГУ и относительно небольшую РЭШ, то здесь (и я сам для себя в это не верил) у меня появилось определенное чувство принадлежности. Теперь я действительно понимаю, что MAF ‒ это семья, и мы все находимся в одной лодке, которую время от времени штормит из-за сессий.

Первый модуль прошел хорошо. Наверное, единственным откровением для меня стала нормированная система оценки, когда итоговые баллы выставляются не в зависимости от того, какой процент вы набрали, а какой процентиль получили. Если максимальный результат в группе составил 75 из 100 баллов, то на его основании выставляются остальные оценки. Когда я узнал об этом, понял, что сохранить стипендии и грант будет не так уж и сложно.

Вообще, я, наверное, никогда не был более уверенным в будущем, чем сейчас ‒ это первый момент. И второе ‒ я очень доволен нашим коллективом. Я чувствую себя понятым, и что нахожусь в том месте, где я хотел бы быть. Это ощущение принадлежности к чему-то своему очень меня мотивирует. Кроме этого, я смог высыпаться, несмотря на то, что в период учебы на бакалавриате за последние два года работать приходилось намного больше, но и это подтолкнуло меня к развитию. Поэтому я действительно сейчас удовлетворен более, чем на сто процентов!

Ольга: В первую очередь хочу отметить то, что здесь совпали мои ожидания от коллектива. Очень классно, что у нас все такие сплоченные. А еще самое замечательное, что собрались все с разным опытом. Кто-то пришел с политфака, кто-то с биофака, кто-то вообще физтех окончил. Мне это кажется очень ценным – иметь возможность общаться с людьми с таким широким кругозором. Это обогащает твой собственный взгляд на мир. 

Вместе с этим я была крайне удивлена количеством задач, которые нужно выполнять. Конечно, мне говорили, что много дедлайнов, но я не представляла, что настолько! Когда я вижу перед собой семь дедлайнов на одну неделю, я думаю: «Вау! Такого в моей жизни еще никогда не было». В Вышке образование строится немного по-другому. Там, если очень хочется, можно отдохнуть две недели, потом вернуться в учебное русло и наверстать упущенное. Здесь так не получается. Нужно всегда ходить на пары, делать домашки, быть в процессе и никогда из него не выпадать. Это было для меня большим удивлением, но это такой вызов. Очень приятно по окончании первого модуля понять, что ты его преодолел. Поэтому могу сказать, что в целом впечатления от учебы у меня положительные, все оправдалось.

 

Тяжело ли учиться в РЭШ?

Александр: Если сравнивать с первым годом бакалавриата, то нагрузка сопоставима. А если сравнивать со вторым, третьим и четвертым, особенно во время пандемии, то нагрузка здесь намного больше, но я был к этому готов. Мне кажется, что именно из-за своей мотивации я смог правильно распределить время. Не было ни дня, когда я спал меньше 8 часов. И у меня стабильно было несколько часов в день на что-то личное: почитать книжку, что-нибудь посмотреть. Нужно сказать, что я живу буквально в 15 минутах от кампуса, и это тоже сыграло свою роль.

Мне кажется, нагрузка абсолютно адекватная, но вы должны быть готовы посещать большинство пар и много читать. По многим предметам домашние задания составляют довольно значительную часть обучения, а экзамен строится практически на их основе. Больше всего времени у меня отнимала математика, где-то часов шесть. Остальные предметы требуют намного меньше усилий. Я просто садился и делал её за один день. Но у меня ни разу не было такого случая, что за пять минут до полуночи мне приходилось судорожно что-то дописывать. С помощью навыка управления своим временем можно справиться со всеми трудностями.

 

Есть ли какие-то моменты, к которым вы не были готовы? 

Ольга: Это дедлайны. Я не была готова к тому, что их так много. Еще не была готова к их жесткости. В Вышке можно было попросить сдвинуть дедлайн на несколько дней. Здесь такого нет. Если не успеваешь, ты можешь сдать работу, но со штрафами. Не ожидала такого негибкого в этом плане подхода. Но, мне кажется, это замечательно с точки зрения тайм-менеджмента: начинаешь понимать, когда тебе нужно начать делать домашку, чтобы все успеть.

Еще я не была готова к тому, что очень много индивидуальной работы. В Вышке домашка ‒ это чаще какой-то коллективный проект, а твоя самостоятельная работа заключается в посещении семинаров, в устных ответах и написании финального экзамена. В РЭШ, напротив, очень много индивидуальной работы, при этом задания всегда письменные, даже по английскому, на котором мы больше разговариваем. 

 

Насколько легко найти общий язык с преподавателями? 

Ольга: Многие преподаватели еще в начале говорят, что можно открыто задавать вопросы, для этого даже не надо тянуть руку. Многие во внеучебное время отправляют в телеграм-чаты какой-то дополнительный материал или разъясняют моменты, которые были не достаточно подробно объяснены на лекциях и семинарах. Создается ощущение, что вы в постоянном диалоге. 

Александр: Все очень открыто. Преподаватели часто общаются с нами в телеграм-чатах, можно написать им и задать вопросы. Отдельно надо отметить семинаристов. Сначала меня несколько настораживало то, что семинаристы ‒ это люди, которые учатся на втором курсе, или люди, которые недавно закончили MAF или MAE. Но в действительности для понимания предмета они иногда делали даже больше, чем сами лекторы: очень подробно всё объясняли, соглашались брать внеклассные часы для того, чтобы провести дополнительные семинары. В этом плане, если остаются какие-то вопросы или трудности, всегда можно что-то уточнить.

 

Как вы считаете, человеку, который пришел в РЭШ не из экономической сферы, материал преподносится в доступной форме?

Александр: У нас поток делится на две категории людей. Первые ‒ это люди с экономическими или финансовыми знаниями, вторые – с сильными IT-компетенциями и математикой. Получается, что первые тратят больше времени на занятия математикой и IT, а вторые, соответственно, тратят чуть большее количество часов на финансы и экономику. Если у вас не было опыта ни там, ни там, то лучше заранее почитайте учебники или пройдите какие-нибудь курсы, иначе вам будет очень тяжело.

Ольга: Все преподаватели стараются подавать материал так, чтобы он был доступен даже для не имеющих экономической базы знаний студентов, и это довольно непросто сделать. Если студент пришел после физтеха, то ему придется очень много работать самостоятельно, читать дополнительные материалы, чтобы быть в контексте того, что происходит. 

Многие ребята с пробелами в экономике активно участвуют в семинарах. Мне кажется, семинар ‒ это как раз то место, где можно задавать любые вопросы, даже не самые умные. Так больше усваиваешь. В итоге все, кто пришли из других сфер, на мой взгляд, довольно успешно справляются с материалом. 

 

Проводятся ли встречи со специалистами из индустрии?

Ольга: Да, я знаю, что такие встречи организуются. Приглашают спикеров из разных компаний, и нам на почту отправляют приглашения. Это очень классно. Конечно, нужно еще найти на это время. У меня, например, это не так успешно получается, но я знаю ребят, которые целенаправленно ходят на эти мероприятия. Мне кажется, это очень полезно, если ты еще не совсем определился, в какой сфере хочешь развиваться.

Еще есть Кейс-клуб. Я всегда думала, что там решают кейсы, но оказалось, что это место, где можно познакомиться с разными профессиями. Здесь о них рассказывают действующие специалисты, и это замечательно. На встречах ты сначала слушаешь спикера, а потом можешь задавать ему любые вопросы. Их всегда интересно послушать, даже если ты изначально не совсем в теме. 

Александр: Да, деятельность Центра развития карьеры и лидерства очень важна. Каждую неделю нам приходит письмо, где кроме вакансий есть предложения посетить встречи с людьми, которые связаны с РЭШ и удачно нашли себя в бизнесе, либо с партнерами вуза, которые готовы чуть больше рассказать про свою компанию, возможно, про какие-то тонкости, которые так или иначе могут пригодиться в карьере. Обычно эти мероприятия проходят по вечерам. Важно налаживать связи с сообществом, с людьми, которые смогут как-то помочь в профессиональном плане. 

 

Насколько удобно, на ваш взгляд, организован учебный процесс?

Александр: Сначала я думал, что будет сложно, но я не помню, чтобы у нас был хотя бы один такой случай, когда пары были бы с утра до вечера несколько дней подряд. Всегда между такими днями есть выходные. За это время можно сделать домашние задания или просто выспаться. Мне кажется, что с этим здесь все нормально.

Ольга: У нас есть дни, например, суббота, когда с 10 утра до 9 вечера сидишь на кампусе и слушаешь без перерыва лекции и семинары. Но для меня важно, чтобы между парами не было окна в несколько часов, т.к. это действительно неудобно. И здесь такого нет. В РЭШ стараются организовать учебный процесс так, чтобы ты не сидел без дела. Если получается небольшое окно, в это время можно подготовиться к следующим парам или сделать домашку. 

Мне нравится, что расписание можно посмотреть в Гугл-календаре. Я, как его активный пользователь, очень этим довольна. И, кстати, на учебу я езжу на шаттле, расписание которых очень подходит к моим парам. Если занятие заканчивается чуть позже, то, чтобы ты не опоздал на шаттл, время его отъезда стараются сдвинуть. Просто восхитительно, обожаю это!

 

Остается ли у вас время на себя, на какие-то развлечения? 

Ольга: Я совмещаю учебу с работой. Вот если бы у меня не было работы, то времени бы на все хватало. А так, довольно проблематично с кем-то встретиться. Но мне кажется, это какая-то временная история, некая инвестиция в будущее. Понятно, что все испытания когда-то закончатся и можно будет спокойно отдыхать с ощущением, что ты достиг своей цели. 

 

Это очень интересный для многих вопрос. Можно ли совмещать обучение и работу? 

Ольга: Могу сказать, что, если бы мой рабочий график не был гибким, то я не смогла бы совмещать. Я работаю в IT-компании Red Mad Robot, которая занимается разработкой приложений, на должности менеджера по финансам уже больше двух лет.  Мой график не имеет четких временных рамок. Я могу поработать и в пять утра, и в час ночи. Поэтому мне не так проблематично совмещать. Конечно, уровень стресса часто повышается, когда все наваливается, но в целом это довольно реально. 

Мне кажется, для студента очень важно найти работу, где будет контакт с руководителем, а корпоративная культура позволяет уходить с рабочего места, чтобы посетить пары. И я знаю, что многие ребята у нас на MAF работают.

 

Как организован студенческий досуг в РЭШ?

Александр: В РЭШ люди играют в «Что? Где? Когда?». Есть спортзал, я как раз вчера зашел туда. Там приятно, отличная атмосфера. Есть возможность поиграть в настольный теннис. Правда я боюсь поражений и поэтому не играю в него. Но те, кто играют, говорят, что это хороший способ провести время и получить эмоциональный разряд после долгого дня. Ну и конечно же есть PlayStation, которая стоит в комнате отдыха студентов, это здорово.

Ольга: Я не особо задействована в каких-то активностях, потому что у меня есть работа. Я была только на NES Welcome Day. Это, кстати, очень классное мероприятие, где можно со всеми познакомиться, не только с одногруппниками, но и со студентами других программ. Еще я участвовала в активности студентов факультета MAF. Они организовывали Reunion, где собирались студенты прошлых лет и нынешние. Это было очень классно.

Вообще, в первую очередь я отношусь к таким мероприятиям, как к способу сближения с одногруппниками, и всегда стараюсь поддерживать какие-то неформальные затеи, если большинство моих знакомых участвует.

 

Порекомендуете ли вы поступать в РЭШ и почему?

Александр: Однозначно да. Здесь вы почувствуете себя живым, почувствуете себя Сизифом, который затолкал этот камень на вершину. Вы также будете очень удовлетворены сообществом РЭШ, ведь это тоже крайне важно.

Ольга: Я рекомендую поступать сюда тем, кто готов тратить много времени на учебу. Если человек думает, что единственная его цель во время обучения ‒ это просто закрыть сессию, то здесь это не работает. РЭШ ‒ место, куда надо прийти нацеленным на то, чтобы по-настоящему учиться. Я советую идти сюда самым мотивированным и уверенным в своём выборе.

 

Если вы хотите больше узнать об обучении в магистратуре РЭШ, пообщаться со студентами, выпускниками и профессорами лично, регистрируйтесь и приходите на День открытых дверей РЭШ!

Узнать больше о возможностях поступления вы можете здесь

Также сообщаем вам, что открыта регистрация на курсы для поступающих в магистратуру РЭШ: вы можете пройти подготовку по математике или английскому или выбрать комплексную программу. Курсы стартуют уже в начале января 2024 года, количество мест ограничено!

 

1891 человек прочитали эту новость, 13 отметили, что она им понравилась. А вам интересна эта новость?