• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Внутри менторской программы РЭШ. Часть 1


Менторская программа РЭШ – волонтерский проект, в рамках которого студенты и выпускники общаются и обмениваются опытом. Как этот проект зарождался в РЭШ? В чем его value для студентов, выпускников и Школы в целом? Как стать менти или ментором? На эти и другие вопросы в материале ответили координаторы проекта, выпускники программы MAF.

Дарья Волосова (MAF’18): как все начиналось

Я поступила в РЭШ на программу MAF в 2016 году. Сначала было не до студенческих активностей: я осваивалась в новой для себя области знаний после новосибирского мехмата, оперативно закрывала пробелы в английском, который во время бакалавриата мы почти не изучали. А на втором курсе появилось время, чтобы не только развиваться самой, но и развивать Школу.

На тот момент менторская программа существовала только номинально, не было выстроенной системы. Например, я сама приходила с карьерными вопросами в Центр развития карьеры и лидерства и там просила: «Посоветуйте, кто может проконсультировать вот в этой области». Мне давали контакты выпускника, и я сама с ним связывалась.

Вопросов действительно было много. В какой-то момент я поняла, что скоро я стану магистром, передо мной открывается сотня дорог, и делать выбор очень страшно. Ведь это очень ответственно: после окончания университета время очень важно, каждый год, месяц простоя – это потенциальные потери в зарплате или позициях через десять лет. Поэтому так ценно вовремя пообщаться со старшим товарищем, который уже прошел этот путь. Во-первых, он расскажет обо всех подводных камнях без купюр, даст информацию, о которой молчат на общих карьерных встречах. А во-вторых, взглянув на него, понимаешь, что он – тоже живой человек, он точно так же начинал с РЭШ, а уже добился таких высот. Это дает уверенность и поддержку.

Я поговорила с одногруппниками, оказалось, что такой запрос есть не только у меня. Так началась история возрождения менторской программы РЭШ.

Пробы, ошибки, организация

Одной такое провернуть было бы сложно, вместе со мной все организовывали Екатерина Шадрина (MAF’19) и Ирина Нирова (MAF’19). Личных историй участия в подобных программах у нас не было, поэтому мы вдохновлялись опытом ведущих европейских университетов.

Много времени ушло на то, чтобы продумать систему: как образовывать пары, как искать менторов (наставников) и менти (студентов, с которыми они работают), как организовать их взаимодействие. В первую волну мы просто быстро собрали сайт, создали почту [email protected] и рассылали выпускникам приглашения поучаствовать в программе в качестве менторов. Откликнулись 30 человек, что очень неплохо для старта.

Затем формировали базу менторов – по несколько раз возвращались к ним с уточняющими вопросами. Собрав их портфолио, начали собирать заявки от менти. Сначала мы мэтчили пары сами – сопоставляли запросы и экспертную область менторов. Позже от этой идеи отказались.

Методом проб и ошибок мы пришли к схеме, которая действует и сейчас. Менти отправляют заявку на участие. В ней они говорят о своем бэкграунде, образовании и о своей мотивации, что они хотят получить от программы. После того, как заявку приняли кураторы, менти открывается доступ к базе менторов. Там хранятся портфолио каждого наставника, описан их опыт, перечислены запросы, с которыми они могут помочь. Менти выбирает ментора и пишет кураторам, с каким вопросом он хотел бы пойти на консультацию, прикладывает CV. Мы отправляем этот пакет документов наставнику. Если он готов к общению, кураторы передают контакты ментора и менти друг другу и начинается их работа.

Что такое менторство

За время работы мы поняли, что не все понимают, что такое менторство. Например, некоторые студенты были уверены, что наставники найдут им работу. Конечно, бывают и такие кейсы, но цель у программы все же другая.

Я бы назвала это карьерным ориентированием – ментор делится своими знаниями, чтобы студент смог выбрать путь с максимальной реализацией своего потенциала. Один-на-один наставник делится своим опытом, опытом своих коллег. И слушает тебя, дает обратную связь, помогает структурировать мысли, понять собственные цели. Ментор как внешний консультант развивает тебя как проект. Но все же это человеческие отношения, в которых есть поддержка и вера в твой успех.

 

Глеб Володин (MAF’21): как программа живет сейчас

В должности куратора я был несколько лет. Началось все с личного опыта: для меня самого остро стоял вопрос, чем я хочу заниматься после университета, где смогу применить все знания и навыки, полученные в бакалавриате ВШЭ, а затем в магистратуре РЭШ. Как только я узнал о менторской программе, сразу понял, что она поможет лучше поставить цели и определить карьерный трек, и заполнил заявку на участие в программе в качестве менти. С ментором мы до сих пор, уже вне программы, периодически созваниваемся и обсуждаем цели и достижения. Участие в программе дало мне такой заряд мотивации, так много эмоций и энергии! Захотелось сделать все, чтобы о программе узнали как можно больше людей. Так я стал куратором.

Сейчас основной стрим работы – операционный. Мы обрабатываем новые заявки от студентов, добавляем портфолио новых наставников в базу. А еще теперь мы организуем мероприятия – это одно из новых направлений, которое появилось на программе в 2019 году.

Мероприятия – это встречи менторов и менти офлайн. На них можно познакомиться сразу со многими менторами, послушать их рассказы о себе и своем опыте, задать интересующие вопросы. Так решается сразу несколько задач: это и возможность рассказать о программе большему количеству людей, и снять опасения и страхи у тех, кто еще только думает об участии. И это же способ нетворкинга – заводят новые знакомства и узнают что-то полезное для себя и наставники, и студенты, и организаторы.

Новые форматы и новые участники

Все больше участников выбирают для себя формат разовых встреч. Долгосрочное сотрудничество ментор-менти подходит не всем, кому-то достаточно одного разговора, чтобы задать все интересующие вопросы и понять, как развиваться дальше. Для этого существуют консультации. Менти и наставник договариваются о встрече, рассказывают друг другу о себе, своем бэкграунде, задают вопросы и решают, будут ли они продолжать сотрудничество. Иногда разовая консультация перерастает в долгосрочное взаимодействие.

Также можно отметить увеличение числа участников. С начала 2020 года более чем в два раза увеличилось количество менторов, с 40 до 90 человек. Менти тоже стало больше: от 130 человек программа выросла до 220.

Как и зачем отправлять заявку

Студенты приходят в программу и становятся менти по нескольким причинам.

  • Это инструмент для самоопределения. Здесь студент находит то, чем ему было бы интересно заниматься после окончания университета. На программе он рефлексирует, оценивает свой опыт, строит долгосрочные планы развития и делает это вместе с наставником, мотивированным ему помочь.
  • Это возможность для нетворкинга. На встречах менторской программы можно познакомиться с огромным количеством людей, вдохновиться их примером и опытом.
  • Редко, но все же иногда это становится местом, где можно найти интересный проект или вакансию. Есть кейсы, когда через программу студенты устраивались на работу.
  • Наставник может помочь подготовиться к интервью в индустрию, в которой он работает (консалтинг / инвестиционный банкинг / data science) и грамотно составить CV для конкретной позиции.

Чтобы стать менти, нужно заполнить эту анкету. Мы принимаем заявки как от тех, кто только-только стал студентом РЭШ, так и от выпускников программ любого года.

Бывает, что вчерашние менти сами становятся наставниками, так как они понимают, какую большую ценность может принести человек с опытом студентам, которые только начинают профессиональный путь. Основная мотивация менторов, которые приходят в программу, – желание помочь своему университету, поделиться чем-то и таким образом соблюсти принцип «Learn, earn and return». Также это тоже способ и познакомиться с опытными людьми из разных компаний – другими менторами, и узнать, как смотрят на многие вещи начинающие профессионалы. Чтобы стать ментором, также достаточно просто заполнить анкету.

Win-Win

До недавнего времени программу координировали три человека. После того, как она «перезапустилась» в 2018, а затем из РЭШ выпустились Даша Волосова, Катя Шадрина и Ирина Нирова, от них руководство программой приняла Елена Парфенюк (MAF’20). Фактически год она координировала всю работу самостоятельно. Затем к программе присоединились мы с Сергеем Зайцевым (MAF’21). Буквально пару недель назад закончился найм новых координаторов: теперь программу поведут вперед Данил Спиридонов (MAE’23), Андрей Яценко (MAF’22) и Шуана Пербудагова (MAE’22).

В планах – новый отдельный сайт менторской программы с личными кабинетами, в которых будет отображена вся история участия, новые мероприятия и другие интересные инициативы. 

Каждый, кто тем или иным образом участвует в программе, будь то организационная помощь, посещение встреч, взаимодействие с ментором или менти, – в итоге развивает Школу. Потому что менторская программа это точка, в которой ярче всего видно силу комьюнити РЭШ. Здесь каждый готов безвозмездно делиться опытом и знаниями, чтобы молодые таланты полностью реализовывали свой потенциал, а матерые профессионалы могли взглянуть на себя и свою работу с позиций нового поколения.

Прочитать истории менторов и менти можно во второй части материала.

 

2253 человек прочитали эту новость, 9 отметили, что она им понравилась. А вам интересна эта новость?