Как и многие другие выпускники программы «Экономика и анализ данных» (ЭАД), Тимур Мударисов совмещал обучение в РЭШ с обучением в математическом специалитете. Это позволило ему выйти на рынок труда более подготовленным и востребованным специалистом. Сейчас Тимур работает над проектом на стыке финансов и искусственного интеллекта с одним из хедж-фондов Швейцарии и занимается исследованиями на программе PhD Университета Люксембурга. Мы поговорили с ним и попросили рассказать о том, как полученное в РЭШ образование помогло ему в карьерном самоопределении и профессиональном развитии, а также о том, что именно делает программу «Экономика и анализ данных» наиболее актуальной и востребованной сегодня.
Познакомиться с Тимуром и задать ему все интересующие вас вопросы вы сможете уже 10 ноября на Дне открытых дверей магистратуры и дневных мастерских программ РЭШ.
Почему в свое время ты выбрал программу «Экономика и анализ данных»?
Я учился на механико-математическом факультете МГУ им. М.В. Ломоносова и углубленно изучал математику, когда в какой-то момент мне захотелось заняться чем-то более практическим. Наиболее очевидным выбором были программирование и экономика, однако, учитывая специфику кафедры теории вероятностей, а точнее моей группы, я начал искать такое место, где можно получить качественные знания в области финансов. В России таких мест немного. Мой одногруппник Руслан Мирмоминов, который поступил на первый поток Совместной программы «Экономика и анализ данных» РЭШ и ШАД, мотивировал меня поступить именно на нее.
Не секрет, что на программе довольно высокая нагрузка. Сложно ли было совмещать обучение на ЭАД с обучением в МГУ?
Мне было очень непросто, поскольку вдобавок к обучению сразу на двух программах первые полгода я работал стажером в WorldQuant. Это была моя первая работа. Я был количественным аналитиком (квантом), очень мало спал и, отработав свое, решил, что пока буду учиться и заниматься дипломом.
Дальше стало полегче. Совмещать МГУ и РЭШ было вполне комфортно. Мне в некотором смысле повезло, потому что начался ковид и не надо было присутствовать на занятиях очно. Все можно было слушать онлайн, и это было удобно. Поэтому я сидел дома и просто учился — не откладывал домашки на «потом», поэтому проблем не было.
На программе были очень крутые преподаватели, некоторые из них с мехмата, и они мне очень запомнились. Ребята тоже были толковые, в том смысле, что они точно знали, чем хотят заниматься, не ленились и работали, работали, работали. Когда тебя окружают такие люди, это создает крутую мотивацию делать то же самое. Я думаю, это один из главных плюсов программы «Экономика и анализ данных» — усердно трудящееся сообщество.
Кроме того, в программе каждого предмета есть оцениваемые домашние задания. Это мотивирует заниматься больше, чтобы не оказаться в нижней части рейтинга. Например, у нас были очень крутые пары по английскому языку. Для меня английский — это язык, который знать необходимо, но я не думал, что на программе его будет так много. Когда мы приходили на пары, сразу становилось ясно, кто делал домашние задания, а кто — нет. Нежелание опростоволоситься заставляло делать больше и готовиться лучше.
Твое обучение на программе совпало с карантином из-за ковида. Скажи, пожалуйста, как складывались отношения с одногруппниками?
Помимо встреч на онлайн-занятиях, мы переписывались в специальном ТГ-чате программы. А уже после снятия карантина вместе ходили на волейбол, пересекались с ребятами с программы «Магистр экономики» и т.д. Кроме того, на ЭАД я учился вместе с моим одногруппником по МГУ Витей Антиповым. С ним мы очень тесно общались.
Ты говорил, что уже имел опыт работы квантом. А повлияло ли обучение на программе «Экономика и анализ данных» на выбор дальнейшего пути развития?
Конечно, повлияло. Во время обучения у нас были обязательные общие курсы, которые совпадали с курсами программы «Магистр экономики», а также были курсы по выбору. Я брал в основном финансовые курсы, потому что планировал когда-нибудь связать свою жизнь с профессией кванта (квант – quantitative analyst или количественный аналитик в трейдинге). На этих разнообразных и интересных курсах я почерпнул для себя много новых и полезных знаний. Математика может рассказать что-то очень глубоко, но если ты не будешь понимать, что сверху, то, к сожалению, в жизни не пробьешься.
Расскажи, как развивалась твоя карьера после окончания программы?
В июле 2022 года я окончил все программы и начал искать работу. Я подался в несколько мест и прошел отбор в Сбер и в Райффайзенбанк. Сбер более требователен к сотрудникам в плане формата работы — ты должен каждый день находиться в офисе. Я так не мог.
В Райффайзенбанке было много людей из РЭШ, например, Костя Крайнев (MAE’2020), который преподавал у нас на программе, поэтому мы очень быстро нашли общий язык. Я занимал позицию количественного аналитика. Это такая эконометрическая позиция. У нас были бизнес-задачи, и я должен был проводить анализ данных и общий экономический анализ, а также делать некоторые прогнозы. Со временем мне начали добавлять другие, более специфические задачи, например, калибровка моделей и тому подобное. Но так как у меня был серьезный бэкграунд, для меня выполнение таких задач не составляло труда.
В целом работа мне нравилась, но в какой-то момент я заскучал. Тогда у меня появилась идея пойти в аспирантуру. Я начал искать подходящий вуз и поступил в Университет Люксембурга. Сейчас я учусь на PhD и занимаюсь исследованиями. Через два года планирую защитить докторскую.
Я знаю, что помимо учебы ты сейчас занимаешься каким-то интересным проектом на стыке финансов и искусственного интеллекта. Не мог бы ты рассказать об этом?
Когда я искал работу, я наткнулся на вакансию, буквально каждый пункт которой идеально соответствовал моим запросам, и я решил откликнуться. Оказалось, что данным проектом занимается команда русских ребят, окончивших МГУ. Мы очень быстро нашли общий язык и поняли, что идеально подходим друг другу.
К сожалению, я не могу рассказывать об этом проекте подробно. Могу лишь сообщить, что есть некий хедж-фонд в Швейцарии, для которого я выполняю некоторые работы. Основная моя задача — это прогнозирование рынка в долгосрочной перспективе.
Как ты считаешь, полученное в РЭШ образование помогает тебе развиваться в профессии?
Сто процентов помогает. У РЭШ очень большое сообщество, к которому ты всегда можешь обратиться. Входящие в него ребята очень крутые и занимают высокие должности. У них большой опыт работы и они могут, например, что-то подсказать. В этом плане РЭШ очень сильно помогает. Кроме того, РЭШ дает хорошие профессиональные навыки и позволяет корректировать свой образовательный трек в зависимости от собственных интересов — всегда можно взять какие-то очень полезные с точки зрения профессии курсы. С полученным в РЭШ образованием точно будет легче развиваться в банковской сфере, фондах и т.д. С точки зрения экономики и финансов здесь каждый точно сможет почерпнуть что-то важное для себя и своей профессии.
Назови навыки, которые, на твой взгляд, играют наибольшую роль для карьерного роста.
Думаю, такими навыкам являются тайм-менеджмент и разумное трудолюбие. То есть ты должен много чего делать, тогда и результат не заставит себя ждать. Обычно задачи ставятся такие, которые с разбегу не возьмешь. Поэтому надо уметь разбивать их на подзадачи и планомерно выполнять. В РЭШ этому хорошо обучают — когда у тебя постоянно много домашних заданий, ты учишься эффективно распределять свое время, чтобы все успеть.
Расскажи о своем обучении на PhD.
В Университете Люксембурга действует балльная система, а самого обучения как такового здесь немного. За три года я должен набрать определенное количество баллов по каждому курсу. Однако я могу сделать это в любой удобный для себя момент. Поэтому обучение здесь значительно проще, чем в РЭШ. Большую часть времени я занимаюсь исследовательской деятельностью и работой над собственными статьями (пытаюсь эти статьи применить к задаче, которая уже имеется). Как раз скоро будет опубликовано мое первое исследование.
Это очень интересно, надеюсь, ты поделишься им с нами. Как тебе удается совмещать работу и обучение на PhD? Остается ли время на что-то еще?
Работа над проектом отнимает примерно два полных дня в неделю. Потом я рассказываю коллегам о своих наработках. Они их критикуют — русские ребята любят покритиковать — и я иду работать над улучшениями. Так мы каждый раз обсуждаем что-то новое.
Также я помогаю с проверкой домашних заданий нынешних студентов в ШАДе. Я закончил курс по байесовским методам машинного обучения. Мне он понравился, и потом в какой-то момент мне предложили проверять домашние работы. Я согласился и занимаюсь этим уже два года. Раз в семестр, когда выходит домашка, я за выходные ее проверяю. Я жесткий критик. Если студент пропустил срок сдачи или списал домашку, я легко ее обнуляю. Потому что надо понимать, что так делать нехорошо. Это как отвлечение — вспоминаю молодость.
Также у меня две собаки, я хожу в тренажерный зал, а в свободное время много читаю. Если у меня появляется какая-то идея, я быстро контактирую с людьми, которые могут оценить, насколько она хороша.
Что бы ты посоветовал тем, кто сейчас размышляет над поступлением на программу «Экономика и анализ данных»?
У Совместной программы РЭШ и ШАД есть очевидные преимущества. Во-первых, РЭШ — это лучшее место с точки зрения изучения экономики и финансов, а ШАД — лучшее место в России с точки зрения изучения анализа данных, машинного обучения и тому подобного. Поэтому, если ты понимаешь, что хочешь улучшить свои навыки в этих областях, то определенно стоит поступать именно сюда. Во-вторых, программу оканчивают очень умные люди. Ты сможешь многому научиться и у них. Единственное, что я хотел бы подчеркнуть, — выбирая ЭАД, необходимо быть готовым много учиться. Два года придется работать, работать и работать. Если это тебе не по душе, то надо хорошо подумать, сможешь ли ты выдержать такой темп.
Если вы выбираете подходящую магистерскую программу, приходите на День открытых дверей магистратуры РЭШ, где вы сможете пообщаться со студентами и выпускниками лично, а также подписывайтесь на новостную рассылку, чтобы не пропустить важные новости приемной кампании.