• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

«Не нужно сомневаться, нужно поступать в Совместный бакалавриат ВШЭ и РЭШ», — Татьяна Павлова, BAE’2024, ведущий эксперт в Счетной палате РФ


Традиционно часть выпускников Совместной программы ВШЭ и РЭШ выбирают карьеру в государственном секторе. Так поступила и Татьяна Павлова — выпускница 2024 года. Сегодня Татьяна — ведущий эксперт по количественным методам в Департаменте исследований методологии Счётной палаты Российской Федерации. Она отмечает, что РЭШ дала ей все необходимые для развития в данной области знания и навыки. Мы попросили ее рассказать, каким было ее обучение на Совбаке, как оно повлияло на выбор карьерного пути и что бы она посоветовала тем, кто сейчас выбирает подходящий вуз и программу.

Если вы хотите узнать больше об уникальной программе двух вузов-лидеров экономического образования в России, приходите на весенний День открытых дверей Совместного бакалавриата ВШЭ и РЭШ. Предрегистрация уже открыта.

Расскажи, как ты узнала о Совместной программе и почему выбрала именно ее?

В 10-м классе я готовилась к ЕГЭ и планировала поступать на экономический факультет Высшей школы экономики. В это же время во Владивостоке, где я жила, в Дальневосточном федеральном университете открылась совместная программа с ВШЭ, на которой преподавали профессора высокого уровня, в том числе и из РЭШ. Мне удалось попасть на некоторые из их лекций. Так я узнала о существовании такого прекрасного университета, как Российская экономическая школа, и о программе Совместного бакалавриата ВШЭ и РЭШ. Уже после окончания 10-го класса мне удалось попасть в Летнюю экономическую школу. Многие из ребят, которые там преподавали и ассистировали, учились на Совбаке. Общаясь с ними, я еще больше заинтересовалась РЭШ: начала слушать подкасты и смотреть лекции профессоров на YouTube-канале Школы. Они мне очень понравились. Я поняла, что в РЭШ работают настоящие профессионалы, и мне очень захотелось у них поучиться. Также я узнала, что поступить на бюджет можно, победив во Всероссийской олимпиаде школьников. За два года я подготовилась, получила призовое место и поступила на Совбак.  

Насчет альтернатив я даже не думала — настолько велико было мое желание попасть именно на эту программу.

Каким было твое обучение на программе? 

Обучение было очень насыщенным. Первый курс оказался для меня очень сложным — это совершенно другой ритм учебы, и нужно было к этому привыкнуть. И здесь я бы хотела сказать большое спасибо моим преподавателям и однокурсникам. Они все всегда были открыты к диалогу — можно было попросить о встрече или созвониться, чтобы обсудить все непонятные темы. Мне кажется, в этом и есть одна из основных особенностей РЭШ — здесь ты ощущаешь себя частью большой и дружной семьи, в которой ты всегда можешь найти поддержку. 

Какие курсы запомнились тебе больше всего и больше всего востребованы в твоей профессиональной деятельности? 

Мне очень понравилась Макроэкономика-1. Этот предмет был мне интересен ещё в школе, когда я готовилась к Олимпиаде. На Совбаке курс начался не с базовых основ. Мы  пошли немного дальше —  разбирали современные исследования и наиболее современные подходы к макроэкономике. Преподаватель часто рекомендовал какую-то дополнительную литературу и всегда был открыт к диалогу, если возникали вопросы. В любой момент к нему можно было подойти и обсудить что-то. Это было очень интересно. Я достаточно хорошо окончила курс и потом даже работала грейдером (прим. ассистент преподавателя, который занимается проверкой и оцениванием работ студентов) по нему.

Для моей текущей работы наиболее полезным оказался курс по микроэконометрике.  На нем мы проходили квазиэкспериментальные методы, которые помогают наиболее точно выявлять причинно-следственные связи. Для его освоения была необходима база: знания в математическом анализе, теории вероятностей, математической статистике и эконометрике.

Как ты поняла, в какой сфере хочешь работать? Какую роль в карьерном самоопределении и последующем трудоустройстве сыграли РЭШ и Совместная программа? 

Я часто ходила на встречи, которые организовывал Центр карьеры. Особенно мне нравились мероприятия, которые помогали развивать «мягкие» навыки. На них нас готовили к прохождению интервью, учили правильно составлять резюме. Также ЦРКЛ (прим. Центр развития карьеры и лидерства) предоставлял возможность пройти тренировочное собеседование с теми, кто уже работал в индустрии. Это был отличный способ узнать о своих ошибках и получить рекомендации относительно того, как лучше себя представлять. Еще у студентов была возможность включить свое резюме в CV-book (ежегодный электронный сборник резюме студентов и выпускников РЭШ), который рассылается в различные компании. Я такой опцией не воспользовалась, но, мне кажется, это очень здорово, что Школа помогает студентам устраиваться на работу таким образом.

Мне всегда нравилось заниматься исследованиями. Я занималась ими на протяжении четырех лет обучения на программе. А в трудоустройстве мне очень помог мой научный руководитель — Евгений Яковлев. У меня была достаточно прикладная тема дипломной работы — влияние медицинской инфраструктуры на смертность. Однажды мы с ним обсуждали, что это очень похоже на оценку госпрограмм, и он подсказал, где я смогу применить мои навыки наилучшим образом.

Расскажи о своем пути в профессии 

Первым местом работы для меня стал Центральный банк. На третьем курсе я проходила там стажировку. Мне очень понравилось, но ЦБ ориентирован на сферу макроэкономики, а мне хотелось применять методы эконометрики и узнавать что-то новое в различных областях. 

Сейчас я работаю ведущим экспертом по количественным методам в Департаменте исследований методологии Счётной палаты Российской Федерации. В мои обязанности входит оценка эффективности государственных программ и выявление причинно-следственной связи —  как и на что повлиял тот или иной проект. Это очень интересно, во-первых, потому что здесь я могу применять свои знания по эконометрике, а во-вторых, потому что эта работа заставляет нестандартно думать и предлагать нестандартные решения. Если применять обычные методы эконометрики, мы можем столкнуться с проблемами обратной причинности или ложных связей. Чтобы бороться с этим явлением, необходимо придумывать, какой квазиэкспериментальный метод лучше применить в той или иной ситуации. Более того, исследования ведутся в разных областях, что позволяет переключаться и постоянно узнавать что-то новое. 

Еще мне очень нравится коллектив. В нашем департаменте достаточно много выпускников РЭШ и МГУ. Мы всегда обсуждаем подходы, которые будем использовать, учимся чему-то новому вместе, и, мне кажется, это очень полезно для нашего будущего.

Помимо эконометрики, какие ещё знания, методы и навыки, полученные на Совбаке, ты используешь в работе? 

Самый главный навык, который дает Совбак, — это умение нестандартно мыслить и придумывать что-то новое. Кроме того, после получения диплома появляется уверенность в том, что если ты смог успешно окончить программу, то ты сможешь все, и можно подходить к любой задаче, не боясь. 

Если говорить о прикладных навыках, то недавно мне очень сильно пригодился курс Герхарда Тевса, связанный с экономикой окружающей среды. Один из подходов, который мы обсуждали на лекциях, на мой взгляд, очень хорошо вписывался в то, чем мы занимались. Я даже выходила на связь с Герхардом. Он откликнулся и скинул мне несколько учебников, чтобы я смогла углубить свои знания в этой сфере. 

На самом деле, мне кажется, что любые курсы, связанные с экономикой, расширяют кругозор и помогают лучше понимать любые экономические процессы. Эконометрика — это просто инструмент. Чтобы его применять, необходимо понимать, как работают процессы в данной сфере. Мы заранее должны прогнозировать, например, знак влияния одной переменной на другую. Для этого нужен широкий кругозор, умение делать выводы и строить прогнозы.  

Если же говорить о мягких навыках, то на курсах у нас было достаточно большое количество выступлений. На лекциях в группах было не очень много народу, и преподаватели всегда старались предоставить возможность выступить каждому студенту.  Конечно, это всё было по желанию, но на одних курсах это поощрялось дополнительными баллами, а на других преподаватель просто мотивировал больше отвечать. Это очень хорошо помогает преодолеть стеснение и в дальнейшем не бояться предлагать новые идеи. Также в РЭШ иногда бывают очень сложные задания, которые можно обсуждать в группах. Это очень здорово развивает навыки работы в команде. 

Скажи, пожалуйста, а какой у тебя сейчас уровень нагрузки? Как ты считаешь, какие навыки и умения помогают молодым специалистам расти в профессии? 

У меня нормированный график с 9 до 6. И в целом мой руководитель против переработок. Мне кажется, что уровень моей загруженности в рабочее время примерно такой же, как и был в РЭШ. А если смотреть по часам, то он даже стал немного меньше, потому что в РЭШ мы учились и днем, и ночью.

Чтобы расти, нужно постоянно изучать что-то новое, применять новые методы. Мы даже устраиваем на работе семинары на эти темы. Например, если я применила какой-то новый подход в работе, я могу организовать семинар и рассказать всем об этом. Например, недавно я проводила такой семинар на тему синтетического Diff & Diff (Synthetic Difference-in-Differences — метод проверки гипотез при помощи сравнения значений метрики  с использованием весов для создания условия параллельности трендов контрольной и тритмент-групп в разные периоды времени до внедрения изменений в тритмент-группу и после), который придумал и первый раз использовал выпускник РЭШ Дмитрий Архангельский в 2021 году. 

Мне кажется, для развития в профессии нужно не стоять на месте, быть открытым к новым знаниям, стараться их получать, изучать и обсуждать со своим коллективом. 

Что бы ты посоветовала тем, кто сейчас выбирает вуз и программу? 

Не нужно сомневаться, нужно поступать в Совместный бакалавриат ВШЭ и РЭШ. Помимо профессоров-профессионалов, самое главное преимущество Совбака — это, конечно, сообщество. Даже мое участие в этом интервью тому подтверждение. Еще очень здорово, что после выпуска мы все заполняли заявку, в которой писали о своих навыках и о том, где мы работаем. Мы всегда можем обратиться к этой базе при необходимости. Это очень здорово и удобно. Также я хотела бы сказать, что профессора подходят к обучению со всей душой. Кроме того, на курсе всегда не очень много людей, поэтому профессор может обратить внимание на каждого. А если что-то непонятно, всегда можно это обсудить. 

Хочу отметить и работу учебного офиса. Его сотрудники были с нами на связи 24 часа в сутки ежедневно. К ним также можно было обратиться с любым вопросом. 

В РЭШ вы никогда не останетесь без поддержки и получите отличные знания в сфере экономики, математики и других наук. У нас много курсов по выбору и здесь каждый сможет найти что-то интересное, полезное и нужное для себя. РЭШ также поможет устроиться на работу и развиваться дальше. 

Я от всей души желаю абитуриентам поступать в Российскую экономическую школу.

Продолжи фразу РЭШ — это

Многие говорят, что РЭШ — это люди. Наверное, я с этим согласна, но для меня РЭШ — это и люди, и знания, и друзья, и семья. Я бы сказала, что РЭШ — это целая вселенная, в которую точно стоит окунуться!

796 человек прочитали эту новость, 4 отметили, что она им понравилась. А вам интересна эта новость?