• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Наталья Волчкова: «Если ничего не делать, то гендерное равенство в экономике будет достигнуто только через 260 лет»


Профессор РЭШ Наталья Волчкова 18 ноября выступила с лекцией на тему «Как гендерное неравенство влияет на экономику?». Сейчас гендерные разрывы имеют место во всех странах мира и касаются участия в рынке труда и политике, уровней зарплаты, доступа к управлению компаниями и предпринимательству, а также других областей. Сегодня нет ни одного государства, которое бы полностью решило эту проблему. По данным Международной организации труда, женщины составляют 49,6% мирового населения, но их вклад в мировой ВВП – 37%. 

Наталья Волчкова выделила четыре основные причины этой ситуации:

  1. Доля женщин на глобальном рынке труда составляет лишь 40%. 
  2. Женщины чаще работают неполный день. В среднем количество их рабочих часов равно 80 процентам от совокупного времени работы мужчин. Хотя в ряде регионов – Западной и Восточной Европе и Восточной и Юго-Восточной Азии – продолжительность рабочего дня примерно одинакова у обеих групп.
  3. Женщины непропорционально чаще заняты в менее производительных секторах экономики: образовании, здравоохранении, сельском хозяйстве и сфере услуг. Это актуально для всех регионов мира. 
  4. В среднем в глобальной экономике женщины выполняют 75% неоплачиваемой работы. Это домашнее хозяйство, уход за детьми и пожилыми людьми и др. Если оценить эту деятельность с помощью показателя минимальной оплаты труда, то она будет равна примерно 13% мирового ВВП. 

Аналитическое агентство МcKinsey Global Institute, провело исследование в 96 странах мира, где проживает 93% мирового населения, и сформулировало три возможных сценария в области гендерного неравенства на рынке труда. Согласно полученным данным, полное устранение гендерных разрывов позволило бы к 2025 году увеличить глобальный ВВП на 26%, что эквивалентно 28 трлн долларов. При этом даже частичное сокращение экономического неравенства между мужчинами и женщинами привело бы к росту ВВП на 11%. Аналитики подчеркнули, что, если никакие меры по нивелированию гендерных разрывов приниматься не будут, гендерное равенство в экономике будет возможно только через 260 лет. 

Наталья Волчкова рассказала, что во всех странах мира женщины в среднем зарабатывают меньше, чем мужчины. Она отметила ряд факторов, приводящих к неравной оплате труда, а также другим видам дискриминации женщин в трудовых отношениях. 

Одним из важнейших источников различий в доходе является так называемое «наказание за материнство». После рождения ребенка или детей женщинам требуется гибкий рабочий график или частичная занятость. Это приводит к существенному уменьшению зарплаты. Однако разрыв в уровнях компенсации сохраняется и после возвращения женщин к обычному режиму работы. По данным исследования Institute for Fiscal Studies (2017), к моменту 20-летия первого ребенка матери зарабатывают в час почти на 30% меньше, чем отцы с таким же уровнем образования. Кроме того, мужчины часто имеют более продолжительный профессиональный опыт, так как в среднем больше времени  находятся на рынке труда. Зачастую они также получают лучшее по сравнению с женщинами образование. Кроме того, имеется гендерный разрыв в профессиях и занимаемых должностях. Например, по данным McKinsey GRI за 2017 год, в странах G20 доля женщин в советах директоров составляла только 17%, и только 12% из них работали в исполнительных комитетах компаний. Серьезным фактором, определяющим неравенство в доходах, является также и то, что женщины чаще заняты в менее производительных отраслях экономики – образовании, сфере услуг и др. Зарплаты там нередко ниже, чем в более рентабельных секторах. 

Кроме социально-экономических предпосылок имеют место и факты прямой дискриминации на рынке труда. Например, работодатель может иметь предубеждения в отношении женщин и платить им меньше, чем мужчинам, несмотря на одинаковые квалификацию и позицию. При этом ряд исследований (Becker, 1957; Ashenfelter and Hannan, 1986; Black and Strahan, 2001) показывает, что компании, имеющие дискриминирующие женщин практики, хуже выживают в условиях конкуренции. Нередко трудовые права женщин нарушаются и по «статистическим» причинам. Работодатели исходят из того, что в среднем женщины остаются на фирме на более короткий срок, чем мужчины. Учитывая это, они назначают меньшую зарплату. Та же логика релевантна и в ситуации обучения персонала – компании могут считать обучение женщин менее выгодным, так как они быстро уволятся, и стремятся компенсировать свои расходы, сокращая уровень оплаты труда.

Профессор подчеркнула, что снижение гендерных разрывов выгодно для глобальной экономики. Для этого необходимы усилия и общества, и бизнеса, и государства. Представители социальных институтов и компаний могут вести работу по информированию людей и устранению устаревших социальных норм и стереотипов, также требуется соответствующая законодательная поддержка.

Наталья Волчкова рассказала, что в России снижение гендерного разрыва могло бы обеспечить приход на рынок труда 3 млн человек к 2025 году и компенсировать негативную демографическую динамику.

Презентация

3642 человек прочитали эту новость, 11 отметили, что она им понравилась. А вам интересна эта новость?