Ольга Крылова — не обычная студентка. Несмотря на полное отсутствие зрения она твердо и уверенно шла к своей цели — поступила и успешно окончила Совместный бакалавриат ВШЭ и РЭШ. Сегодня она поделилась с нами своими впечатлениями от учебы, рассказала, какую роль в ее жизни сыграло сообщество РЭШ, о том, как ездила по обмену в Америку, и о том, чем планирует заниматься дальше.
– Почему ты выбрала Совбак?
– Изначально я планировала поступать в Высшую школу экономики на программу «Фундаментальная и компьютерная лингвистика». Это математизированная дисциплина о том, как научить компьютер понимать человеческий язык, делать перевод и пр. Это был мой чёткий план, и я его придерживалась. Летом после 10-го класса я поехала в Летнюю лингвистическую школу, где попала на гостевую лекцию по теории игр профессора ВШЭ Данила Фёдоровых, на которой присутствовал и профессор РЭШ Андрей Бремзен. После лекции я подошла к Андрею, чтобы задать несколько вопросов. Так я узнала о Совместном бакалавриате и олимпиадах по экономике, позволяющих туда поступить. Мне кажется, мы проговорили целый час. Андрей обладал особым искусством увлекать людей и очень интересно рассказывать. Уже после поступления на протяжении всего первого курса я ходила на его лекции, и всегда это было очень захватывающе. Кто-то из моих однокурсников написал в выпускном альбоме, что больше всего ему запомнились советские талоны на водку, которые Андрей Бремзен показывал на лекции. Он постоянно что-то придумывал и умел зацепить внимание аудитории. К сожалению, в 2021 году Андрея Бремзена не стало.
Пообщавшись с ним, я тем же летом поехала в Летнюю экономическую школу. Это ежегодное мероприятие, в котором традиционно участвует много студентов Совместного бакалавриата ВШЭ и РЭШ. Все это вызвало мой большой интерес к программе, а хорошие баллы на ЕГЭ, полученные благодаря участию в различных олимпиадах школьников (я призер заключительного этапа Всероса по русскому и Московской традиционной олимпиады по лингвистике и дипломант «Высшей пробы» по английскому языку, что дало возможность зачесть по 100 баллов за соответствующие ЕГЭ), позволили мне поступить на платное место.
Интересный факт. На Совбаке можно брать самые разные курсы, даже те, которые напрямую не относятся к экономике. На первом курсе я ходила на «Введение в социальную антропологию», где мы решали лингвистические задачи. Так мне удалось найти лингвистику даже на экономическом факультете. Позже я была TA (teaching assistant), то есть помощником преподавателя по этому предмету.
– Расскажи об обучении на программе.
– Прежде всего я хочу выразить огромную благодарность нашему учебному офису в лице Натальи Петровой, Екатерины Антоновой и Людмилы Медведевой. Все четыре года они были рядом и всегда были готовы помочь. Огромная благодарность моим преподавателям, особенно тем, кто вел сложные математические дисциплины. Из-за отсутствия зрения, именно с математикой было сложнее всего. Там важен каждый знак и нужно видеть доску с записями, поэтому я всегда просила преподавателей зачитывать написанное вслух, если лекция проходила в аудитории, либо высылать слайды и конспекты на почту, если она была онлайн. Надо сказать, что они всегда относились к моим просьбам с очень большим пониманием. Более того, чувствовалась огромная поддержка с их стороны. Например, чтобы помочь мне, Илья Щуров стал писать очень подробные конспекты, которые легли в основу полноценного учебника. Их и сейчас можно найти на его сайте и читать главу за главой — так здорово все написано с шутками из «Звездных войн». Он очень сильно старался, и я очень благодарна ему, так как курс на самом деле был сложным.
Проблемой номер два для меня были графики. Я помню, как однажды пришла к Антону Суворову на консультацию (сейчас он ректор РЭШ, а тогда он вёл у меня микроэкономику), показала ему специальный инструмент для создания рельефных изображений, которым пользуются незрячие, и попросила нарисовать графики с предыдущей лекции. С аналогичной просьбой я обращалась к профессору по финансам, когда училась в Америке. Только этих двух профессоров я просила чертить столь нестандартным методом, и они, преодолев первое удивление, очень мне помогли.
Показательным был случай на линейной алгебре, когда мы проходили определители матриц, а точнее правило Саррюса. Чтобы ребята лучше запомнили материал, преподаватель соединял написанные на доске цифры стрелочками. В какой-то момент он понял, что нужно объяснить все это словами для меня. Немного подумав, он сказал: «Это похоже на звезду Давида… Хотя нет, почему Давида? Звезду Саррюса!». Таких случаев, было много. И для меня очень ценно, что люди так сильно ради меня старались!
– Я знаю, что РЭШ организовала для тебя должность специального помощника по учебе. Расскажи об этом.
– В РЭШ у преподавателей есть помощники, которые занимаются проверкой домашек. Как правило, мы просили кого-то из них помочь мне, и такие люди всегда находились. Мы созванивались или встречались, и они объясняли мне, например, как выглядит то, что обсуждалось на парах. Кроме того, на 1-м и 2-м курсах, когда было особенно много математических дисциплин, РЭШ наняла Елену Горелик, которая развивала инклюзию в олимпиадах для школьников и умела печатать на брайлевском принтере. Также Елена писала для меня текстовые описания графиков.
– Как складывались отношения с сокурсниками?
– Если преподавателя я могла попросить читать с доски миллион раз за семестр, то на семинарах, когда к доске выходили случайные люди и им нужно было решать задачи по новой теме, которую только сегодня рассказали на лекции, все было немного сложнее. Тем не менее ребята обычно знали о моем присутствии и либо напоминали выступающему о необходимости зачитать свой ответ, либо тот, кто сидел рядом со мной, делал это сам. На Совбаке всегда можно было попросить кого-то о помощи и быть уверенной, что тебе не откажут. Из семинаристов мне больше всего запомнился Константин Сорокин с курса «Матанализ II», который сам имел неидеальное зрение, поэтому он уделял очень много внимания тому, чтобы читать мне вслух или дополнительно пояснять что-то в конце пары.
– Расскажи, чем ты занималась помимо учебы?
– На втором курсе я работала ассистентом преподавателя и помогала проверять домашние работы студентов.
Летом после третьего курса я работала стажером в международном отделе экономического факультета ВШЭ, где писала статьи, посвященные профессорам и их карьере. Например, я брала интервью у академического руководителя Совместной программы Сергея Степанова. Это было очень интересно.
Я также участвовала в проекте, основной целью которого было сделать LMS-систему (аналог my.nes в РЭШ, где студенты сдают домашки, смотрят оценки и пр.) более удобной для людей с инвалидностью. Например, слабовидящему человеку нужны крупный шрифт и контрастные цвета, а если человек совсем не видит, то потребуется совместимость сайта со скринридером — специальной программой, которая голосом читает незрячему пользователю текст с экрана.
Недавно я прошла стажировку в «Мон’делис Русь». Это международная компания, владеющая брендами «Милка», «Орео» и «Альпенгольд». Я работала в HR-отделе: проводила опросы среди студентов ВШЭ и анализировала результаты с целью разработать стратегию по их привлечению на стажировки в следующем году.
– Удалось ли тебе поучаствовать в каких-то студенческих активностях?
– Какое-то время я состояла в студсовете РЭШ. Это было интересно, но потом я поняла, что мне нужно больше времени уделить учебе. Конечно, нагрузка на программе была большая, но и возможности повзаимодействовать друг с другом были самые разнообразные (от совместных проектов на курсах и многочисленных мероприятий Центра карьеры до ивентов общеуниверситетского масштаба).
На втором курсе я посетила NES Welcome Day. Это очень масштабное мероприятие. На тот момент у меня уже было много знакомых. Все они подходили, обнимались. Обнимашки продлевают жизнь, я считаю!
Ольга Крылова на вручении дипломов
– Я знаю, что два семестра ты провела обучаясь в Университете Южной Юты. Расскажи, пожалуйста, как это было и чем запомнилась тебе эта поездка?
– Я ездила в Америку на третьем курсе. Вышка и мой учебный офис в частности очень помогли с перезачетом американских курсов и включением их в мой диплом Совбака. Программу я нашла сама. В рамках конкурсного отбора нужно было отправить документы, предоставить рекомендации и пройти интервью. Большое спасибо профессорам, которые писали для меня рекомендательные письма и давали советы о том, что лучше сказать на собеседовании. Например, преподаватель по антропологии посоветовала мне сделать акцент на инклюзии, и это действительно помогло. Чтобы попасть на программу, я также сдала экзамен по английскому и съездила за американской визой в Армению.
Это был самый конец весеннего семестра и один из преподавателей предложил мне сдать экзамен на недельку пораньше. Но Наталья Петрова в очередной раз защитила меня и разрешила сделать это позже. Это было замечательно. Она была большой поддержкой для меня.
В Америке я занималась эконометрикой. Курс по этому предмету на Совбаке очень сложный, и я думала, что это упростит мое обучение за границей, но не тут-то было. За четыре месяца нам предложили написать исследовательскую работу (research paper). Это почти то же самое, что диплом, только в меньшем масштабе. Я не завалила этот курс, но впечатления остались на всю жизнь — было сложно, зато потом я презентовала эту работу на UCUR — конференции Юты по студенческим исследованиям. Кроме того, в осеннем семестре 2022 я попала в список декана Университета Южной Юты, то есть в 10% лучших студентов университета по GPA (среднему баллу).
Также я взяла курс по финансам. И это был второй раз, когда я ошибочно подумала, что на Совбаке сложные финансы и тут будет проще. Кстати, этот предмет вел тот самый профессор, которого я просила рисовать рельефные графики. Это был чудесный человек. Мы много общались даже на те темы, которые не связаны с экономикой.
Во время учебы я жила в американской принимающей семье. Про это есть отдельное интервью на сайте ВШЭ. Было здорово погрузиться в другую культуру. Мы вместе отмечали День благодарения, ходили на местные спортивные мероприятия. Я даже начала играть на фортепиано, потому что вся семья играла. Было очень здорово. Случались и курьезные ситуации. Например, американцы никогда не снимают уличную обувь дома, а я по привычке снимала, и меня постоянно спрашивали, почему я хожу босиком. Подобных забавных мелочей было много.
Примечательно, что в Америке я порой просила о помощи совершенно случайных людей и ни разу не получила отказа. Например, мне нужно было сдать экзамен TOEFL (международный экзамен по английскому, необходимый для поступления в магистратуру). Это можно было сделать в специальном центре в другом городе. Чтобы сориентироваться на незнакомой местности и приехать на экзамен вовремя, я написала малознакомой женщине, жившей в этом городе, и попросила ее встретить меня. На удивление она сразу согласилась. В общем, иногда мне помогали люди, от которых я совершенно этого не ждала. Такие случаи помогают мне больше доверять людям и быть более открытой.
– Ты училась в Америке около 8 месяцев. Скажи, обнаружила ли ты какие-то существенные различия в системе преподавания с тем, что было на Совбаке?
– Поскольку программа Совбака построена с учетом всех мировых достижений, а наши профессора имеют степени PhD зарубежных университетов, могу сказать, что у нее много общего с американским вузом. Например, как и на Совбаке в Америке каждый курс весит определенное количество кредитов, так же развита система, когда ты можешь выбрать интересные тебе предметы из совершенно разных областей за пределами экономики и финансов. Например, на Совбаке я брала курс по нейронаукам, а в Америке — по поп-музыке и немецкому языку. Это совсем не связано с экономикой, но большое спасибо всем, кто сделал это возможным, потому что быть разносторонним человеком сегодня очень полезно. Например, немецкий очень пригодился мне при поступлении в зарубежную магистратуру.
– А какие еще курсы ты брала на Совбаке?
– Я изучала введение в социальную антропологию, брала курсы по философии, один из которых назывался «Справедливость» и был создан по образцу аналогичного курса в Гарварде, истории, литературе, машинному обучению, анализу данных и др. Также я посещала пары по курсу «Драма и театр», которые вела Ирина Симпсон. В качестве одного из заданий студенты посещали спектакли в лучших театрах Москвы, а потом писали об этом эссе. Большое спасибо Ирине, моя жизнь стала интереснее благодаря этому курсу. Кстати, еще я очень благодарна Ирине за консультации в Центре письменной и устной коммуникации РЭШ (WCC), на которых она помогала мне писать CV для магистратуры в Германии и практиковать мой разговорный немецкий, а также давала советы по изучению этого непростого языка с высоты своего богатого опыта жизни в Германии, учебы на PhD и преподавания немецкого.
Еще раз подчеркну, что возможность изучать что-то, что выходит за рамки экономики очень ценна, потому что эти знания расширяют кругозор и пригодятся где угодно.
– Твое обучение на программе закончилось. Какие у тебя планы?
– Сейчас я планирую поступать в магистратуру в Германии, потому что я знаю язык и потому что в этой стране право на бесплатное образование есть даже у иностранных граждан.
Сама идея продолжить обучение в Германии возникла у меня после встречи с выпускником Алексеем Теселкиным (MAF’2021), организованной отделом международного сотрудничества РЭШ (конспект встречи опубликован на сайте РЭШ). Алексей рассказывал о своем поступлении и обучении в Мюнхенском техническом университете.
Сейчас я выбираю подходящий вуз и программу. Думаю, что это будет что-то прикладное, связанное с бизнесом. Например, недавно я подала документы на программу «Бизнес-психология», так как мой опыт в HR кажется релевантным для нее.
Вообще у меня есть ощущение, что я до сих пор не нашла «свое» направление, поэтому в ближайшее время хотела бы пройти еще несколько стажировок. Совбак дает прекрасную и очень широкую базу. За счет большого количества курсов ты можешь выбрать любую сферу для развития, необязательно экономику или финансы. Я знаю, что окончив программу люди становятся даже продюсерами, как это сделала Софья Хегай (прим. читайте интервью с ней). В общем сейчас я чувствую себя очень воодушевлённо, потому что передо мной открыты все пути.
– Что ты посоветуешь тем, кто сейчас выбирает программу?
– Конечно, я советую всем выбрать Совбак и участвовать в олимпиадах, потому что это дает большое преимущество при поступлении. Отмечу, что олимпиады могут быть не только профильными. Если у вас что-то хорошо получается — продолжайте это делать (например, я участвовала в олимпиадах по русскому и лингвистике). А если вы хотите переключиться на экономику — не бойтесь пробовать. Очень велики шансы, что у вас все получится. Главное пробовать.
В выпускном альбоме я писала: «Как только решишься надеяться, всё становится осуществимым» (Кристофер Рив). Я думаю, мы часто недооцениваем себя, но на самом деле стоит только попробовать и все может получиться гораздо лучше, чем ты ожидал. В этом смысле, сейчас, окончив Совбак, я думаю, неужели у меня получилось?!