• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Консалтинг или академия? Выпускница РЭШ Джамила Мейланова рассказывает о своем выборе будущей карьеры


 Расскажи, где ты сейчас учишься и чем вообще занимаешься.

– После выпуска с Совместного бакалавриата РЭШ и ВШЭ я пошла в экономическую магистратуру Высшей школы экономики на исследовательскую программу. Параллельно в феврале я устроилась в McKinsey парт-тайм стажером. Изначально мой план был таким: я хотела переждать один год, а потом поехать учиться за границу, в магистратуру или аспирантуру. Но за этот год приоритеты изменились, и, скорее всего, я уже закончу магистратуру здесь, а внимания и времени больше отдам работе, карьере.

 Сложно было поступить в магистратуру?

– Если честно, поступить было очень легко, зато не вылететь оттуда в процессе обучения  оказалось гораздо сложнее.

 А процесс отбора на стажировку в McKinsey? Тоже было легко?

– Могу сказать, что это было проще, чем пару лет назад, когда я пыталась туда податься впервые. Тип заданий стал несколько другим. Тогда больше внимания уделялось логике и умению решать кейсы, сейчас же на первый план вышли технические навыки и умение работать в команде. Когда я пришла туда на втором курсе, особо ничего не зная, и получила кейс на разбор, я была в ужасе. И я, и консультанты, принимающие задание, понимали, что я ничего не решу. После этого я старалась избегать мест, где проводят подобные интервью, но, как оказалось, напрасно.

 Почему ты выбрала именно консалтинг?

– До этого я работала в Nielsen. Это компания, которая создает собственные базы данных по продажам FMCG-товаров [товаров повседневного потребления – прим.ред.]. Соответственно, она продает эти базы другим компаниям и делает на основе всего этого некоторую аналитику. Осенью четвертого курса я устроилась туда стажером и проработала около года. В чем-то работа там была похожа на консалтинг, потому что я занималась аналитикой, которая помогала идентифицировать проблемы в индустрии и находить пути их решения, и мне это нравилось. Кроме того, на Совместном бакалавриате РЭШ и ВШЭ довольно много ребят работает в McKinsey, и в большинстве своем их отзывы о работе там были положительными.

 Были ли какие-то другие варианты места работы?

– Я рассматривала альтернативы, но решила подаваться в другие места позже, в случае отказа McKinsey. Для меня было очень важно занять себя чем-то помимо университета. Мне было бы некомфортно просто учиться и ничего не делать параллельно. Как будто ты просто теряешь время. Любая стажировка, где ты делаешь что-то ценное, а не просто ждешь, пока тебе найдут хоть какое-то задание, была для меня оптимальной.

 Не рассматривала ли ты вариант уехать за границу на PhD?

– Я хотела. Когда я писала диплом, мне очень повезло с научным руководителем – Андреа Матрангой. Он может «зажечь». Было видно, что его самого увлекла тема, которой я занималась, и он с удовольствием помогал мне в исследовании. Именно благодаря ему у меня возник такой интерес к тому, что я изучала, да и к академической карьере в целом. Когда мы писали диплом, он часто говорил, как здорово на PhD и как неинтересно быть «белым воротничком».

Потом я получила награду Best Paper неожиданно для всех, для себя в первую очередь... Помню, как мы сидели на выпускном и обсуждали, кто из нашего выпуска мог бы ее получить. Когда назвали мое имя, я была настолько удивлена, что осознала происходящее не сразу, а уже минут через десять, после того, как села с дипломом на свое место.

Само собой, я очень гордилась тем, что мою работу сочли достойной такой награды. В процессе работы над ней я, конечно же, задумывалась о том, чтобы уехать на PhD. Как я уже сказала, это и был мой план: я хотела дать себе год на раздумья, выбор места, подготовку к поступлению. Но когда я пошла в магистратуру ВШЭ, это желание учиться дальше постепенно уменьшалось, пока не исчезло совсем. Я поняла, что сама бы я не смогла заниматься своим исследованием без «зажигалки» рядом. Мне обязательно нужны «пинки» и капля вдохновения.

 А про что была твоя дипломная работа?

– Она делилась на две части: методология и экономическая история. В плане экономической истории она показывала, как наличие военных конфликтов влияет на урбанизацию в средневековой Европе. В части про методологию я критиковала метод, в котором связь между точками двух типов выводилась из деления карты на клетки – гриды, и в качестве альтернативы предлагала использование радиусов.

 Почему ты пошла на Совместный бакалавриат после Всероссийской олимпиады школьников по экономике?

– На тот момент мы подружились с кучей ребят, это была такая «олимпиадная компания», и среди нас сложился консенсус, что лучший выбор – это Совбак. Мы ходили на дни открытых дверей, лекции Андрея Бремзена, да куда только ни ходили. Кроме того, знали про курсы по выбору, иностранных профессоров, хороший английский с американскими преподавателями.

 Разочаровало ли тебя что-нибудь в Совбаке?

– Вообще нет! Сейчас в магистратуре я понимаю, что надо было любить Совбак в десять раз больше, чем мы это делали. Особенно мне нравились последние курсы (третий, четвертый) из-за того, что заканчивались обязательные предметы, и свобода выбора того, что изучаешь, была ну просто абсолютной.

Еще один плюс – это маленькие группы. Поточная аудитория – куда менее удобна во многих отношениях: лектор редко отвечает на вопросы, а об индивидуальном подходе не может быть и речи.

В общем, я думаю, что Совбак – если не самая, то одна из самых качественных программ по экономике в России. Даже не только из-за образования – банально в плане организации. То, как с нами работал учебный офис, – оповещал обо всех новостях, моментально отвечал на письма – это нас очень разбаловало.

И еще: академическая этика. Я сама нередко прихожу проктором к студентам на контрольные работы, и мне странно видеть, что в других местах списать с телефона на экзамене – это норма. Мне очень важно, чтобы результаты и мои, и окружающих были честно получены. И хорошо, что на Совбаке все честно и правильно.

 Можешь отметить каких-то преподавателей кроме научного руководителя?

– Мне очень понравился курс институциональной экономики Микелле Вальсекки. Этот курс агрегировал актуальные экономические статьи по разным темам, и мы изучали скорее прикладные исследования, а не абстрактные теории и модели. Это вообще то, что мне нравится в экономике.

Также с любовью вспоминаю курс по истории искусств Олега Воскобойникова. Мне кажется, это были единственные лекции, на которые мне было несложно встать к первой паре.

 Ты ездила на программу по обмену?

– Да, я ездила в Сеул. Наверное, это было одно из лучших решений в моей жизни. Сразу стоит сказать, что я ориентировалась скорее не на университет, а на страну, в которой мне хотелось бы побывать. И в Корее все было очень здорово. Красивейший кампус, прекрасная погода (жарко было где-то с апреля), цветение сакуры. Кроме того, для человека, выросшего в европеизированной Москве, Азия специфична, поэтому и в культурном плане, и в бытовом было много необычного и безумно интересного.

Что касается образования, там были довольно непривычные мне курсы. Во многом они были связаны не с академической сферой, а непосредственно с прикладным применением знаний. Например, у меня был курс по социальному предпринимательству, где итоговой работой был, собственно, социальный проект, который будет сам себя обеспечивать и приносить пользу обществу. В России такое пока не очень актуально, но, надеюсь, когда-нибудь будет.

 Какие у тебя планы на будущее?

– На данный момент хотелось бы закончить магистратуру и построить карьеру. Мне очень нравится то, чем я занимаюсь сейчас, поэтому я постараюсь получить фулл-тайм позицию в McKinsey после выпуска. Нравится, что я делаю что-то настоящее и нужное. Не вижу пока смысла менять направление развития.

  Можешь дать совет вчерашним олимпиадникам, которые сегодня в начале пути?

– Я бы сейчас прошла всю университетскую программу заново, но на более осознанном уровне. Когда учишься, гораздо меньше понимаешь реальную полезность этого всего. Так что я бы посоветовала инвестировать больше времени и усилий в то, что сейчас кажется ненужным или неинтересным.

И ни в коем случае нельзя брать курсы полегче, чтобы повысить средний балл. Лучше пусть он будет пониже, но у тебя будут достойные знания в разных областях, которые потом могут «выстрелить» и сильно помочь в профессиональной жизни.

Беседовала Елена Томулец (BAE'2021)

Информацию о Совместном бакалавриате РЭШ и ВШЭ можно найти по ссылке.

1964 человек прочитали эту новость, 9 отметили, что она им понравилась. А вам интересна эта новость?