10−14 июня в Москве прошла вторая международная научная школа для молодых учёных по социальному и экономическому неравенству. На мероприятие приехали 26 аспирантов и молодых учёных из 13 стран и 21 университета и исследовательского центра. В том числе из Лондонской школы экономики, Болонского, Копенгагенского, Люксембургского, Люблянского и Стамбульского университетов. Российские вузы представляли аспиранты и молодые учёные из ВШЭ, МГУ и НГУ.
Шесть профессоров прочитали лекции в ходе школы. В первый день профессор Чикагского университета Стивен Дурлауф, один из руководителей HCEO, рассказал слушателям школы о социальных взаимодействиях. Далее профессор Корнеллского университета Лоуренс Блюм провёл семинар, посвящённый социальным сетям и социальных взаимодействиях.
Во второй день школы доклады представляли профессора РЭШ. Ректор РЭШ профессор Рубен Ениколопов остановился на неравенстве в доступе к информации (Information Inequality) и средствах массовой информации. Президент РЭШ, научный руководитель ЛИСОМО РЭШ профессор Шломо Вебер рассказал об языковом разнообразии и социальном неравенстве.
Далее профессор Гонконгского университета науки и технологии Альберт Парк на примере Китая рассказал об изучении бедности, неравенства и межпоколенческой мобильности. Наконец, в последний день конференции профессор РЭШ Хосни Зоаби прочитал лекцию, посвящённую тому, действительно ли рынок может быть пронаталистским.
У слушателей школы была возможность представить свои работы на постер-сессии. Участники изобразили основную суть своих исследований на постерах (с краткими текстами и графиками), а затем отвечали на вопросы других слушателей и профессоров.
Об организаторах
HCEO – исследовательская ассоциация более 500 учёных-экономистов, биологов, социологов и психологов, занимающихся вопросами развития человеческого капитала и его влиянием на неравенство возможностей. Группу возглавляют лауреат Нобелевской премии по экономике профессор Чикагского университета Джеймс Хекман, профессор Чикагского университета Стивен Дурлауф и венчурный инвестор, сооснователь компаний ReadyNation и Hanover Provident Capital Роберт Даггер.
Исследования ведутся по 6 направлениям: влияние программ для детей в раннем возрасте на дальнейшее их развитие и благополучие; внутрисемейные отношения и их влияние на возможности детей в будущем; неравенство в состоянии здоровья; индивидуальные различия и социально-экономическое неравенство; измерение, трактовка и политика в области неравенства; финансирование человеческого капитала в течение жизни.
Впечатления участников
Ажар Тулбассиева (Azhar Tulbassiyeva), PhD-студент Вашингтонского университета
Почему вы решили принять участие в школе?
Я узнала про школу от профессора моего факультета... Изначально я подала документы на две школы – в Москве и Бергене, и прошла в обе, но выбрала московскую из-за вопросов визового характера. Мне понравилась школа, потому что я в принципе интересуюсь темами экономики развития, социально-экономического неравенства, и планирую работать в рамках этой темы. Мне понравилось, что направленность в школе именно такая – и я не пожалела об этом.
Какие темы вы планируете исследовать в рамках своей PhD-работы?
В принципе я надеялась, что присутствие на этой конференции поможет мне лучше определиться с темой. Я из Казахстана, а это развивающаяся страна с высоким уровнем социального и экономического неравенства. Поэтому я бы хотела заниматься этой тематикой, связанной с данными, в том числе по своей стране. Но в принципе я открыта к разного рода данным. На школе хотелось узнать побольше экспертного мнения у разных профессоров, тем более приглашены очень видные исследователи.
Какие из выступлений профессоров вам запомнились?
Мне понравилось всё, потому что все профессора говорили про что-то, связанное с неравенством, но с разных точек зрения. Наверное, мне особенно была интересна лекция профессора Блюма, где была показана более техническая сторона исследований. Да и сама тема социальных взаимодействий мне интересна, потому что я на эту тему брала курс на PhD-программе и я знаю, что это относительно новая сфера экономики.
Что интересного хотелось бы ещё услышать на школе?
Мне кажется, всё было хорошо, всегда интересно узнать что-то, чем ты изначально не интересовался. Были пересечения с тем, что я уже изучала, но что-то открылось с новой стороны. Возможно, было бы интересно что-то услышать от профессоров, которые непосредственно занимаются экономикой развития и проводили какие-то эксперименты, например, в африканских странах или где-то в Азии. Но в любом случае, я бы с удовольствием приехала сюда ещё раз.
Эстебан-Карсиа Мираллес (Esteban Garcia Miralles), PhD-студент Копенгагенского университета
Почему вы решили принять участие в школе?
Тема школы была тесно связана с моим исследованием. И я знал, что организатор – Чикагский университет – очень достойный университет. Поэтому был уверен, что уровень школы будет высоким, и участие в ней поможет мне в проведении своего исследования. То, что школа проходит в Москве, тоже было плюсом – я раньше здесь не бывал, а это интересный город. И Российская экономическая школа, как я узнал здесь, тоже очень хороший институт.
О чем ваше исследование?
Я по специальности прикладной макроэконометрист, поэтому я занимаюсь эмпирическими исследованиями. Сейчас я изучаю эффекты взаимного влияния (peer effects) в налоговом законодательстве. Я смотрю, как люди изучают налоговый кодекс, претендуют на вычеты, определяют собственный налог на доходы, а также как они учатся друг у друга.
Какие из лекций профессоров вам особенно понравились?
Я люблю, когда лекторы ведут лекции, напоминающие семинары, и представляют в ходе них исследования. В этом смысле, возможно, мне больше всего понравилась лекция Альберта Парка. Именно из-за его стиля подачи материала. А по теме мне более всего была интересна лекция о сетевых эффектах Лоуренса Блюма.
Можно ли сказать, что чего-то на школе не хватало?
Я не могу так ни о чем сказать. Мне понравилось, что у нас была постерная сессия, что было время на беседы с профессорами, и лекции были хорошими.
Маргарида Магдалена (Margarida Magdaleno), PhD-студент Лондонской школы экономики
Почему вы решили принять участие в школе?
Я интересуюсь деятельностью HCEO в целом. Учёные, которые выступали, делают замечательную работу, и, кроме того, это был хороший шанс приехать в Москву. Но основная причина, конечно, в работе HCEO, которую я просто обожаю.
Как тема школы связана с вашим исследованием?
Мне очень интересно изучение семей и того, как они связаны с неравенством. Кроме того, мне интересна тема языка. В своём исследовании я изучаю, связаны ли стрессовые условия по ипотечному кредитованию с разрушением браков и разводами.
Как вам кажется, почему тема социоэкономического неравенства стала в последнее время столь популярной?
Думаю, что люди осознали, что экономисты должны смотреть на большее количество сфер для исследования, что нельзя работать в изоляции. Что все должно становиться более приближенным к человеку.
Какие из лекций профессоров вам больше всего запомнились?
Это сложный вопрос. Они все были очень хорошими.
Александра Ерахтина, аспирант Новосибирского государственного университета
Почему вы решили принять участие в школе?
Я слежу за деятельностью ЛИСОМО очень давно. Два года назад я была на школе ЛИСОМО по разнообразию, которая была приурочена к юбилею РЭШ, и мне безумно понравилось. Это была моя первая школа… и на самом деле я раздумывала о том, нужно мне заниматься наукой или нет. Но я посмотрела, как это происходит в таких местах, как РЭШ, и мне очень понравилось. Я была в восторге от людей, с которыми познакомилась, от идей других студентов, с которыми я общалась.
Кажется ли вам, что тема социоэкономического неравенства стала популярна в последнее время?
В России этот тренд есть, но ничего не меняется. А Европа уже давно внедряет: я училась в Парижской школе экономики, там все исследования на эту тему применяются на практике. Как только выходит новая статья известного учёного в какой-либо социальной области, которая говорит о том, что нет, мы делаем это неверно, вот это – намного лучше, то там это все сразу применяется. Москва, наверное, отличается тем, что здесь реально можно продвинуть, если ты увидел результат в своём исследовании. Поэтому я думаю, что актуально, в регионах – вряд ли, а в Москве – да.
Какие из выступления профессоров вам запомнились?
Я в восторге от Рубена Ениколопова. Я была на трёх школах, где он представлял свои работы, и всегда оставалась в восторге – меня такие люди поражают. Они действительно делают что-то важное, актуальное и что-то, на что ты обращаешь внимание и думаешь – ого! Очень нравится Стивен Дурлауф, который все организует. Очень интересно следить за его страничкой в Facebook, потому что он всегда делится интересными исследованиями на разные темы и это очень полезно. А так все участники в восторге от всех.
Что интересного хотелось бы услышать ещё на школе?
Я была ещё, допустим, на школах в ВШЭ, и там формат абсолютно другой. Там… очень много внимания уделяется твоему исследованию, его прослушивают не раз и не два, и в это время ты ещё должен делать какие-то доработки. Но я не скажу, что на этой школе такого формата не хватает – школа особенно полезна, когда ты ещё не определился с темой своего исследования и тебе нужна помощь, чтобы понять, как писать и какие методы использовать. Вообще определиться, правильный ли ты задал вопрос в своём исследовании... И очень здорово, что профессора находятся вместе с нами на протяжении всех лекций. Они всегда рядом и с ними можно поговорить.
Впечатления профессоров
Стивен Дурлауф, профессор Чикагского университета, содиректор HCEO
Стивен, подскажите, вы же не первый раз в РЭШ?
Да, моё участие в мероприятиях РЭШ связано с дружбой с профессором РЭШ Шломо Вебером. Он проделал важную работу для становления школы, и впервые, кажется, пригласил меня в РЭШ в 2015 году. В дальнейшем у меня были и другие возможности посетить мероприятия. Мы проводили летние школы, семинары и мини-курсы здесь вместе с Ларри Блюмом, участвовали в конференциях. Эта летняя школа – вторая, которую HCEO проводит совместно с РЭШ.
Почему вы организуете эту летнюю школу, приезжаете в РЭШ?
Есть несколько причин. Первая – посещение Российской экономической школы само по себе бесценно с интеллектуальной точки зрения. У вас есть профессора международного уровня, возможность узнать больше об их исследованиях, получить их отклик на свою работу, это лучшее, что можно представить. Во-вторых, в России полно прекрасных студентов. И это чрезвычайно полезный набор интеллектуальных возможностей. Например, в школе на Байкале участвовала Александра Лукина, которая позже стала постдоком в Корнеллском университете и работала вместе с Лоуренсом Блюмом. А с сентября она будет постдоком в Университете Чикаго, и мы будем вместе писать исследования.
Какое впечатление на вас произвели участники летней школы в этом году? Были ли вам интересны их темы?
Да, было интересно. В особенности потому, что пришлось иметь дело с вопросами, которые не относятся к естественной «области экспертизы» американских экономистов… Например, один из участников думает над изучением самоубийств в Казахстане и пытается разобраться, есть ли связь между ними и изменением социальных норм, культуры, с пост-советским опытом.
О чем вы рассказывали на школе – о том, чем вы сами сейчас занимаетесь, или более широко?
Тема моей лекции была связана с тем, что я изучаю. Я рассказывал о социальных взаимодействиях. Идея заключается в том, чтобы понять, как феномен социума влияет на неравенство. Один из терминов, который я использую – теория неравенства членов определённых групп (memberships theory of inequality), я стараюсь проследить динамику неравенства. Например, первая группа, членом которой вы являетесь – ваша семья. Вторая – это группа места, в котором вы выросли, ваших окрестностей. Следующая группа – школы, затем колледжи, места работы, целый набор групп, о которых можно думать. Далее есть группы, которые связаны с гендером, этносом, религией. И так далее. В общем, идея заключается в том, чтобы сказать, что на нашу жизнь, как на жизнь социальных существ, очень многое влияет – и позитивно, и не очень. Можно сказать, что перспективная цель такой работы – разрушить дисциплинарные барьеры между экономикой и социологией.
Какие темы в сфере неравенства вам сейчас кажутся особенно интересными, чем вы сами занимаетесь?
Я думаю, что тем, которые очень важны, крайне много. Мои собственные интересы сосредоточены на межпоколенческой мобильности и равенстве возможностей.
Можно ли сказать, что тема социоэкономического неравенства становится все более популярной?
Да, интерес к изучению этой темы сильно вырос за последние три десятилетия. Одна из причин заключается в том, что неравенство доходов увеличилось во многих местах. По определению оно выросло после 1991 года в России, если смотреть на зарплаты и уровень богатства. В США тоже наблюдается значительное увеличение неравенства в уровне зарплат, думаю, с этим никто не будут спорить. И есть свидетельства того, что мобильность снижается. Но и помимо этих показателей есть причины предполагать, что различные группы или сообщества стагнируют, что будет иметь большие политические последствия. В этой связи можно говорить о причинах роста популизма по всему миру – в Индии, США, Польше, Венгрии и других странах. Я думаю, что эта тенденция, безусловно, связана с культурными факторами, но также имеет отношение и к динамике неравенства.
Лоуренс Блюм, профессор Корнеллского университета
Почему вы решили принять участие в школе?
Я очень люблю этот вид преподавания. Мне нравится давать тему, о которой ты рассказываешь, широкими мазками. Показывать, какие в ней есть самые интересные проблемы, инструменты, подводные камни. Также мне нравятся студенты, которые всегда замечательные, и часто у нас завязываются интересные диалоги, которые продолжаются и после окончания школы по электронной почте. Ну и, конечно, мне не приходится оценивать письменные работы!
Кроме того, ещё одна замечательная вещь в летних школах – это профессора, которые на них приезжают и ведут занятия. Это очень интересная группа людей. Я сам научился очень многому, сидя на лекциях для участников школы, в тех областях науки, в которых не силен. Я посещал немало летних школ HCEO, и думаю, что все мои представления о современной эконометрике я получил именно на них, а не в то время, когда учился (в 1970-х годах).
О чём вы рассказывали на лекции?
Я рассказывал о социальных сетях и социальных взаимодействиях, дав большое количество базового материала по этим темам. Не только о том, как экономисты смотрят на эти вопросы, но и каков подход социальной психологии. Моя лекция задумывалась как введение в тему для студентов, которые ранее её не изучали. У меня заготовлено 50 страниц лекции и 150 слайдов на эту тему, но мне никогда не удаётся показать больше 60 из них.
Мне хотелось бы рассказать и о своих исследованиях по вопросу, но я думаю, что на первом этапе не очень корректно говорить о них. С одной стороны, немного обидно не иметь возможности рассказать о том, чем сам занимаешься, с другой стороны, такая подача материала даёт возможность студентам определиться с темой их диссертационных исследований. Я обозначил некоторое количество таких актуальных тем в ходе своей лекции.
Какие темы для исследований в вашей сфере вам сейчас кажутся особенно актуальными?
Даже не знаю, с чего начать. Есть очень много тем, которые нужно исследовать. Например, у нас очень скудные представления о механизмах, которые порождают неравенство, или о том, почему оно сохраняется. Сейчас я лично много думаю о том, как связано межпоколенческая мобильность в области доходов (intergenerational income mobility), а также неравенство доходов внутри одного поколения.
Как вам кажется, действительно ли тема социоэкономического неравенства становится популярнее в последнее время?
Да, сложно себе представить, что она может быть ещё более популярной. Люди любят говорить, мол, экономисты никогда не думали о неравенстве, но это не так. Исследования неравенства ведутся десятилетия. Их количество, очевидно, возросло после того, как в течение последних двадцати лет увеличился сам уровень неравенства во многих странах. Кроме того, по крайней мере в США, как мне кажется, экономисты не так давно получили доступ к наборам данных, которые позволяют нам изучать отдельные вопросы. Прежде всего я имею в виду некоторые административные базы данных… Мои собственные исследования теоретические, поэтому на меня появление этих данных не так повлияло. Но некоторое время назад я полагал, что отдельные модели не нужно продумывать и строить, так как думал, что никто никогда не сможет использовать их на данных. Сейчас я думаю, что, возможно, кто-то когда-то и сможет.
Альберт Парк, профессор Гонконгского университета науки и технологии (HKUST)
Почему вы решили принять участие в школе? Вы не первый раз в РЭШ?
Да, я думаю, что это мой третий приезд в Российскую экономическую школу… Мне всегда нравилось встречаться с вашими профессорами. Думаю, что РЭШ очень похожа на наши экономический и финансовый факультеты. И там, и там работают люди, которые действительно пытаются делать академические исследования высокого качества. И у нас довольно много общих интересов. Кроме того, мы планируем подписать соглашение о сотрудничестве между HKUST и РЭШ. Оно позволит дальше расширять связи и академические обмены между двумя вузами.
О чем будет соглашение между HKUST и РЭШ?
Мы надеемся, что удастся организовать больше академических обменов – поездок на семинары, возможно, совместные конференции. Кроме того, готовим обмен студентами, чтобы обучающиеся в РЭШ могли приехать в Гонконг и наоборот.
Какое впечатление на вас произвела сама летняя школа и её участники?
Потрясающее. Студенты действительно разнообразны и представляют интересные страны: Иран, Казахстан, Белоруссию и многие другие места, с представителями которых у меня никогда не было много возможностей познакомиться. Я многому научился, даже просто разговаривая с ними о том, чем они занимаются, и что происходит в их странах.
Какие темы в сфере неравенства вам сейчас кажутся особенно интересными?
Мне очень интересна тема неравенства в связи с разнообразием общества. В Китае есть много различных культурных, языковых и этнических групп. Хотя этническое разнообразие здесь не такое, как в России, есть одна доминирующая группа – хань. Но существует много других важных различий, включая то, откуда люди родом, из сельской или городской местности. Это важно, потому что в Китае очень сильно развита миграция. Интересно смотреть, как разные группы смешиваются друг с другом и как эти взаимодействия влияют на экономические показатели, а также на возможности, которые есть у отдельного человека.