• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Почему больше не существует обязательных для прочтения книг?


Больше нет границы между элитарной и массовой литературой 

С приходом в начале 80-х годов ХХ века поколения яппи и развитием идей постструктурализма и постмодерна понятие элитарной культуры стало расплываться и исчезать. В литературе, как одной из основополагающих частей культуры, этот процесс вызвал множество изменений.

На протяжении большей части человеческой истории существовало представление  о том, что все литературные произведения делятся на две категории: элитарная, «высокая» литература – для хорошо образованных интеллектуалов, и массовая, «низкая» – для всех остальных. И, разумеется, считалось, что первая категория произведений – лучше.

В частности, произведения высокой литературы обращаются в человеке к лучшему, они выше, тоньше и глубже, в то время как развлекательные жанры, такие как детектив, хоррор и любовные романы – не несут глубокой смысловой нагрузки и относятся к массовой литературе.

Однако сегодня такая иерархическая конструкция становится неактуальной. И у нас нет оснований утверждать, что роман о страданиях философа, столкнувшегося с несправедливостью окружающего мира, чем-то по определению лучше, чем детектив.

На смену приходит новая концепция, согласно которой важно не то, что хотел сказать автор произведения, а то, что читатель смог из него почерпнуть, понять и осмыслить. 

Например, если обыватель прочитает роман Толстого «Анна Каренина», он может оценить его как просто «историю о несчастной любви». В то же время, доктор филологических наук, прочитав детектив Дарьи Донцовой, найдет там множество глубинных смыслов. Таким образом, само по себе литературное произведение не может быть отнесено к «высокой» или «низкой» литературе, оно зависит только от интерпретации каждого читателя. 

Исчезает система жанров

Каждый день становится больше доступных нам книг: с одной стороны издаются новые, с другой – оцифровываются старые. По данным Google, в мире существует около 140 миллионов книг – такое количество технически невозможно просмотреть и промаркировать, не говоря уже о том, чтобы прочесть. А это значит, что вся наша систематика и классификация становится очень фрагментарной.

Писатель Нил Гейман в своей беседе с нобелевским лауреатом Кадзуо Исигуро рассказывал, как в середине 2000-х годов владельцы книжных магазинов боролись со снижением продаж книг категории «хоррор». Они перекладывали книги в разделы с другими жанрами: если хоррор был условно историческим – он отправлялся к историческим романам, если в книге шла речь об инопланетянах – к фантастике, если о маньяках – в триллеры и т.д. 

И это сработало, продажи начали расти. Читателей не обманывали, им просто показывали те книги, которые они раньше не замечали, так как не думали, что им понравится хоррор. Этот пример хорошо иллюстрирует относительность и неустойчивость жанровой классификации.

Изменилась модель поиска и покупки книг

Помимо глобальных культурных сдвигов большую роль в этом процессе также сыграла и цифровизация. Более того, под ее воздействием чтение и вовсе перестало быть главным каналом получения информации. Сегодня можно быть прекрасно вполне культурным, образованным и разносторонним человеком, не прочитав в своей жизни практически ничего. Книги заменяются короткими видеороликами, интерактивными курсами, подкастами и т.д.

Конечно, книги не исчезли полностью. Однако процесс их поиска, чтения и даже осмысления сильно изменился.

Поиск книги. Выбирая новую книгу, читатели ориентируются на несколько источников информации. Причем правило «чем авторитетнее источник – тем больше к нему прислушиваются» здесь уже не работает. 

Так как «высоких» или «низких»  видов литературы больше нет, к традиционным авторитетным источникам – литературным премиям и критикам – прислушиваются все меньше. 

Интересно, что имя писателя также не играет большой роли при выборе книги. По статистике 36% американцев и 32% россиян не запоминают имена авторов понравившихся им книг.

Иногда читатели могут ориентироваться на имя переводчика, на издательство, а также на советы сотрудников книжных магазинов и библиотек. И, конечно, многие прислушиваются к рекомендациям блогеров и селебрити.

Чтение. Книги читаются без всякой последовательности и вне традиционного контекста. Большая часть читателей читают книги, не зная о них примерно ничего. Вследствие этого, мы часто можем встретить смешные и нелепые, на наш взгляд, комментарии и отзывы к книгам. Например, что роман Яны Вагнер «Вонгозеро» (написан в 2011 году) – это спекуляция на теме эпидемии, «Дракула» Брэма Стокера – это калька с фильмов «Сумерки» и т.д. 

Оценка. Читатели могут свободно высказать свое мнение о книге. Более того, оценивая прочитанное, они исходят из своих подлинных эмоций, которые могут быть сколь угодно странными для других людей. Их не посещает мысль, о том, что если автор кажется скучным и неинтересным – возможно, проблема  не в авторе, а в читателе. Эта еще одна причина множества неоднозначных отзывов на книги в интернете.

Все эти процессы приводят к тому, что люди читают абсолютно разные книги и совершенно по-разному на них реагируют. Найти фанатов любимой книги среди своего окружения становится сложнее – не факт, что ваши друзья ее читали, и не факт, что она им понравилась.

Книга – все еще лучший подарок, однако, в текущих обстоятельствах, – еще и очень сложный.

Галина Юзефович прочитала лекцию  «Чтение в мире цифры» 19 марта в рамках цикла лекций Совместного бакалавриата РЭШ и ВШЭ «Больше, чем экономика».

Видеозапись лекции можно посмотреть здесь. А презентацию тут.

1715 человек прочитали эту новость, 6 отметили, что она им понравилась. А вам интересна эта новость?