• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

От вбросов в родительские чаты до мировых заговоров: антрополог Александра Архипова рассказывает о природе fake news


Почему появляются фейковые новости?

Появление фейковой (недостоверной, ложной) информации может быть случайным или намеренным. В первом случае может иметь место ошибка, недопонимание или когнитивное искажение. В качестве примера можно вспомнить исторический анекдот (а также повесть Юрия Тынянова) о несуществующем поручике Киже, появившемся в документах времен царствования императора Павла I из-за ошибки писаря, но, тем не менее, несколько раз произведенном в новый чин императорским указом.

В случае намеренного «вброса», его авторами движет некая цель. Например, как это было с историей 1915 года о распятом немецкими военными молодом канадском солдате, распространенной газетой Daily Mail. Одна из возможных целей – поддержать патриотический дух и увеличить количество канадских добровольцев.

Специальное распространение фейков также может быть просто для привлечения внимания, чтобы посмеяться над людьми и их реакцией (пранк),  или из желания убедить других людей в той опасности, в которую верит сам «автор».  Последний пункт хорошо иллюстрирует история с неравнодушным чиновником – начальником Управления по образованию, культуре и спорту и работе с молодежью Краснознаменского района Московской области – Виктором Грищенко, который испугался слухов о распространении наркоторговцами в школах жвачек с наркотиками с целью вовлечь детей в свою «сеть», и решил распространить эту информацию среди педагогов и родителей. Для большей убедительности он изложил свои мысли на официальном бланке и сослался на письмо из МВД, которое ему на самом деле никто не присылал. Слух этот «с бородой» – еще в 70-е годы ходили «страшилки» о том, что иностранные туристы раздают советским детям жвачки с ядом или бритвенными лезвиями внутри.

Кто и зачем распространяет фейк?

  • Эмоциональный отбор. Люди склонны передавать то, что вызывает негативные эмоции. Чем больше в истории подробностей и чем они отвратительнее, – тем выше шанс, что ее продолжат рассказывать и распространять.
  • Эффект новизны. В ходе эволюции мы приобрели свойство быстро передавать новую информацию, особенно, если речь идет о какой-либо опасности. 
  • Иллюзия контроля. Если человек не имеет контроля над своей жизнью (даже если ему это просто кажется), он легко передает его «внешнему врагу». Отсюда проистекают всевозможные конспирологические теории, заговоры, теневые правительства, скрывающие правду и т.д. Психологи Дженнифер Уитсон и Адам Галинский провели исследование о том, как чувство потери контроля влияет на веру в конспирологию. В ходе экспериментов людей провоцировали на чувство потери контроля (просили вспомнить страшные и стрессовые ситуации из детства), а затем показывали им различные изображения и данные. И люди начинали видеть закономерности там, где их не было. Примечательно, что если испытуемые успокаивались – эффект «внешнего врага» исчезал.
  • Запрос на уникальность. Это потребность некоторых людей – выделиться среди других. В данном случае, сообщение редкой, новой и важной информации (вне зависимости от ее правдивости) – простой и действенный способ повысить свою значимость.
  • Доверие «таким же, как я» и недоверие властям. Склонность доверять информации, распространяемой не от властных институтов, а на более низовом уровне. Хороший пример – недавно распространенное по российским родительским чатам в мессенджерах сообщение, автор которого утверждал, что в Москве уже 20 тысяч заболевших коронавирусом, а власти тщательно скрывают это, чтобы не сорвать принятие поправок в конституцию. Результат – тысячи перепостов всего за сутки. Об этом, в том числе, говорит исследование экономиста Дэвида Янагизава-Дротта  про геноцид в Руанде (массовом убийстве руандийских тутси местным народом хуту) и влиянии пропаганды, которая шла по радио, на количество убийств. В деревнях, куда доходили радиоволны, было на 7% больше убийств, чем в тех, куда волны вообще не доходили. А в деревнях, которые были рядом с теми, куда доходили радиоволны, уже на 23% больше, чем в тех, где радио не было: люди больше делились информацией, обсуждали ее между собой и верили пересказам и слухам. То есть информация распространялась (и оказывала влияние) эффективнее через так называемые grassroot-коммуникации (низовые коммуникации).

Наконец, последний и главный фактор, который объединяет все остальные: селективное, выборочное восприятие информации. Люди распространяют только ту информацию, которая соответствует их картине мира.

Именно поэтому сообщение о двадцати тысячах заболевших коронавирусом в Москве набирает тысячи репостов, в то время как на новости о захвате нашей планеты пришельцами никто не обратит внимания.

Александра Архипова прочитала лекцию «Слухи, легенды, фейки: что заставляет людей говорить неправду?» 3 марта в рамках цикла лекций Совместного бакалавриата РЭШ и ВШЭ «Больше, чем экономика».

Видеозапись лекции можно посмотреть здесь. А презентацию тут.

1226 человек прочитали эту новость, 3 отметили, что она им понравилась. А вам интересна эта новость?