Заканчивая в 1983 году экономический факультет Ленинградского государственного университета, я думал о том, чтобы защитить докторскую диссертацию и написать несколько хороших статей в научные журналы, чтобы их прочитали в правительстве и начали менять экономическую политику в стране. Но в итоге пришлось самому принимать очень много решений. Именно поэтому нужно быть готовым к самым невероятным экономическим событиям и брать ответственность на себя, не бояться участвовать в преодолении любых вызовов, самим находить правильные и принимать смелые решения. Главное – соответствовать вызовам времени, быть готовым к фундаментальным изменениям.
Рыночная экономика в России начала строиться примерно 30 лет назад, и этот период можно условно разделить на три десятилетия. Первое началось после распада социалистической экономики, когда, по сути, с нуля началось проведение сложнейших реформ, прецедентов которым не было. Егор Гайдар, который был одним из главных авторов тех преобразований, говорил, что тогда правительству нужно было оперировать в ситуации перманентного кризиса и очень быстро принимать решения.
Это было время важнейших институциональных реформ, когда создавались новые для страны основополагающие институты рынка, включая свободные рыночные цены, закон о торговле, приватизацию, появились первые совместные предприятия с иностранными партнерами. Тогда было необходимо проводить реформы в отсутствие опыта столь масштабных трансформаций, без экспериментов и пилотов. В таких условиях были неизбежны ошибки, но огромная страна и огромная экономика за несколько лет перестроились на рыночные рельсы.
Второй этап начался в конце 1997 года. Это была завершающая стадия фундаментальной работы по созданию основ институтов рыночной экономики, так что в итоге к 2004 году мир признал Россию как рыночную страну.
В начале 2000-х годов вместе с Германом Грефом, Эльвирой Набиуллиной и другими были реализовано несколько серьезных мер. Например, произошло серьезное снижение налогов: налог на прибыль опустился с 35% до 20%, социальный налог – с более 36% до 26%. Плоская шкала налогообложения на доходы физлиц в 13% стала одной из самых низких в мире. Большую роль в развитии экономики сыграло и создание системы налогообложения добычи нефти и газа и экспортной пошлины на них, которые позволили увеличить налоговые доходы от нефтегазового сектора примерно в три раза до более 10% ВВП в 2008 году.
Еще одним знаменательным шагом оказалась отмена в 2006 году ограничений на движение капитала, что способствовало увеличению притока прямых иностранных инвестиций: в 2008 году был зафиксирован рекордный показатель почти в 75 млрд долл. США. Важным достижением стало снижение государственного долга, который опустился до менее чем 10% ВВП, что является одним из важных резервов для борьбы с кризисом, который сегодня можно было бы использовать активнее. Россия могла бы занять на рынке на 2-3 трлн рублей больше, чтобы поддержать и население, и пострадавшие сектора экономики.
В 2004 году был создан Стабилизационный фонд. Этот институт был нацелен, прежде всего, на изъятие с рынка избыточного объема валюты и сдерживание укрепления рубля. В начале 2000-х годов российская валюта укреплялась быстрее, чем во многих других странах, и мы постоянно находились на грани «голландской болезни». Укрепление рубля способствовало наращиванию импорта, что оказывало негативное влияние на внутреннее производство в целом ряде отраслей. Только во вторую очередь Стабилизационный фонд служил для накопления ресурсов для работы в кризисное время. И в 2008-2009 годах он позволил относительно легко пройти рецессию, не обращаясь к МВФ или другим странам за помощью. Проводившаяся в России антикризисная фискальная программа стала одной из лучших в мире, и в голосовании экспертов журнала Euromoney я обошел министров финансов США и других стран за звание лучшего министра финансов. Мы смогли быстрее других принять необходимые, более комплексные меры. И сегодня это актуально в контексте борьбы с вызванным пандемией новым кризисом, реакция на который должна была быть более решительной.
Несмотря на все меры, показатели ВВП 1990 года были достигнуты в России только в 2006 году, а уровень жизни населения, потребления – только в 2007 году. С 2000 по 2007 годы экономический рост был около 7% в год, а с 2000 по 2011 год – 5,2%, выше среднемирового. ВВП по ППС вырос с 11 до 23 тыс. долл., мы стали страной со средним доходом и в основном рыночной экономикой. Но до самого последнего времени нам приходилось создавать необходимые для таких результатов институты. Это делали, в том числе, выпускники РЭШ, например Аркадий Дворкович.
Тем временем, отказ от проведения достаточных структурных и институциональных реформ стал основой торможения. Если в 2020 году ВВП упадет на 5%, то за последние 10 лет средний темп прироста составит всего 1%, что очень мало даже по историческим меркам. Россия, конечно, может расти и на 3%, и на 5% в год, для этого есть резервы. Но необходимо сделать следующий шаг – более решительно уходить от нефтяной зависимости к новой диверсифицированной экономике инноваций и высокого человеческого капитала.
России нужны существенно большие вложения в человеческий капитал. Государственные расходы на образование, науку, инновации в ближайшие 2-3 года следует увеличить на 1% ВВП, то же касается и здравоохранения, если мы хотим достичь нормального качества жизни. Очень низкое качество госуправления требует проведение реформы стратегического управления и подготовки кадров, а также пересмотра полномочий и функций государства, которое, возможно, удастся, по крайней мере, частично сделать в рамках цифровизации.
По оценкам Центра стратегических разработок, требуется примерно в 2 раза снизить регуляторную и контрольно-надзорную нагрузку на экономику, сокращать долю государства в экономике, чтобы создать больше свободы для предпринимательства. Одна из давних проблем России, усугубившаяся за 70 лет существования СССР, – слабые мотивы к предпринимательской деятельности. Сегодня ее надо развивать, поскольку государственные корпорации не всегда эффективны и убивают вокруг себя конкурентную среду. Это должно быть одним из центральных элементов политики. Как и реформирование судебной системы и правоохранительных органов, создание независимого парламента, сдержек и противовесов для эффективной защиты собственности и притока инвестиций. Но, к сожалению, политических решений не принимается, и Россия сегодня оказывается в застое.
Тем не менее, я сохраняю оптимизм. Все необходимые громадные перемены возможны при участии профессиональных экономистов, которые учатся в российских университетах. Среди них и РЭШ – один из вузов, который вносит большой вклад в разработку экономической политики в России. За выпускниками РЭШ будущее, чтобы Россия не стала последним вагоном ни в технологической, ни в управленческой революции.
Запись лекции доступна здесь
Почетная лекция памяти Егора Гайдара прошла при поддержке Фонда Егора Гайдара.