– Саша, расскажи про программу, на которой ты будешь учиться.
– Я буду учиться в Школе бизнеса Маршалла Университета Южной Калифорнии на факультете Finance and Business Economics. Основной фокус моей программы – финансы и прикладная экономика, которая так или иначе связана с финансами. В школе работают профессора по множеству областей внутри финансов, поэтому выбор тем для исследований, над которыми можно будет поработать, очень широкий. Это дает некоторую гибкость в плане моего будущего: даже если область моих интересов поменяется, что с PhD-студентами, как говорят, случается довольно часто, можно будет свободно перейти в другую область.
– В какие университеты ты еще подавался?
– Я подавался примерно в 15 университетов и бизнес-школ. Поскольку я не был уверен, что хотел бы в будущем заниматься чистой экономикой или чистыми финансами, я выбирал места, в которых можно будет работать на их стыке. Важным фактором была эмпирическая направленность школы, поскольку я хочу заниматься именно эмпирикой. Из всех предложений, которые у меня были, Школе бизнеса Маршалла лучше всего подходила под эти критерии, поэтому я выбрал ее. К тому же бизнес-школа просто оставила приятное впечатление, когда я ездил туда на очное интервью – финальный этап отбора.
– Как устроен процесс поступления? Что было самым сложным?
–Необходимый минимум для поступления – два экзамена: TOEFL и GRE, три рекомендации от профессоров, которые могут подробно рассказать в своих письмах о твоих сильных сторонах, мотивационное письмо для приемных комиссий и, конечно, список университетов, в которые ты планируешь поступать. Говорят, самой важной частью являются рекомендации, хотя никогда нельзя знать наверняка, в чем причина отказа от того или иного университета. Для меня самой неприятной, а потому и сложной частью была подготовка к GRE. Экзамен состоит из трех частей: вербальная часть, математическая часть и эссе. Единственной важной секцией является математика, и вопросы в ней не выходят за пределы школьной программы. Однако эта легкость компенсируется высокой ценой ошибки: даже минимальное отклонение от максимума в один балл значительно ослабляет весь пакет документов. В отличие от всех остальных задач, которые нужно было выполнить для поступления, пожалуй, только подготовка к экзаменам не приносила абсолютно никакого удовольствия, и поэтому для меня была самой тяжелой. Трудно заниматься тем, что совсем не интересно. Обнадеживала мысль, что через месяц или два экзамен пройдет, и все это можно будет забыть – вряд ли будущая работа или учеба будет похожа на подготовку к GRE.
В процессе поступления во многом помогает наличие рядом других студентов, которые тоже поступают на PhD. Помимо того, что с ними можно обсудить новости по поступлению или подготовиться к интервью, их проблемы часто совпадают с твоими, а вместе их решать проще.
– Когда ты понял, что хочешь строить академическую карьеру?
– Думать об академическом треке я начал, наверное, в конце второго или начале третьего курса, а окончательно определился летом перед четвертым. Знаю, это довольно поздно, но мне повезло, что некоторые вещи, желательные для поступления, у меня на тот момент уже были. Например, я успел поработать с профессорами, которые потом писали мне рекомендательные письма. Однако поступать, конечно, тем проще, чем раньше ты с этим определишься. Вообще, начиная с третьего курса у меня постепенно росло ощущение, что академическая культура мне ближе, чем корпоративная, и я бы не хотел выпадать из нее.
– Кого из преподавателей ты можешь назвать своим наставником?
–Во-первых, это, конечно, мой научный руководитель – Константин Стырин. В процессе написания диплома важно уметь определять сложность отдельных задач: сколько времени и сил они займут и насколько оправданы будут эти затраты. Важно правильно оценивать свои силы – не только не преувеличить, но и не преуменьшить. Константин отлично помогал мне с этим: подсказывал, где лучше использовать общепринятые практики, а где имеет смысл попробовать модифицировать их. А без его наводок на исследования разных профессоров я бы потратил в разы больше времени на поиски полезного для меня кода и баз данных.
Во-вторых, я бы также назвал своим наставником Ольгу Кузьмину, от которой я узнал много деталей о прикладных аспектах эконометрики. Помимо того, Ольга значительно помогала мне с поступлением и давала очень ценные советы, которые еще не раз мне пригодятся. Именно от нее я узнал про существование программ, на которых можно совмещать прикладную экономику и финансы – в конечном итоге, я поступил именно на такую программу в Школу бизнеса Маршалла.
– Почему после олимпиады ты выбрал именно Совместный бакалавриат РЭШ и ВШЭ?
– Когда я поступал на бакалавриат, у меня не было никаких сомнений в выборе. Еще до проведения Всеросса [Всероссийской олимпиады школьников по экономике – прим.ред.] я решил, что если получу там диплом, то буду поступать на Совместный бакалавриат, а если нет – то на Экономический факультет в Вышке. Наверное, первоначально на выбор повлияла репутация Совбака как места, куда идет подавляющее большинство олимпиадников по экономике. Конечно, я сравнивал описания разных программ, предлагаемые курсы, разговаривал со знакомыми студентами, но все это скорее просто подтверждало первоначальную интуицию: если будет возможность, нужно выбирать Совбак. Со временем, после поступления, я все сильнее убеждался, что эта интуиция была верной.
– Какую роль сыграл Совместный бакалавриат в твоем поступлении?
– Я бы сказал, что с первого года обучения Совбак учит не бояться трудностей. Я почувствовал это еще на первом курсе: то, что выглядит сложным и непонятным, на самом деле возможно понять и решить, просто потребуется время. Иногда это займет одну ночь, иногда три месяца, но в конечном итоге все, скорее всего, окажется не так страшно, как казалось вначале.
Другой большой плюс Совбака – свобода в выборе курсов. Звучит банально, но это действительно позволяет не только сконцентрироваться на интересных тебе областях экономики и околоэкономических дисциплинах, но и расширить свой кругозор за счет вводных курсов по другим наукам. Это работает во многом из-за того, что даже вводные курсы читаются очень хорошими известными профессионалами, которые действительно способны заинтересовать в своем предмете.
На четвертом курсе я прочувствовал на себе еще одно преимущество программы – большую помощь программы в процессе поступления на PhD. Помимо неоценимой информационной поддержки, которую оказывала РЭШ, школа также имеет мощный бренд, который широко известен в академических кругах за рубежом. Когда в процессе поступления я ездил на visit days в разные университеты, которые пригласили меня, профессора, услышав, что я из России, часто отвечали: «тогда ты, конечно же, из РЭШ». Однако основным плюсом Совбака я бы все же назвал людей: помимо того, что находиться среди умных и разносторонних людей само по себе приятно и создает положительный peer effect, здесь, кажется, все – от профессоров и сотрудников учебного офиса до студентов – готовы обсудить твои вопросы и помочь по мере своих сил. Это очень ценно.
– Какие у тебя ожидания от начинающегося нового этапа жизни?
– Я стараюсь не иметь каких-то конкретных ожиданий от чего-либо, но в целом хотелось бы не разочароваться в своем выборе – в первую очередь, в выборе академического пути. Должно быть интересно!
– Что бы ты посоветовал будущим первокурсникам, которые только выиграли Всеросс? Как искать свой жизненный путь?
– Не буду оригинальным: я бы посоветовал пробовать разные направления, пытаться найти в них плюсы и минусы и обсуждать свои мысли с другими людьми. В конечном итоге мой выбор во многом был определен мыслями и идеями, к которым меня привели разговоры с конкретными профессорами и студентами.
Беседовала Елена Томулец (BAE'2021)
Информацию о Совместном бакалавриате РЭШ и ВШЭ можно найти по ссылке.