10 ноября ректор РЭШ Рубен Ениколопов выступил на сессии «Математика – современная латынь или скорее английский?» в рамках Онлайн-конференции Яндекса про образование Yet Another Conference / on Education (YAC/e). В дискуссии также приняли участие Динара Гагарина (НИУ ВШЭ), Дауд Мамий (Адыгейский государственный университет), Александра Скрипченко (НИУ ВШЭ) и Ариша Хованская (математик).
Математика – одна из наиболее важных основ экономики, один из ее столпов, однако помимо математической подготовки, экономисту необходимо обладать навыками оптимизации, отметил Рубен Ениколопов и добавил, что такое востребованное сейчас математическое направление, как анализ данных, уже давно используется в экономике в качестве ее инструмента.
«Прежде всего, в России нет понимания того, что экономика – это очень математизированная наука, и это надо объяснять. У нас очень часто она ассоциируется с простым комментарием к «Капиталу» Маркса и тому подобным. Тем временем, в экономике есть два основных математических направления. Первое и очень важное – это анализ данных, которым экономисты занимались очень плотно еще до того, как это стало модой и хайпом. Так что крайне важным является все, что связано с вероятностью, со статистикой, которые, конечно же, применяются не только в экономике», – рассказал ректор РЭШ.
«Что еще стоит особенно отметить, это то, что экономика – наука об оптимальном использовании ограниченных ресурсов. Так что второе направление, крайне важное для экономистов – это все, что связано с оптимизацией. Оптимизация и математическая статистика – это два математических столпа, которые необходимы экономисту», – добавил он.
Выступая на сессии, Рубен Ениколопов объяснил, как научить математике взрослых людей, в частности, тех, кто поступает на программы РЭШ. «Обучение математике и тесно связанным с ней вещам людей, которые уже достаточно взрослые, очень близко к обучению детей. Главное – заинтересовать и показать, для чего она нужна, что это инструмент, которым потом решаются какие-то вопросы», – сказал ректор. При этом авторитет педагога, который часто положительно влияет в обучении детей, не дает результатов при обучении взрослых, с которыми всегда надо идти от проблемы к инструменту, используемому в ее решении.