• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Ярослав Прохорской: «РЭШ – это идеальное место для исследований и подготовки к PhD»


Ярослав Прохорской — выпускник программы «Магистр экономики» (MAE`2023), ассистент лектора (teaching assistant – TA) и ассистент по исследованиям (research assistant – RA) в РЭШ. Мы поговорили с Ярославом и узнали, почему несколько лет назад он выбрал магистратуру РЭШ, как проходило его обучение на программе «Магистр экономики», а также попросили его рассказать о преподавательской деятельности и исследованиях. 

– Вы окончили МФТИ, где изучали прикладную математику и физику. Почему вы решили пойти в магистратуру по экономике?

– Когда я учился на втором курсе, у нас был преподаватель по математике, который рассказывал, что РЭШ — это очень хорошее место для физтехов. При поступлении не надо знать экономику, нужно знать математику и английский, и это очень удобно. Он настолько проникся РЭШ, что каждый раз заявлял, что те, кто поступит в Школу, будут успешными людьми. И это как-то отложилось в подсознании.

Я в то время больше занимался программированием. Мне очень многое нравилось, но потом я понял, что в современном мире оно скорее  предназначено для решения рутинных задач и не предполагает никакого творческого процесса. 

На четвертом курсе я принял для себя решение, что хочу сменить сферу деятельности. Посмотрел разные курсы по экономике, лекции и понял, что это интересно. Я начал задумываться о поступлении в РЭШ и дальнейшей учебе на программе PhD. Я всегда хотел заниматься чем-то творческим, и это тот самый путь, где можно заниматься творческой работой, а именно писать исследования. Я понял, что РЭШ – это действительно хорошее место для меня.

– Какие преимущества вы увидели в РЭШ? Ведь магистратура по экономике есть и в других известных вузах.

– Сказать по правде, я рассматривал не магистратуру по экономике, а скорее рассматривал РЭШ. То есть ничего другого я даже не смотрел. У меня сложилось прекрасное впечатление о РЭШ из рассказов моего преподавателя. Я начал смотреть разные видео о РЭШ. Посмотрел несколько презентаций профессора РЭШ Герхарда Тевса – они меня вдохновили, потому что мне были близки темы его исследований. 

Я понимал, что хочу в РЭШ. И если бы здесь была какая-то другая специальность (а не только экономика и финансы – прим. ред.), то мой выбор не изменился бы. 

– Скажите, какие были впечатления от учебы после поступления?

– Я стараюсь никогда не иметь больших ожиданий. Однако от РЭШ я ожидал достаточно многого. И все же, когда я пришел сюда, я был в легком шоке, потому что столько всего я ожидать не мог.

Начиная с первого дня, где приветствуют первокурсников, все было насколько классно организовано. Сообщество было очень дружелюбным, атмосфера была открытой и комфортной. Потом начались лекции, многие из которых сразу велись на английском языке. Я понимал, что я в экономике никто, и тут я начинаю это изучать и уже с первых лекций вижу, что это правда интересно. Это про жизнь. Это заставляет по-другому смотреть на мир. В первые месяцы я просто не понимал, что происходит. Ходил в каком-то бешеном восторге и не мог осознать.

Потом была работа над дипломом, которая принесла мне много вдохновения. Да, учиться было тяжело. Но это было большое приключение, которое мы с ребятами прошли все вместе, сообща, рука об руку. Это было интересно. У меня не осталось ни одной негативной эмоции. Эти два года, они как что-то заоблачное. РЭШ превзошла все мои ожидания настолько, что мне даже сложно это описать. 

– Вы много говорите о сообществе. Причастность к нему ощущается сразу после прихода в РЭШ?

– Да. Меня, наверное, не поймут в сообществе Физтеха, но там атмосфера была совершенно другой. Здесь все иначе. Самое интересное в РЭШ – это возможность свободно подойти к любому человеку из администрации, к любому из преподавателей, среди которых есть люди с PhD и эксперты с мировым именем. Это общение на равных. В этом и заключается большая разница.

В РЭШ настолько тепло и душевно, нет условного разделения на студентов, преподавателей и администрацию, атмосфера комфортная и очень дружелюбная. Это даже сложно назвать сообществом. Это такая очень большая семья. 

– Помогает ли это в достижении каких-то из поставленных целей? Как это происходит? 

– Из-за того, что в РЭШ приходят люди с очень разным бэкграундом, все сильно проще. У тебя не возникает какого-то стеснения, можно свободно задать им любой вопрос. Более того, в РЭШ принято помогать друг другу. Например, всю подготовку к экзаменам мы с ребятами прошли вместе. 

– Сейчас вы много занимаетесь преподаванием. Вам удалось побывать и в роли студента, и в роли преподавателя. Как это воспринимается с разных сторон? 

– На самом деле это очень интересно. Когда ты студент, мир преподавателя кажется тебе абсолютно другим. На месте преподавателя я понял, что оценки гораздо приятнее получать, чем их ставить, независимо от того, плохие они или хорошие. Мне нравится преподавать, нравится видеть интерес и благодарность в глазах студента. Видеть отдачу — это здорово. Помимо этого, когда ты объясняешь что-то на совершенно элементарных примерах, ты глубже понимаешь это сам.  

Я очень не люблю оценивать людей. Это очень сложно. Для преподавателя основная цель – научить чему-то, а ставить оценки – это совсем другое. Но это очень полезный опыт. 

– Сейчас вы готовитесь к поступлению на PhD. Вы уже получили оффер? 

– Я получил оффер в Высшую школу экономических и коммерческих наук (ESSEC Business School) в Париже и в данный момент уже собираю документы.

– Как проходила подготовка?

– В этом плане РЭШ – это идеальное место. Я окончил магистратуру в 2023 году и уже год работаю в Школе. Я работал как research assistant (ассистент по исследованиям – прим.) с несколькими профессорами: с Герхардом Тевсом, с Султаном Мехмудом и с Хосни Зоаби. Это важные люди для меня, и я очень много получил от них.

Когда начинаешь работать ассистентом по исследованиям ради рекомендаций, на самом деле получаешь гораздо больше. За полгода мой взгляд на исследования кардинально изменился. Я научился очень многому и очень многое освоил. Для меня это выглядит так, как будто весь мир в моих глазах перевернулся. Сейчас я знаю, как проводить современные исследования. 

Может показаться, что РЭШ – это не Массачусетский технологический институт (MIT) и не Гарвард, это просто вуз в России. Но на самом деле тут можно научиться настолько многому и настолько важным вещам в жизни, обрасти таким большим нетворком, который очень важен. Я не уверен, что во многих вузах мира есть такая возможность.

Когда дело дошло до выбора вуза, подготовки, подачи документов и т. п., в этом мне очень много помогали люди, с которыми я работал. Возможно, это прозвучит странно, но я не принял ни одного решения, не посоветовавшись с ними. Их советы всегда были очень структурированы. Они видели те стороны процесса, на которые я не мог обратить внимание в силу отсутствия опыта. Они помогали налаживать контакты с университетами, что-то узнавать, искать потенциальных супервайзеров. Я безумно им благодарен. 

– Была ли у вас возможность пообщаться с кем-то из ребят, которые уже уехали на PhD? 

– Многие воспринимают PhD просто как следующий уровень образования. В действительности это гораздо серьезнее. Во время обучения в РЭШ у тебя всегда есть возможность пообщаться с людьми из разных сфер, в том числе и с теми, кто выбрал обучение на PhD. Здесь это направление очень развито и популярно. С одной стороны, ты очень много узнаешь из диалогов с другими людьми, которые интересуются данной темой. С другой стороны, очень много информации можно получить в рамках организованных администрацией Школы встреч, на заседаниях PhD-клуба и от преподавателей.

– Расскажите, пожалуйста, чем вы сейчас занимаетесь помимо преподавания и подготовки к отъезду на PhD?

– Сама цель моего решения остаться здесь – получение опыта. Чтобы успешно окончить программу PhD, нужно проводить хорошие исследования. Здесь мне повезло работать с Султаном Мехмудом, с Герхардом Тевсом, с Хосни Зоаби, и я не жалею, что я остался. Я очень доволен. 

Наверное, часов 50-60 в неделю я посвящаю исследованиям. Началось все с достаточно большого проекта Султана Мехмуда и Хосни Зоаби. Но потом появилось много сторонних проектов, появились какие-то свои идеи, над которыми можно работать. Сейчас мы очень много работаем с Российским государственным архивом, собираем архивные данные. Это дает возможность посмотреть на исследования, начиная с самых первых этапов: от сырых данных на старых бумажках до какого-то серьезного анализа. То есть на данный момент основная моя деятельность – подготовка к переезду, преподавание и исследования. 

– Остаётся ли время на что-то еще? Может быть, у вас есть какое-то хобби? 

– Я работаю каждый день. Где-то в 9:30 я уже в РЭШ. Уезжаю отсюда в 20:30-21:00. 

Как однажды сказал Герхард Тевс, когда ты занимаешься исследованиями, тебе не нужны хобби, потому что исследования – это и есть твое хобби. Но это хобби, которое может стать твоей карьерой. Это очень интересно и захватывающе. Мне не столько интересен результат исследования, сколько сам процесс. Это доставляет какое-то бешеное удовольствие. 

Я достаточно часто занимаюсь спортом – через день хожу в зал после работы. Еще я занимаюсь французским – тоже в РЭШ. Я изначально мечтал о поступлении во Францию и начал учить французский еще на Физтехе. В РЭШ есть WCC (Writing and Сommunication Сentre, Центр письменной и устной коммуникации – прим.). Когда я поступал, в WCC была возможность изучения только английского языка. Я внес идею добавить французский, и уже через месяц в WCC появилась возможность изучать и другие языки. Раз в неделю на протяжении двух последних лет я занимаюсь французским. Это бесплатно не только для студентов, но и для выпускников Школы. 

Я очень боялся упустить свой уровень, но благодаря РЭШ сумел поднять его и узнал много нового.

– Вы собираетесь выступить на Дне открытых дверей РЭШ. Чем бы вы хотели поделиться с абитуриентами?

– Я достаточно часто принимал участие в подобных мероприятиях. Обычно я говорю про академическую карьеру, про те возможности, которые дает РЭШ для развития этого карьерного трека, и про исследования, потому что это то, что мне интересно. Мне легко об этом говорить.

– То есть ребята могут от вас узнать какие-то секреты успеха?

– Скорее получить большую мотивацию заниматься исследованиями и делать это именно в РЭШ. 

– Продолжите фразу «РЭШ – это…» 

– Если коротко, я всегда отвечал, что РЭШ – это семья. Если чуть более развернуто, РЭШ – это место, которое дает свободу мысли и благодаря этому помогает очень легко самореализоваться и найти себя. 

1668 человек прочитали эту новость, 10 отметили, что она им понравилась. А вам интересна эта новость?