Расскажи про программу, на которой ты будешь учиться.
Я буду учиться на программе по экономике в Чикагского университета. Всем известный профессор Константин Сонин работает именно там, но контактировать мы с ним будем реже, чем можно было бы ожидать – он профессор не в экономическом департаменте, а в департаменте Political Science.
Моя программа не имеет точных сроков завершения, как и любая PhD-программа, но общий тренд сейчас такой, что люди остаются на шесть лет. Первый год — это погружение в основные курсы. Это нужно, чтобы заполнить пробелы в знаниях и на более фундаментальном уровне освоить базовые предметы. Второй год — это возможность взять продвинутые курсы по выбору и поглубже изучить области, которые тебе интересны. С третьего года начинается твоя работа над исследованием
На виртуальном дне открытых дверей в Чикаго руководители программы и студенты рассказали мне, как будет устроен весь процесс обучения. Главное, что я понял — это будет очень долгий и трудоемкий процесс, в ходе которого я за 3-4 года должен буду научиться проводить фундаментальные исследования и писать академические статьи высокого качества.
Перспективы после обучения очень разные. Несмотря на то, что это академическая программа, половина выпускников все равно идет в индустрию. Остальные же остаются в академии: кто-то идет в постдокторантуру, кто-то сразу становится профессором, хотя, может быть, далеко не в самом престижном университете, а особо успешные ребята могут сразу претендовать на место в одном из лучших университетов.
В какие университеты ты еще подавался? Какую стратегию поступления выбрал?
Я бы сказал, что моя стратегия была risk-averse: несмотря на мой высокий GPA, я подался в 11 университетов. Помимо Чикаго, среди известных университетов в моем списке были Принстонский университет, Калифорнийский университет в Беркли, Северо-Западный университет, Нью-Йоркский университет.
Почему ты в итоге выбрал Чикаго?
На самом деле, у меня было всего два оффера и я был в двух листах ожидания (то есть я получил бы оттуда офферы, если бы кто-то из поступивших отказался). Все это были достаточно хорошие программы, но только одна из них была близка по уровню к Чикаго, поэтому выбор был очевиден.
Как устроен процесс поступления? Что оказалось самым сложным?
Вообще, залог поступления на PhD — это три рекомендательных письма. Именно они являются определяющим сигналом для приемной комиссии, ведь у бакалавров редко есть публикации. Получение рекомендаций — это самое трудное, что придется делать для поступления.
Я советую не откладывать и, начиная с 2-3 курса, работать research assistant (RA) у профессоров, которые занимаются тем, что вам интересно. Стоит сразу им сказать, что вы будет просить рекомендацию, и напоминать об этом время от времени, ведь им тогда нужно запоминать, что именно и насколько хорошо и старательно вы для них сделали. Если вы делали мало и не особо ответственно, нужно быть готовым к тому, что вам могут отказать.
Кроме того, нужно сдать экзамены: по английскому (TOEFL или IELTS) и GRE. На TOEFL обычно хотят видеть 100(~105), но некоторые университеты рекомендуют иметь как минимум 26/30 за все его 4 части. На GRE нужно получить 170/170 за первую часть (математика) и переступить порог во второй и третьей частях (сложная лексика и особый формат эссе), что уже не так сложно, если готовиться.
С английским у меня была интересная история. Осенью я получил 22 за Speaking и 108 за весь экзамен. Но когда я получил оффер, выяснилось, что он условный — нужно было пересдать английский на более высокий балл. По словам координаторов подачи, такой ситуации не было ни у кого в РЭШ за последние 5 лет.
Так что в конце февраля я узнал, что мне до 15 апреля нужно пересдать экзамен. Я усиленно готовился — очень благодарен РЭШ за то, что у нас есть ресурсы для подготовки к английскому. В итоге смог сдать IELTS (это другой международный экзамен по английскому), получив во всех частях балл выше 7. Но это было очень нервно!
Важны ли при поступлении оценки?
Если у тебя сильные рекомендации, оценки вряд будут иметь большое значение, потому что рекомендации все-таки точно важнее. Но, с другой стороны, между средним баллом и уровнем места, куда поступают студенты, есть высокая корреляция. Например, потому что ассистентов профессора часто выбирают по среднему баллу, то же касается и программ по обмену, а эти факторы так или иначе влияют на поступление. Так что совсем не принимать во внимание оценки не стоит.
Когда ты понял, что хочешь строить академическую карьеру? Был ли у тебя опыт в индустрии?
Про академическую карьеру я задумался достаточно рано, еще в одиннадцатом классе, потому что мой репетитор по экономике, Павел Кривенко, был выпускником РЭШ и аспирантом Стэнфорда на тот момент. Разумеется, тогда у меня был куда менее серьезный взгляд на PhD, но из рассказов репетитора у меня складывалось впечатление о том, как примерно все устроено и чего можно ожидать.
Во многом поэтому получение PhD изначально казалось мне более привлекательным вариантом, чем карьера в индустрии. Так что, начиная с первого курса, я стремился очень хорошо учиться, настраивался на академический трек. Я посетил две летние международные школы по экономике, устроился в Лабораторию исследований спорта на третьем курсе и съездил на семестр по обмену в Нидерланды.
Параллельно я общался со студентами и выпускниками, которые выбрали академический или карьерный треки развития, спрашивал их о том, чем они занимаются, что их привлекает в их сфере деятельности. Также я посвятил немалую часть своей жизни образовательной деятельности — преподавал в выездных школах, работал teaching assistant. Все это помогало понять, чего бы я хотел для себя в будущем. Да и вообще, я тот еще прокрастинатор, поэтому в итоге мне так и не удалось поработать в бизнес-секторе. Но я не жалею об этом — благодаря опыту общения с людьми оттуда я решил, что это все равно вряд ли мне понравится, да и большой пользы от меня там не будет.
Почему после Олимпиады ты выбрал именно Совбак? Выбрал ли бы ты его сейчас, в 2020-м?
Поскольку я уже тогда задумался об академической карьере, это повлияло на мое поступление: ни одна другая программа не могла похвастаться таким успешным плейсментом бакалавров на PhD. Уверен, что это так и сейчас, хотя Экономический факультет МГУ сильно продвинулся в этом направлении за последние четыре года. Главным же фактором, наверное, стал network: очень многие мои знакомые либо уже были студентами Совбака, либо собирались ими стать.
Не могу сказать, что все было прямо идеально. Зато точно могу сказать, что ни на секунду ни разу не жалел о том, что выбрал Совбак, ведь в итоге я получил от него то, что хотел, и даже намного больше. Был бы у меня выбор сейчас, я все равно выбрал бы Совбак, потому что таких людей, как здесь, найти где-либо еще очень тяжело, а люди — главная ценность программы.
Какую роль сыграл Совбак в твоем поступлении на PhD?
Разумеется, Совбак сыграл огромную роль. Вклад всего коммьюнити РЭШ в потенциальные успехи выпускников намного превышает индивидуальные усилия каждого.
Во-первых, репутация РЭШ, в особенности ее профессоров и выпускников, очень важна при поступлении, потому что приемная комиссия как минимум косвенно знает людей, у которых ты брал рекомендации, и знает выпускников РЭШ в других университетах.
Во-вторых, открытость коммьюнити. Это позволяет тебе намного проще входить с профессорами РЭШ в контакт, работать у них TA и RA, узнавать много важного и полезного про академическую карьеру. Без этой открытости получение любой рекомендации было бы куда более тяжелой задачей. Эта же открытость позволяет легко налаживать контакты с выпускниками, которые являются PhD-студентами прямо сейчас, и узнавать от них какие-то особенно важные вещи из их личного опыта поступления.
В-третьих, нельзя не отметить, что РЭШ предоставляет большие возможности для помощи в подготовке к сдаче тестов по английскому, в том числе финансовую помощь, что очень круто, потому что это далеко не дешевый процесс.
Ну и наконец, в-четвертых, формат обучения в РЭШ очень помогает в дальнейшем для академической карьеры. Многие интересные статьи, которые профессора упоминали или обсуждали на занятиях, мотивировали меня продолжать мой путь, потому что я верил, что однажды смогу написать что-то хотя бы близко похожее на эти статьи.
Кому ты особенно благодарен и почему?
Я бы очень хотел поблагодарить Эшли (Ashley Squires) за то, что она сильно помогла мне при подготовке к спикингу. По каким-то ни мне, ни ей неведомым причинам это почти не влияло на мой результат (несмотря на то, что мы оба отмечали мой прогресс), но занятия точно придали мне уверенности. Если бы не Эшли, я бы возможно никогда не оказался в Чикаго, потому что именно английский оказался неожиданным камнем преткновения.
Очень хотел бы поблагодарить всех троих моих рекомендодателей, потому что с каждым из них у меня уникальная и необычная история взаимодействия:
Спасибо Дмитрию Дагаеву за то, что он позвал меня в лабораторию спорта в ситуации, когда я был готов делать что угодно, но никак не мог найти, что именно, потому что нигде не было свободных вакансий.
Спасибо Михаилу Другову за то что, он в любой ситуации старался фокусироваться только на моих позитивных аспектах, несмотря на то что у нас с ним не получилось плодотворно поработать.
И, наконец, спасибо моему научному руководителю Андрею Савочкину за то, что за короткие полгода он дал мне столько важных жизненных уроков и полностью убрал мои розовые очки, погрузив меня с головой в реалии академической карьеры. Эти реалии таковы, что там нет никаких строгих дедлайнов и конкретных задач, но есть очень высокие требования к фундаментальным вещам, которыми ты должен заниматься на регулярной основе, генерировать исследовательские идеи и затем реализовывать их, чтобы спустя длительное время на выходе получилась академическая статья. Думаю, мне хватит этих уроков еще на ближайшие пару лет.
Что бы ты посоветовал будущим первокурсникам, которые еще в начале пути?
Пожалуй, не забывать о рейтинге. Даже если в начале у вас нет планов на академическую карьеру или на магистратуру, они могут появиться в дальнейшем, а плохой GPA может вставить много палок в колеса. У меня был однокурсник, который только в конце третьего курса внезапно решил, что он хочет в магистратуру по data science. Надо сказать, что, хоть он и смог удачно поступить на очень хорошую программу, ему помогло довольно высокое место в рейтинге.
Кроме того, советую по максимуму использовать возможности нетворкинга, общаться с разными людьми, задавать любые вопросы и пробовать себя в разных вещах, пока есть время. Потому что если ваши планы внезапно поменяются или вы определитесь слишком поздно, вам придется потратить неимоверные усилия на то, чтобы наверстать упущенное. А так — дорогу осилит идущий, как говорится!
Беседовала Елена Томулец (BAE'2021)