• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Выпускница РЭШ Динара Акчурина: Совместные исследования вузов и бизнеса могут быть очень плодотворными для обеих сторон


Расскажите, пожалуйста, о своих научных интересах и опыте учебы на PhD в INSEAD. О чем ваша диссертация?

Я заканчиваю PhD в INSEAD по программе маркетинга. Когда я подавала документы на поступление на PhD, в отличие от экономики и финансов маркетинг был не очень популярен, поэтому я не очень четко представляла себе особенности программы. В целом, анализируя свой опыт, могу сказать, что структура программы по маркетингу схожа со структурой программ по экономике – первые два года уходят на изучение различных учебных курсов, а начиная с третьего года обучения студенты полностью занимаются исследованиями. Основное отличие моей программы заключалось в том, что менее строгие требования к обязательным курсам (например, объем обязательной микроэкономики довольно сильно урезан) позволяли значительно раньше вовлечь студентов в исследовательскую работу. Этому также способствует небольшое число обучающихся, что позволяет профессорам уделить достаточно внимания каждому из них. Например, уже со второго курса я каждые две недели встречалась со своим научным руководителем. Конечно, меньшее количество обязательных классов может быть и минусом, но с другой стороны, при наличии самодисциплины, это оставляет больше времени для изучения предметов из сферы своих интересов.

Моя основная сфера исследований – это маркетинг в онлайн-образовании, прежде всего меня интересуют программы для детей. В своей диссертации я изучаю, каким образом необходимо сочетать образовательный и игровой контент в образовательных платформах для школьников. Практически во всех существующих обучающих программах для детей имеются игровые элементы – например, аватары, игры, виртуальные комнаты, забавные персонажи. Их основная цель – сделать обучение более веселым и интересным и таким образом мотивировать ребенка заниматься чаще. Однако решение о покупке подписки на образовательную платформу принимают родители. Их предпочтения не всегда совпадают с тем, что хотят дети. Поэтому возникает вопрос, каким образом нужно сочетать два ключевых элемента – образовательный материал и игры – так, чтобы и дети, и их родители были одинаково довольны.

Как образование в РЭШ помогло в построении международной академической карьеры?

Конечно, РЭШ дала мне сильную базу по ключевым предметам – микроэкономике, эконометрике и статистике. Я очень благодарна моим профессорам – Сергею Измалкову, Григорию Косенку, Павлу Катышеву и многим другим (всех не перечислить!) за прекрасные курсы. В процессе учебы особенно ценным для меня было большое количество домашних работ – когда решаешь задачи самостоятельно, начинаешь гораздо глубже понимать материал. На мой взгляд, такая подготовка особенно хороша для PhD в бизнес-школе, где требования к обязательным курсам не такие строгие. Также был очень полезен опыт работы стажером-исследователем в ЛИСОМО под руководством Шломо Вебера, где я училась у опытных исследователей.

И, разумеется, РЭШ дала мне прекрасных одногруппников! Со многими из них я продолжаю общаться и сегодня, и их достижения вдохновляют двигаться вперед.

Расскажите, пожалуйста, об исследовательском проекте, который вы реализуете совместно с РЭШ. В чем его цель? Как вы пришли к этой идее? Кто еще участвует в команде?

Большое количество детских образовательных платформ сфокусированы на изучении одного предмета, например, чтения, математики, иностранных языков. В сотрудничестве с Учи.ру мы решили проанализировать другую модель. Учи.ру интересна тем, что представляет курсы по нескольким предметам школьной программы, и дети могут одновременно проходить несколько из них. В отличие от школы, где расписание создано методистами, на онлайн-платформе ребёнок и его родители выбирают сами, сколько времени заниматься каждым предметом и в каком порядке

В данном проекте мы совместно с профессором РЭШ Дарьей Дзябурой стремимся понять, существует ли оптимальное распределение времени работы ребенка над каждым из предметов. Наша конечная цель – определить, может ли процесс обучения различным дисциплинам быть улучшен с помощью адаптивных рекомендаций, то есть таких, которые предоставляются по мере прохождения различных упражнений в каждой из сессий. Цель этих рекомендаций состоит в том, чтобы отслеживать успеваемость ученика, и, в зависимости от нее, советовать переключиться на другие предметы либо, напротив, продолжать фокусироваться на текущих заданиях. Например, если скорость решения задач по какому-либо предмету падает, то это может свидетельствовать о том, что ребенок устал, и, возможно, его внимание лучше переключить на другой предмет.

Какова роль компании Учи.ру в проекте? Как возникла идея сотрудничества? Какие данные они вам предоставили?

Сотрудничество с компаниями в области образования особенно интересно для меня, поскольку они действительно заинтересованы в том, чтобы приносить пользу обществу и помогать детям учиться. Учи.ру, несмотря на уже достигнутую популярность и большой охват аудитории (сейчас более половины школьников России занимаются на платформе), продолжает постоянно совершенствовать свой продукт. Например, специалисты по анализу данных компании не только поделились с нами первоначальными данными для исследования, но и по нашей просьбе добавили в массив дополнительные переменные, необходимые для анализа. Мы очень благодарны им за это.

В исследовании мы использовали анонимизированные данные о прохождении карточек по различным предметам из случайной выборки школьников. Основные переменные – это время, затраченное на карточку, и процент правильно решенных упражнений. Такая детальность данных позволяет наблюдать, как быстро пользователи учатся/как быстро забывают пройденный материал и как эти параметры различаются между учениками разных возрастов, между мальчиками и девочками. 

Участвуют ли студенты РЭШ в этом исследовании?

Пока нет. Но они могут использовать полученные данные в собственных проектах.

Если у студентов появятся идеи исследований на основе данных Учи.ру, они могут запросить  доступ к анонимизированным даным, представив проект будущей работы. Эта возможность часть новой инициативы РЭШ по предоставлению данных компаний для исследований студентов и профессоров. Более подробное описание данных есть на сайте https://sites.google.com/nes.ru/nes-datanerds-data-center/dataset-descriptions.

В чем ценность и особенности совместных проектов между вузами и бизнесом? Каковы их преимущества? 

Я думаю, что такое сотрудничество может быть очень плодотворным для обеих сторон. Для бизнеса основное преимущество состоит в том, что результаты исследований могут помочь оптимизировать бизнес-процессы, например улучшить дизайн сайта, систему рекомендаций. Кроме того, иногда участие в совместном исследовании позволяет компании получить дополнительную полезную информацию: например, в ходе одного из моих проектов мы выяснили, что больше всего усилий менеджеры тратили на тех потребителей, которые, согласно их же модели, с наибольшей вероятностью отпишутся от услуг. А профессиональная литература по маркетингу говорит о том, что это наименее эффективно: потребители, которые с большой вероятностью разорвут контракт, скорее всего, просто не нуждаются больше в услугах компании; маркетологам разумнее тратить средства (например, предоставлять скидки) на тех клиентов, кто еще сомневается. Менеджеры компании посчитали полученную информацию очень полезной для себя.

Для вузов польза состоит в том, что, во-первых, они получают доступ к данным, на которых можно проверять гипотезы. Во-вторых, коммуникация с компаниями позволяет ученым приблизить цели исследований к тому, что действительно важно в реальном мире. Я считаю, что социальные науки, которыми являются экономика и маркетинг, должны решать в первую очередь насущные, практические проблемы, с которыми сталкиваются компании/потребители/государство.

Безусловно, при реализации подобных исследовательских проектов необходимо учитывать и оговаривать заранее некоторые моменты, поскольку представления о характере сотрудничества в академической сфере и бизнесе зачастую различаются. Например, в науке очень важно качество, поэтому исследования могут занимать несколько лет. При этом в бизнес-секторе необходимо принимать решения очень быстро, вследствие чего скорость становится одним из приоритетов. Поэтому, на мой взгляд, необходимо заранее оговаривать сроки и цели партнерства, чтобы у обеих сторон были реалистичные ожидания.

Каковы ваши профессиональные планы?

Начиная с осени я буду работать профессором маркетинга в университете Торонто в бизнес-школе Ротмана. Я планирую и дальше заниматься исследованиями в области дизайна образовательных продуктов, не только для детей, но и для взрослых. Часто можно услышать мнение, что маркетинг – это что-то негативное, и цель маркетологов состоит в том, чтобы продать потребителям как можно больше ненужных товаров по максимально высокой цене. В онлайн-образовании же, наоборот, роль маркетинга/дизайна продукта состоит в том, чтобы принести реальную пользу потребителям, ведь образовательные компании особенно заинтересованы в долгосрочном сотрудничестве с клиентами. А залог этого в том, чтобы выполнить долгосрочные обещания: помочь людям достичь их конкретных целей в обучении.

Что, на ваш взгляд, важно делать студентам и выпускникам РЭШ, чтобы найти свой профессиональный путь?

Я думаю, что очень важно прислушиваться к собственным желаниям, пусть они и не совпадают с тем, что делает большинство людей вокруг тебя. Я считаю, что если у человека нет интереса к тому, чем он занимается, достичь какого-либо результата будет сложно. Ведь львиная доля в достижении успеха  – это труд. А трудиться намного приятнее и легче, когда тебе нравится твоя работа! Люди РЭШ действительно удивительные, талантливые и трудоспособные, поэтому я уверена, что они смогут достичь больших успехов в самых разных областях.

 

Поступить на программу «Магистр экономики» можно по результатам вступительных экзаменов или международных сертификатов по математике и английскому, а также по Олимпиаде РЭШ, которая состоится 13 июня. Регистрация на Олимпиаду: здесь.

 

Чт, 21 мая 2020
MAE
1893 человек прочитали эту новость, 13 отметили, что она им понравилась. А вам интересна эта новость?