• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

В студентах РЭШ сохраняется научная романтика


Павел Константинович Катышев – профессор Департамента финансов и математических методов в экономике РЭШ, один из первых преподавателей Школы, который работает здесь практически с самого ее основания. К области его научных интересов относятся: теория вероятностей, математическая экономика и эконометрика. Мы поговорили с профессором о том, как начинался его путь в экономической науке, как развивалась Российская экономическая школа и, конечно, об эконометрике – основном его предмете, который он преподает студентам РЭШ до сих пор.

Павел Константинович, почему вы выбрали экономическую сферу? Где вы получили образование и в какой организации начинали работать?

Я окончил механико-математический факультет и аспирантуру МГУ, после чего пошел работать в Центральный экономико-математический институт (ЦЭМИ). Занимался я там не экономикой, как таковой, а математической экономикой, которая была больше математикой с некоторым формальным уклоном в экономику. К экономической науке она имела весьма слабое отношение, но там были достаточно интересные математические задачи. Проработал в ЦЭМИ я целых 43 года, ушел оттуда только недавно.

Расскажите, когда вы начали работать в РЭШ?

В 1992 году была создана РЭШ, и ЦЭМИ в лице академика Макарова был одним из инициаторов создания Школы. Значительную часть преподавателей РЭШ в первые годы составляли сотрудники ЦЭМИ, и я был в их числе. Я преподавал сначала как ассистент, а потом как лектор теории вероятностей, вел математическую статистику и потом уже долгие годы – эконометрику.

У вас с одной стороны, очень интересная, с другой − довольно сложная специализация: эконометрика. Как можно объяснить абитуриенту или первокурснику, что эконометрика изучает? Зачем она нужна?

Эконометрика была для российских ученых в 90-е годы совершенно новой наукой, поэтому нам приходилось преподавать ее, параллельно изучая самим. Мы были ассистентами у приезжающих зарубежных профессоров, поскольку в России тогда эконометрика была в очень зачаточном состоянии. Но такая ситуация была не только в этой, но и в других базовых экономических дисциплинах: микроэкономике, макроэкономике и др.

Название дисциплины «эконометрика» означает экономические измерения. С формальной точки зрения эта наука занимается установлением количественных отношений между различными экономическими факторами, которые вы собираетесь исследовать. Например, вы хотите понять, в какой степени изменение мировых цен скажется на валовом внутреннем продукте: оцените, насколько снизится квартальный ВВП в России, если вам скажут, что стоимость нефти снизится в цене на 1 пункт. Эконометрика старается ответить на такого рода вопросы, но также она позволяет понять, являются ли значимыми те или иные факторы, связанные с основным, интересующим исследователя.

В чем на ваш взгляд уникальность РЭШ? Как по вашему мнению изменилась Школа и ее студенты за прошедшее время?

Когда Школа создавалась, ее развитие шло методом проб и ошибок. Я очень хорошо помню, как писался устав РЭШ. С самого начала у создателей было желание, чтобы Школа жила по фундаментальным и правильным законам, которые надо хорошо сформулировать, и, если нужно будет в какой-то момент их менять, то нужно будет внимательно изучить, как они связаны с остальными и т.д. Это была кропотливая и очень правильная работа, в которой решающее значение имел опыт и ум людей, стоящих у руководства Школы: в первую очередь первого ректора РЭШ, ставшего впоследствии ее почетным президентом, академика Виктора Леонидовича Макарова; почетного профессора РЭШ, академика Виктора Мееровича Полтеровича; профессора Александра Абрамовича Фридмана и ряда других.

В РЭШ всегда было и остается очень доброжелательным отношение к нашим студентам. Это очень важно, когда человек чувствует себя защищенным. Студенты, на мой взгляд, особенно не изменились, в целом они у нас всегда были замечательными. Те ребята, кто поступает в РЭШ, особенно на Совместный бакалавриат, делают, как мне кажется, очень осознанный выбор. И конечно, студенты магистратуры еще более мотивированы, чем даже бакалавры. Помимо РЭШ я преподаю еще и в НИУ ВШЭ, так вот, в Вышке тоже ребята достаточно мотивированные, но они на меня лично производят впечатление, бóльших прагматиков. В студентах РЭШ все-таки еще сохраняется какая-то научная романтика.

Что бы вы посоветовали абитуриентам, планирующим поступление в РЭШ?

Здесь я никакой Америки не открою. Надо готовиться, надо заниматься. Я являюсь председателем предметной комиссии по математике в Школе. С нашей командой, состоящей из четырех человек, мы готовим вступительные экзамены. В первую очередь абитуриентам я советую брать наши сборники и решать, решать все эти задачи. Это, на мой взгляд, наилучший способ. В РЭШ есть подготовительные курсы по математике, их тоже полезно посещать, и в первую очередь тем, кто чувствует, что необходимо подтянуть базовую математику. 

Вообще всем ребятам, кто собирается поступать в Школу я желаю успешно подготовиться и сдать экзамены. Ждем вас в РЭШ!

 

Мы поздравляем Павла Константиновича с недавно прошедшим юбилеем – мэтру исполнилось 75. Желаем ему крепкого здоровья и еще долгие годы нести свои знания и бесценный опыт студентам, изучающим экономику!

454 человек прочитали эту новость, 4 отметили, что она им понравилась. А вам интересна эта новость?