• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Турбулентное время – это хороший момент для инвестиций в образование


Антон Суворов (МАЕ'1999) возглавляет Российскую экономическую школу с 1 сентября 2022. Мы решили встретиться с Антоном и обсудить, что удалось сделать за прошедший год и каким ему видится будущее РЭШ. Профессор Суворов стал шестым по счету ректором РЭШ, он продолжает славную традицию, заложенную в 2018 году, когда Школу впервые возглавил ее выпускник.

 

– Уже больше года вы возглавляете Российскую экономическую школу, какие у вас впечатления от ректорства? 

Во-первых, мне по-прежнему очень интересно. Когда я соглашался на эту позицию, понимал, что будет непросто, что это большая ответственность, учитывая внешнюю конъюнктуру. Но этот вызов, встроиться в работу слаженной и профессиональной команды в новом статусе, вместе искать решения и новые возможности - это интересная задача. Российская экономическая школа для меня совсем не чужая организация, я в своей жизни очень многим обязан РЭШ, и для меня это очень хорошее, знаковое место, поэтому вернуться сюда и быть частью РЭШ, особенно в таком качестве – я, наверное, это уже много раз произносил, но повторю – это большая честь. Главной моей мотивацией было и остается желание попытаться помочь Школе, насколько я могу, и попытаться сделать так, чтобы стратегические задачи, стоящие перед Российской экономической школой, были реализованы, и чтобы РЭШ с ее уникальным багажом, накопленным за 30 лет, и дальше развивалась, становилась больше, сильнее, лучше, привлекала новых студентов и новых профессоров, новых сотрудников. 

 

Welcome Day 2023

 

– Самое важное и ключевое для вас сейчас - это... 

Сделать так, чтобы в сутках было 36 часов (смеется). А если серьезно, то ключевая задача сейчас – адаптировать к современным условиям Стратегию развития Российской экономической школы. Принятый еще при Рубене Ениколопове вариант рассчитан до 2025 года, многие пункты, как например, собственный кампус РЭШ, уже успешно реализованы. При этом мы продолжаем выплачивать кредит за здание в Сколково. Финансовые вопросы всегда требуют особого внимания, в этом смысле Школа – хрупкий организм, зависящий от поддержки доноров, многие из которых остались с нами и которым мы очень благодарны, но которым и самим сейчас непросто. Мы к этому относимся с пониманием. Мы надеемся, что компании и люди, которые нас поддерживали, не отвернутся от нас в это сложное время, продолжат эту поддержку. Мы выражаем благодарность крупным частным и корпоративным благотворителям 2022-2023 гг., среди которых - Норникель, РЖД, Сбербанк, Северсталь, Благотворительный фонд «САФМАР». Несмотря на то, что год был довольно непростой, мы рады, что появились новые партнеры и направления, которые поддержали меценаты. Райффайзенбанк предоставил гранты и стипендии, компания Alber Blanc учредила второй грант и поддержала Центр развития карьеры и лидерства школы. 

Недавно была запущена новая фандрайзинг-кампания «Точка роста», которая ориентирована прежде всего на выпускников. Спасибо всем, кто уже присоединился к сбору – а это почти 130 человек, мы это очень ценим и благодарны каждому. На данный момент собрано почти 9 миллионов руб. Сила РЭШ в ее сильном и сплоченном сообществе. Теперь я смог убедиться в этом уже с позиции руководителя Школы. Мы благодарим Джангира Джангирова (MAE'2004), ставшего первым присоединившимся к акции «Точка роста», Наталию Пузырникову (MiF’2009) и Александра Зозулю (MAE'2007) за вклад в эту кампанию, Дмитрия Гаранина (MAE'2003) за создание команды из выпускников, уже третий год оказывающей стипендиальную поддержку студентам, Сергея Корепанова (MAE'2003) за продолжение работы большого стипендиального фонда и каждого выпускника, оказывающего поддержку школе. Мы со своей стороны будем стараться оправдывать ожидания и давать основания для такой поддержки. Радует, что мы можем позволить себе не отказываться от долгосрочных стратегических приоритетов, как бы ни менялась ситуация. Во всех начинаниях РЭШ поддерживает и направляет профессиональный Совет директоров, в который так же входят некоторые наши выпускники и многие давние друзья Школы. Я очень благодарен членам Совета директоров за всю их помощь, она бесценна!

 

Антон Суворов выступает с мастер-классом на церемонии вручения дипломов CIWM сотрудникам Sber Private Banking

 

– А можете привести пример и поделиться какими-то успехами? 

У РЭШ наконец-то появилась аспирантура по специальности «Экономическая теория». Это важный этап нашей образовательной стратегии. Мы долго и осторожно к этому шли, и вот с 1 сентября у нас 3 собственных аспиранта. Все трое - выпускники программы «Магистр экономики» разных лет: Даниил Горбунов и Эльвина Лукманова (МАЕ'2023)  и Александр Кальчевский (МАЕ'2018). Теперь можно говорить о том, что мы вуз полного образовательного цикла: у нас есть бакалавриат, который считается одним из самых успешных экономических бакалавриатов России, магистратура разной направленности (экономика и финансы) , в том числе набирающая все большую популярность программа MiF, на которой учатся уже взрослые, состоявшиеся люди. Растет спрос на отдельные курсы и экспресс-программы, среди них: «Анализ данных для бизнеса», «ФинТех», «Риск менеджмент». У нас теперь даже есть курс «Венчурные инвестиции в Китае: оценка и структурирование сделок». В 2022/2023 учебном году также прошел первый набор на новую программу Управление благосостоянием.

В своих программах РЭШ ориентируется на лучшие международные практики и опыт, накопленный в течение десятилетий в разных сферах (корпоративный сектор, банки, аудит, государственные институты, стартапы). Еще немаловажный вопрос: каким будет интерес у наших будущих абитуриентов к получению экономического и финансового образования? На мой взгляд, такое неспокойное и турбулентное время – это, как это ни странно, хороший момент, чтобы делать инвестиции в собственное образование и тем самым укреплять свои жизненные позиции. Спрос на то качественное образование, которое мы даем на всех уровнях, сохраняется. Российская экономическая школа дает, с одной стороны, фундаментальное, с другой – достаточно гибкое образование, мы знаем, что выпускники РЭШ работают в самых разных компаниях, и не только в компаниях, и могут менять сферу своей деятельности. Во время перемен умение адаптироваться и гибкость, которой характеризуются наши выпускники, мне кажется, играют первостепенную роль, и с этой точки зрения спрос на наше образование должен только увеличиваться.

 

Подписание соглашения со Сбером

 

– А какие цифры по приему 2023 года, кстати? 

Прием этого года, финальная цифра: 186 человек. Есть пара программ, на которых прием немного сократился, есть программы, на которых прием заметно вырос. В целом мы вышли на запланированный уровень, но то, что у нас такой успешный прием в этом году не гарантирует, что он автоматически будет таким же в следующем году. Конечно, нам нужно будет приложить усилия, чтобы наши потенциальные абитуриенты узнали о нашей школе (те, кто еще не знают), а те, кто знают и размышляют, какой вуз выбрать, пришли именно к нам, ведь мы можем дать им больше и именно то, что им подходит. Одна из особенностей РЭШ – это уникальный профессорско-преподавательский состав, более 90% профессоров имеют степень PhD ведущих университетов мира. То, что в нынешних условиях РЭШ остается частью международного академического сообщества, меня искренне радует. Мы продолжаем нанимать профессоров на международном рынке труда. За последний год к нам присоединились три новых профессора: это Иван Стельмах (PhD, Университет Карнеги-Меллон, 2022), Давиде Чанчарузо (PhD, Школа менеджмента имени Келлога, Северо-Западный университет, 2017) и Шахир Сафи (PhD, Автономный университет Барселоны, 2018). До РЭШ профессор Чанчарузо, кстати, работал в Высшей коммерческой школе Парижа (HEC Paris).

Стоит также отметить успехи профессоров, которые давно с нами. Авторитетный журнал Nature опубликовал исследование Султана Мехмуда, и публикация вызвала большой интерес в мировых СМИ. Научный руководитель РЭШ Рубен Ениколопов, который продолжает у нас преподавать, возглавил редколлегию The Review of Economic Studies – журнала, входящего в ТОП-5 ведущих экономических журналов мира. Я могу долго перечислять новости из академической жизни РЭШ, но главное, что мы остаемся верны основополагающему принципу: в РЭШ продолжают работать лучшие из лучших. И мы стараемся сохранять преемственность, в 2023 году семь выпускников магистратуры РЭШ поступили на программы PhD ведущих университетов, таких как Высшая школа бизнеса Стэнфордского университета, Гарвардская бизнес-школа, Гонконгский университет науки и технологии, Университет Помпеу Фабра, Университет штата Пенсильвания, Университет Мичигана. На predoc-программу в Чикагский университет поехала выпускница 2023 Совместной программы по экономике НИУ ВШЭ и РЭШ Анастасия Небольсина. 

Миссия РЭШ – это международный обмен и свободная наука. Поэтому важно не только реализовывать эти наши образовательные и научные цели, но не менее важно и рассказывать об этом, чтобы следующие поколения студентов понимали, какие возможности развития карьеры в науке, образовании и бизнесе могут перед ними открыться. И мы всегда очень рады, когда выпускники РЭШ, получив качественное образование за рубежом, возвращаются в качестве профессоров к нам, в альма-матер, а также в другие российские университеты.  

– И вы сами тому яркое подтверждение…

(Смеется) Да, это так. Я уже второй выпускник на посту ректора в истории РЭШ после Рубена Ениколопова. Мне нравится эта зарождающаяся традиция. Хочу, кстати, сказать отдельные слова благодарности Рубену, за доверие и за поддержку, и за советы, которые он мне давал весь этот год.  

– Когда Рубен давал интервью, он сказал, что вас в какой-то момент пришлось поуговаривать. Что перевесило при принятии решения? Что стало ключевым, когда вы все-таки согласились стать ректором РЭШ?  

Когда нужно принимать такое решение, здесь уговаривай - не уговаривай, человек его сам должен принять. Какая у меня была мотивация? Наверное, ее сложно свести к чему-то одному. Во-первых, как я уже сказал выше, это просто невероятно интересно, и понятно, что такие предложения не делают 10 раз в жизни. Конечно, это большая ответственность перед Школой, но это и уникальная возможность и я рад, что коллектив РЭШ меня поддержал и принял, и вместе мы пытаемся построить новое, успешное будущее РЭШ. В целом все работают очень профессионально. Конечно, бывают мелкие накладки, как и везде, но спустя год я по-прежнему считаю, что РЭШ – это абсолютно живая, профессиональная организация, в которой сотрудники стараются быть максимально клиентоориентированными, идет ли речь о каких-то внешних клиентах или внутренних. Мы все понимаем и помним, сколько труда, таланта, любви многих людей вложено в нашу школу и какая высокая планка нам задана.

 

День открытых дверей магистратуры РЭШ

 

– Вопрос, по поводу сроков вашего ректорства, публично это, вроде бы не обсуждалось, до какого года вас утвердили? 

У меня контракт на три года. То есть до конца августа 2025. В прошлом году, когда я только пришел в РЭШ в качестве ректора, Школе исполнилось 30 лет, важная для нас веха. К сожалению, в год 30-летия пришли печальные известия о смерти нашего дорогого друга, сооснователя РЭШ Гура Офера. Нисколько не умаляя заслуг других замечательных людей, много труда и любви вложивших в создание и становление Школы, не будет преувеличением сказать, что без Гура РЭШ просто не было бы – в том виде, в котором мы ее знаем и любим. Мы будем всегда с благодарностью помнить Гура и то чудо, которое он подарил нам всем. Чтобы отдать дань уважения Гуру, мы посвятили ему Научную конференцию РЭШ30, а также его имя теперь носят Просветительские дни РЭШ (зимняя серия 2022, летняя серия 2023). Я очень рад, что у нас появился этот проект, это серия онлайн-дискуссий на актуальные темы по экономике, финансам и образованию. Такая лайф-версия подкаста «Экономика на слух». Причем участвуют в Просветительских днях профессора и выпускники, а также представители банковской сферы, крупных компаний и стартапов. Кроме того, в честь Гура был назван научно-популярный портал РЭШ GURU, где собраны все просветительские материалы, которые мы выпускаем. 

 

Запись подкаста «Экономика на слух»

 

– Вы долгое время руководили Совбаком (Совместная программа по экономике РЭШ и НИУ ВШЭ) и знаете, чем живут бакалавры, и сейчас тоже с ними много общаетесь. Как-то изменился запрос с их стороны, зачем они идут в РЭШ?

Я вижу, как из года в год усиливается запрос на все, что связано с анализом данных, машинным обучением. Мы стараемся этим запросам соответствовать, создаем новые курсы, причем на всех программах – это, конечно, укрепляет позиции РЭШ как вуза. Если говорить именно про Совбак, то его отличительная черта – наличие самых разнообразных гуманитарных или естественнонаучных курсов. Меня очень радует, что спрос на такое разнообразие остается неизменно высоким. Иногда бывает мода на какой-то один курс, потом становится популярным другой, это нормально, фундаментальных трендов я здесь не вижу. Есть какие-то колебания, и они естественные. Например, у нас долго не было курсов, связанных с кино, а сейчас их целых три. Конечно, они не замкнуты на кинематографе как таковом – мы не ВГИК – но через обращение к теме кинематографа они дают нашим студентам уникальный опыт. Так, один из этих курсов, в общем, экономический – про экономику советской киноиндустрии, другой – про отражение русской философской мысли девятнадцатого века в кинематографе века двадцатого, ну а третий – собственно про кино, «кино на ощупь». Мы очень рады, что студенты Совбака не только получают первоклассное экономическое образование, но и просто вынуждены становиться разносторонними, современными, думающими людьми – тут мы им не оставляем выбора.

 

День открытых дверей РЭШ 2023

 

– Вы сами специализируетесь на поведенческой экономике, и это как раз сейчас один из трендов. Продолжаете ли вы преподавать в РЭШ, какие курсы и на каких программах? 

Действительно, так получилось, что сейчас я читаю только курсы по поведенческой экономике, но на двух программах – на Совбаке и в магистратуре. Я очень люблю этот предмет, который – в соответствии с традицией неоклассической экономической теории – смотрит на людей уважительно, как на существ в целом разумных, рациональных, но при этом учитывает, что полная рациональность – недостижимый идеал, а в слабостях, иррациональных проявлениях у разных людей много общего поэтому их можно успешно изучать.

– А как у ученого у вас остается вообще время что-то делать? 

Гораздо меньше, чем хотелось бы. Но когда получается – это большая радость. Сейчас заканчиваем с соавторами (Йеруном ван де Веном из университета Амстердама и Мари Клер Виллеваль из Университета Лиона) экспериментальную статью.

– А какая конкретно тема? Или её нельзя называть? 

Можно, конечно. В эксперименте мы проверяем гипотезу о том, что чрезмерная самоуверенность людей при групповом взаимодействии усиливается. В поведенческой экономике есть много литературы, которая посвящена чрезмерной самоуверенности, но, как правило, подавляющее большинство этих работ фокусируется на чрезмерной самоуверенности конкретных людей. И это естественно: самоуверенность – это прежде всего такой личный атрибут, или личное свойство, или индивидуальное состояние. Но у нас есть гипотеза, что именно в группах возникают условия для процветания чрезмерной самоуверенности и мы исследуем конкретный механизм: члены группы охотно делятся новостями, которые свидетельствуют об их высоких способностях и, наоборот, скрывают информацию о своих неудачах и провалах. В такой избирательной коммуникации было бы полбеды, если бы все участники понимали, что и они, и товарищи ведут себя неискренне и при принятии групповых решений делали бы на это поправку. Наши результаты показывают, что такой проницательности людям не хватает и группы оказываются чересчур самоуверенными, принимают чрезмерно рискованные решения. 

 

Просветительские дни 2022

 

– Очень интересный эксперимент, будем ждать публикацию. Про математику давайте еще поговорим, вы по первому образованию математик, как произошла трансформация из математика в экономиста?

Год назад у нас был подкаст с Рубеном, там мы тоже об этом говорили. В какой-то момент я понял, что заниматься чистой математикой для меня не очень интересно и перспективно, есть много людей, которые более мотивированы и талантливы в этой области. Я стал себя искать к концу мехмата. Попробовал себя в консалтинге, но достаточно быстро понял, что академическая среда мне близка и дорога. Два моих друга с восторгом рассказывали мне о Российской экономической школе, где они учились. Это стало поворотным событием в моей жизни. Когда я учился в РЭШ, мне было очень интересно, я попал в среду, в которой мне было интересно учиться совершенно новым вещам и по-человечески комфортно.

Что мне понравилось в экономике: с одной стороны, то, что математика, которую я неплохо знал, была очень полезна, с другой стороны, меня очень порадовало, что ученые-экономисты находят мотивацию для своих исследований во многом в реальном мире. Мне понравилась эта связь экономики с реальностью, причем эта реальность может быть самой разной: от баз данных до романов, где ситуации взаимодействия между людьми тоже могут быть интересны ученым, и экономистам есть что сказать и по этому поводу тоже. Экономика – это наука о человеческом взаимодействии, и мне это показалось очень интересным. Экономисты смотрят на человеческие взаимодействия, и, повторюсь, я очень ценю, что они с большим уважением относятся к человеческому выбору. В экономической науке именно выбор является одним из ключевых понятий, и он, выбор, сопряжен с ответственностью. Экономисты фактически рассматривают человека как существо, которое делает какой-то ответственный выбор. С точки зрения поведенческой экономики наш выбор, конечно, далеко не всегда осознанный, иногда он бывает глупым, мы совершаем неразумные вещи. Но всё равно экономический дух состоит в том, что так или иначе это именно наш выбор в любой ситуации. Это очень перекликается с какими-то направлениями психологии или философии. Если почитать Виктора Франкла, его идеи, связанные с осознанностью, важностью выбора, с проактивностью – это все близко к экономическому стилю мышления. Мне кажется, что это очень важно. Если говорить про психологию, то рациональный экономической агент, наверное, заточен на внутренний локус контроля, это тоже характеризует его проактивную жизненную позицию, то есть человек не пытается обвинить в своих неудачах внешние обстоятельства, а принимает на себя ответственность за свои решения. 

 

Встреча выпускников РЭШ 2022

 

– Ещё немного про математику. Вам не кажется, что эпоха гаджетов, то, что можно моментально всё посчитать и узнать, что это «убивает» уникальность математики, уменьшает число восторженных математиков, или все не так и это просто стереотипное представление? 

Это хороший и важный вопрос, непростой... Могу поделиться своими размышлениями: хорошее знание математики по-прежнему нужно, просто потому что это очень хорошо организует ум. С другой стороны, здесь есть свой риск, когда ребята начинают думать, что мир совершеннее, чем он есть на самом деле. Все-таки математика наука стройная, которая предлагает определенные ответы на конкретные вопросы, а жизнь часто достаточно сложна, непредсказуема, много случайностей (по крайней мере, мы многие явления не можем вполне объяснить и предсказать и поэтому считаем их порожденными случайными факторами).

Я думаю, что, с одной стороны, нам нужно сохранять фундаментальную математическую составляющую и на бакалаврском, и на магистерском уровне, это важно. С другой стороны, важно, чтобы, изучая экономические курсы или курсы по общественным наукам, ребята чувствовали, что есть и другие способы смотреть на мир, чтобы они находили продуктивные комбинации математических и гуманитарных знаний и умений, чтобы все это взаимно дополняло друг друга, а не исключало. Мне кажется, что так оно и есть сейчас в РЭШ. Буквально сейчас читал предисловие к книге по управлению человеческими ресурсами, которую написали экономист с очень сильным математическим бэкграундом Дэвид Крепс и организационный психолог Джеймс Барон. Как раз в предисловии авторы говорят, что, когда они вместе работали над книгой, они находили много точек соприкосновения, в которых их знания и представления дополняли друг друга, и в итоге рождалось нечто новое, нечто большее, чем мог привнести в книгу каждый из них по отдельности, возникала синергия. 

 

New Economic Start 2023

 

– Вы довольно активно включились в жизнь РЭШ на всех уровнях, вас вместе с детьми часто можно видеть на разных мероприятиях, удается вообще отдыхать? 

Можно я не буду отвечать на этот вопрос? (Смеется). Для меня очень важны все наши оффлайн-активности, когда люди видят друг друга, напрямую общаются. Когда я в первый раз приехал на кампус, тут было, честно признаюсь, пустовато, а само здание показалось мне немного индустриальным, казалось, что не хватает уюта. Но сейчас я проникся здешней атмосферой, мне однозначно тут нравится, все кажется продуманным, удобным и современным. Возможно, есть еще какие-то технические моменты, которые нужно решить, например, было эхо в аудиториях, но мы с этим разобрались, надеюсь, что со временем здесь, на кампусе, будет совсем хорошо. А если вернуться к человеческим впечатлениям… Мы и дальше будем обживать наш новый дом, раз уж он у нас есть, может быть, какие-то еще дополнительные активности придумаем, организуем наши рабочие процессы так, чтобы чаще встречаться и больше взаимодействовать вживую.  

– Что вы пожелаете самому себе? 

Во-первых, удачи, конечно, а во-вторых, разума, это никогда не будет лишним, и сохранения работоспособности. Еще, наверное, пожелал бы себе найти возможность, способ организовать свою жизнь так, чтобы преподавание осталось в моей жизни, которое я очень люблю, чтобы осталась какая-то отдушина, осталось время на научные исследования, очевидным приоритетом является развитие школы, но и моя собственная семья для меня очень важна, поэтому желаю себе находить время для семьи и оставить нормальное пространство для этого. 

 

Выпускной РЭШ 2023

 

– Что вы пожелаете всей команде РЭШ? 

Я бы пожелал оптимизма, взаимной поддержки, с другой стороны, креативности, которая нам точно понадобится, ну и твердости. Объективно время непростое и нам нужно каждый день себе отвечать на вопрос, что нужно сделать, чтобы за ближайшие годы не потерять тот импульс, ту динамику, которую Школа смогла приобрести, несмотря на трудности, которые были и раньше, несмотря на пандемию, например. Мы должны уверенно двигаться вперед и решить для себя, чего бы мы хотели достичь в ближайшие 5-10 лет, чтобы через 10 лет Школа также могла гордиться тем, как достойно она прошла этот сложный период. 

 

1685 человек прочитали эту новость, 17 отметили, что она им понравилась. А вам интересна эта новость?