• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Совместный бакалавриат учит самостоятельно работать: интервью с Александрой Крецу

Александра Крецу, студентка Совместного бакалавриата РЭШ и ВШЭ, в своем интервью поделилась опытом поступления на PhD в Школу менеджмента Келлога Северо-Западного университета


Л: Саша, расскажи про программу, на которой ты будешь учиться.

А: Я еду в Школу менеджмента Келлога Северо-Западного университета. Сама программа – экономическая, Managerial Economics & Strategy. При этом выбор предметов довольно гибкий, можно слушать курсы совместно с экономическим департаментом Северо-Западного университета.

Л: Куда ты еще подавалась? Почему в итоге выбрала именно этот университет?

А: Я отправляла документы в двенадцать университетов. Куда-то приняли, откуда-то прислали отказы. Я ездила на дни открытых дверей, и в итоге поняла, что именно в этом университете мне особенно понравилось, что и стало главным критерием для выбора. Это, наверное, странный ответ. Естественно, я пыталась сравнивать принявшие меня университеты по объективным показателям: место в рейтинге, профессорский состав, развитые научные области, возможность брать курсы с других департаментов, трудоустройство выпускников.

Но все эти параметры не слишком помогали в принятии решения. И тогда я получила очень ценный совет: мне сказали, что все места, в которые меня взяли, и так очень хорошие, поэтому нужно ехать туда, где понравится. Оказалось, что это Келлог.

Л: Когда ты поняла, что хочешь поехать на PhD?

А: Мне кажется, я всегда держала в голове этот вариант, но не была сильно уверена, что это именно то, что мне нужно. Тем не менее, казалось, что это правильный вектор, которого вполне можно придерживаться. 

Возможно, я допустила ошибку, когда не попробовала пойти на какую-то стажировку в бизнесе, но не думаю, что мое мнение сильно бы отличалось от того, что есть сейчас. Мне кажется, что лично для меня там не было бы места для роста. Я люблю долго думать над вещами с разных сторон. Это стандартная формулировка исследовательского проекта: у вас есть проблема, вопрос, и вы долго на него смотрите и пытаетесь что-то про него понять.

Л: Расскажи о процессе поступления. Что было самым сложным, когда начала всем этим заниматься? 

А: Я начала летом с одного из тестов, GRE, – и провалилась, написала количественный раздел на 169 из 170. А когда вы хотите в хороший университет, нужно все-таки, как говорят, получить 170. Сам по себе тест невероятно простой, математика 10 класса. Все, что нужно делать, – постоянно быть очень внимательным, не сбиваться и не паниковать. Увидев 169, я расстроилась и решила пересдавать тест осенью. Тогда уже написала нормально, на максимум.

Самая важная часть документов, которые вы отправляете в университет — рекомендации. Над ними надо начинать работать заранее. По сути, рекомендационные письма – это результат продолжительной работы с разными профессорами. Если вы правильно выбрали их в самом начале и хорошо работали, у вас нет никаких сомнений по поводу качества писем.

Самое сложное в процессе поступления – не выдохнуться. Это марафон, и даже тесты, которые по сути ничего не значат, требуют времени на подготовку, на саму сдачу. Очень много времени тратится на то, чтобы отполировать каждое предложение декларации о намерениях поступления, мотивационного письма, и никто точно не знает, как правильно их писать. В зависимости от вашей скорости и собранности, весь процесс может затянуться месяцев на пять. И все это время вы понимаете, что одна относительно крупная ошибка – и у вас ничего не получится, будете сидеть в феврале и получать стопки отказов. Так что очень важно не сбиваться с ритма.

Маленький совет – найти друга, который поступает в тот же год. Чтобы жаловаться друг другу на всю эту волокиту.

Л: Можешь отметить кого-то из преподавателей, кто тебе особенно помог на этом пути?

А:  Это мой научный руководитель, профессор Михаил Другов. Он всегда был открыт для обсуждения каких-то идей, связанных с дипломом или работой, при этом никогда не навязывал свою позицию. Для меня это был идеальный подход. 

Л: Какие у тебя ожидания от будущих пяти лет PhD?

А: Надеюсь не разочароваться в своем решении! 

Л: Как повлияло на твое поступление то, что ты училась на Совбаке? Почему изначально поступила на него?

А: Это была лучшая опция. Мне хотелось получить широкое образование, не теряя экономический профиль. Это очень важно, чтобы просто стать человеком, извините за пафос. Помимо этого, на других экономических программах очень много классов – это означает, что вы меньше учитесь самостоятельно. Это не то, чтобы плохо, но не подходит лично мне. Любой более-менее искренний интерес и увлечение не требует внешнего подталкивания, как мне кажется. Гораздо лучше, когда вам дают хорошую базу, а вы уже на ней что-то создаете сами. Может, это и есть главный плюс Совбака: он учит самостоятельно работать.

Кстати, влияние сверстников на программе - просто колоссально. Я узнаю от других студентов Совбака очень много. Помимо того, что в компании учиться легче и приятнее, гораздо проще и интереснее проводить время с людьми, которые в чем-то на тебя похожи. У нас вроде как общий тип мышления, и в то же время разные точки зрения на многие вопросы.

Л: Что бы ты посоветовала школьникам, которые сейчас победили на Всероссийской олимпиаде школьников и находятся в начале пути?

А: Не думайте, что жизнь закончилась на Всеросе. Даже если вы сильно вложились в него, все равно это лишь промежуточный этап. Не бойтесь пробовать новое, это касается как учебных курсов, так и работы. И не бойтесь общаться с людьми, обращаться к ним за советом и помощью. Они добрее и открытее, чем иногда может показаться.

 Беседовала Елена Томулец (BAE'2021)

Информацию о Совместном бакалавриате РЭШ и ВШЭ можно найти по ссылке.

672 человек прочитали эту новость, 4 отметили, что она им понравилась. А вам интересна эта новость?