Дата выхода: 13.09.2022
Тема: «Почему успех стартапера – в вере?»
«Экономика на слух» продолжает цикл подкастов о жизни стартапов, бизнес-процессах и карьерных траекториях. В новом выпуске о своем опыте рассказывают две выпускницы РЭШ. Тамара Орлова работает финансовым директором в компании Flo Health (среди наших слушательниц наверняка найдутся использующие это приложение), а Екатерина Праницкая – директор по продукту в еще юной фирме Superdao.
Они рассказывают, как работа в стартапе учит жить в условиях неопределенности, когда горизонт планирования – месяц и нужно быть готовым в любой момент сменить направление движения. Делятся секретами, как определять KPI – так, чтобы убедить инвесторов и не ограничить слишком узкими рамками развитие стартапа. Объясняют, когда не стоит перегружать работу лишними бюрократическими процедурами, а когда без них уже не обойтись. А еще – обсуждают происходящее на рынке труда. В некотором роде карьера сегодня – это тоже стартап: нужно быть готовым в любой момент съехать на обочину, найти объезд, но при этом – помнить о своей цели. Об этом и не только в новом выпуске «Экономики на слух», который, как и все в этом году, юбилейный и приурочен к 30-летию РЭШ.
Седьмой сезон подкаста «Экономика на слух» выходит при поддержке Благотворительного фонда «САФМАР».
ТАЙМКОД:
1.17 – Тамара и Екатерина рассказывают о компаниях, в которых работают, – Flo Health и Superdao
3.34 – Я исследовала разные продукты, нашла Superdao. Мне написал фаундер, сказал: продукта нет, давай делать. Я говорю: ну давай. Хотя не планировала менять работу
5.00 – Очень важная причина, по которой люди переходят в более молодую организацию из корпорации, – «продукта нет, давай делать». Живее ощущается твой личный вклад
6.02 – Стартап отличает состояние неопределенности
7.33 – Нужно сохранять гибкость ума, потому что, если ты в стартапе раз и навсегда принял решение и следуешь ему, это, скорее всего, лбом в стену
8.12 – Это миф, что для успеха предпринимателям нужно иметь стратегию, высеченную в камне. Те, кто добился успеха, всегда верят в свою стратегию, но сейчас – в одну, а через год – в другую
9.33 – Инвесторы изначально вкладывают в людей, которые будут способны перетерпеть неудачи и выбрать новую оптимальную стратегию
9.42 – Горизонт планирования очень небольшой. Можно попробовать планировать по приколу на полгода-год, когда заняться нечем
10.18 – Как на старте проекта выбирать KPI, которые устроят инвесторов
11.28 – Процессы в компании рождаются не просто так, а когда этого требует бизнес
15.26 – Когда начинают усложняться процессы
16.51 – Совет будущим стартаперам: дерзайте, но будьте готовы, что из 10 стартапов выстреливает один, а то и меньше
18.24 – Кто-то из моих друзей бросил школу, кто-то бросил университет, кто-то доучился до PhD, кто-то поработал несколько лет в корпорации – и все в итоге оказываются там, где они хотели оказаться
19.27 – Прошло ли лучшее время для стартапов? Это скорее цикличный процесс, нежели «было, но прошло»
20.50 – И инвесторы становятся аккуратнее, и денег становится меньше. Но денег все равно много, сухой порох никуда не делся
24.22 – Как вкладывают инвесторы
25.40 – Работать в стартапе vs. запустить стартап
28.27 – Дискриминация женщин по принципу инвестиций
29.35 – Когда я вижу девушку – владельца бизнеса, еще немножечко связанную с криптой, мы на Zoom сидим и говорим: вау, как круто, что ты женщина! Потому что женщин очень мало
30.37 – Прав ли Герман Греф, утверждая, что главное в успехе – это мягкие навыки (soft skills)? Или это старомодный взгляд?
33.21 – Чем похожи журналист и продакт-менеджер
35.18 – Те, кто добился успеха в России, привыкли работать много, привыкли работать в меняющихся обстоятельствах, привыкли адаптироваться, привыкли к стрессу
36.09 – Наша система образования во многом основана на техническом воспроизведении заученного материала. Чего ей не хватает?
39.07 – Меняется ли рынок труда
40.31 – Может ли стартап стать окном в мировой рынок труда
44.16 – Как меняется роль нетворкинга и действительно ли он так важен. Два мнения