Социальные сети получают все большее распространение по всему миру, и сегодня ими пользуются уже около 3 млрд человек. Если раньше к этому явлению относились в основном оптимистично, то в последнее время, напротив, распространяется осторожное отношение к социальным сетям.
В начале своей лекции ректор РЭШ Рубен Ениколопов остановился на ключевых потенциальных позитивных и негативных эффектах распространения социальных сетей. Среди положительных эффектов он назвал то, что они облегчают общение между людьми, а также дает новые возможности для кооперации (волонтерства или политической вовлеченности). Среди возможного вреда – депрессии (из-за отсутствия живого общения), привыкание, создание «эхо-камер» и поляризация пользователей, распространение недостоверных новостей и манипуляций.
Далее профессор Ениколопов остановился на нескольких ключевых экономических исследованиях на тему социальных сетей, которые проводились с использованием экспериментов и больших данных. Вот некоторые из выводов:
- Люди все больше расходятся в своих убеждениях (например, политических) именно из-за того, что пользуются социальными сетями.
- Facebook делает людей менее счастливыми, чем они могли бы быть без него. Но сами люди (участники эксперимента) этого не осознают.
- Социальные сети увеличивают интерес людей к новостям и их информированность о происходящем в мире.
- В интернете создается эффект социального давления – люди гораздо активнее участвуют в выборах, если видят, что их друзья – особенно ближайший круг – проголосовали.
- Протестная активность была выше в российских городах, где более широко распространилась соцсеть ВКонтакте. Но и поддержка правительства на выборах тоже была более высокой.
- Люди готовы платить за интернет-услуги, которые им достаются бесплатно. Больше всего пользователи ценят интернет-поисковики («Яндекс», Google) и мессенджеры.
Презентацию Рубена Ениколопова можно скачать по ссылке (файл PDF).